Эксперименты в рамках кириллицы. Практический курс

Виталина Лопухина
2 мар — 9 апр 2020
20 000

Этот курс предполагает очень много практики, а именно письма разнообразными инструментами: от острого пера до маркера-швабры Molotov. Задача на 10 занятий — понять кириллические буквы, изучить традиционные почерки и научиться использовать их возможности в современном дизайне.

  • 10уроков
  • 90минут ежедневных занятий
  • 5недель

Кому подойдет курс

наибольшую пользу от курса получат студенты, которые уже имеют некоторый опыт каллиграфии и леттеринга. он будет интересен дизайнерам и арт-директорам, которые работают с кириллицей и хотят добавить в проекты немного творческого эксперимента. курс пригодится райтерам и уличным художникам: теоретические основы письма и понимание истоков традиционных почерков помогут им выстроить базу для собственных экспериментов.

если вы новичок, но очень хотите пройти курс, уделите больше внимания теории и используйте возможность получать подробные комментарии преподавателя. опытным дизайнерам понравятся задания, которые способствуют лучшему пониманию природы кириллических букв, а также практика, работающая на раскрепощение руки и развитие терпения.

Чему вы научитесь

  • вы изучите характерные почерки разных периодов с 10 по 11 веков. (устав, вязь, полуустав, скоропись).
  • под руководством преподавателя вы освоите разнообразные инструменты письма, которые меняют пластику букв и придают надписям современный характер.
  • практикуясь, вы нащупаете границы допустимого эксперимента над формой кириллических букв и научитесь стилизовать их так, чтобы добиться разных эффектов, не теряя «вкуса» кириллицы.
  • с помощью разных инструментов вы будете создавать графические композиции и закончите курс эффектной дипломной работой.

Расписание

  1. вступительная лекция об истории кириллицы. теория и терминология. изучение пропорций, ритма, соотношения формы и контрформы на разных почерках из исторических образцов.
  2. подробное знакомство с инструментами, их влияние на характер букв. современные работы на основе исторических почерков. анализ и практика.
  3. на основе устава пишем авторский алфавит, экспериментируя с фактурой, ритмом, инструментами, пластикой, контрастом, не нарушая графем. рассматриваем особенности полуустава.
  4. создаем фактуры из букв на основе полуустава. цель: научиться за 10−15 минут создавать алфавит, сохраняя при этом особенности и характер устава и полуустава, превращая буквы в фактуру.
  5. изучение скорописи разных периодов по авторским прописям. анализируем буквы, их соединения.
  6. вебинар. на основе скорописи создаем алфавит (строчные и прописные буквы), сохраняя читабельность или превращая буквы в фактуру.
  7. леттеринг. рисуем буквы на основе полуустава или устава. используем целый арсенал инструментов.
  8. леттеринг. складываем буквы в алфавит, работаем с adobe photoshop и/или adobe illustrator.
  9. создаем композицию, включая туда устав или полуустав, скоропись. комбинированная техника (каллиграфия + леттеринг).
  10. вебинар. подводим итоги занятий: «защита» собственных работ, анализ процесса и результатов!

Необходимые материалы и инструменты

  • Бумага А4, А3 и А2 форматов.
  • Тушь / чернила, можно и то, и другое. Higgins, Koh-I-Noor, Pelikan, Ecoline, Winsor and Newton Calligraphy ink и т. д. (на выбор)
  • Брашпен или остроконечная кисть (лучше и то, и другое). Браш нужен разных размеров: Pentel brush pen (кисть большого размера) и Pentel touch (маленького). К большим кистям: MONAMI, Fix Price. К маленьким: ZIG Cocoiro, Faber castel маркеры (или другие производители или модели).
  • Маркеры двух размеров на выбор: Molotov, Montana acrylic, Calligraffiti, On the run. С плоским наконечником, размер 1 см и 4 см (можно чуть больше или чуть меньше).
  • Cola pen или rulling pen. Первый можно изготовить самостоятельно (инструкция будет в домашних заданиях), второй купить.
  • Плоское перо Pilot Parallel Pen, 3.8 и 6 мм.
  • Кисточки плоские от 3 мм до 20 мм и остроконечные любого производителя, 3 ширины на выбор
  • Карандаш, ластик, линейка, емкость для туши, салфетки.
  • Лайнеры двух размеров: Marvy LePen Drawing/For Drawing или Faber-Castell PITT Artist Pen (0,1 и 0, 3 или 0, 5 мм).
  • Установленные на рабочем компьютере программы Adobe Photoshop и Adobe Illustrator
  • Распечатанные материалы для домашнего задания (присылаются в процессе работы).

как проходит обучение

обучение проходит в группе фейсбука и включает в себя домашние задания и их разбор на групповых вебинарах. курс предполагает свободный, но организованный график. нужно смотреть лекции, задавать вопросы в фейсбуке — для студентов и преподавателя будет организована закрытая группа, выполнять домашние задания — их будет проверять преподаватель, комментировать и давать советы по улучшению работы. после прохождения курса вам выдается сертификат.

Что в итоге

Прислушиваясь к советам преподавателя и добросовестно выполняя домашнюю работу, за пять недель курса вы узнаете, на что способна кириллица, найдете любимый стиль и инструмент, а также сделаете несколько красивых каллиграфических работ, которые можно разместить в портфолио.

Кто будет преподавать

Виталина Лопухина — каллиграф, дизайнер, преподаватель. Работает вместе с сестрой Викторией, популяризирует кириллицу и традиционные почерки в современном мире. Преподает каллиграфию в Киевском художественном институте М. Бойчука. Участвует в международных каллиграфических конференциях и выставках. Среди них Международная выставка каллиграфии в Великом Новгороде, Typomania (Москва), International Festival of Poster and Typography Design PLASTER (Польша), International Festival The Design of Word (Милан). Состояла в оргкомитете фестиваля каллиграфии и типографики «Рутения» (с 2009 года). Вместе с сестрой провели более 50 лекций, курсов и мастер-классов в Киеве, Львове, Санкт-Петербурге, Челябинске, Познани, Минске и Кишиневе. Расписала больше 15 стен, некоторые из них можно встретить в городах Голландии. Публиковалась в немецких и польских журналах по леттерингу и каллиграфии, а также в книге Mastering Calligraphy: The Complete Guide to Hand Lettering.

Примеры работ преподавателя

Работы студентов

Мнения выпускников

Катя Усова

Cпасибо большое за такой емкий и вдохновляющий курс! Комментарии преподавателя делают очень помогают в работе. Я всем довольна и рада своим новым знаниям — умениям. Успехов вам во всем!

Валентина Третьяк

Есть отличная цитата про расхождение с мэйнстримом: мы делаем «нечто придурошное, кривое, не героическое». Так и надо делать во всём. Иначе ничего не получится. Для шрифтовика это важно, потому что очень ровная линия и продуманные движения — они мертвят, а живая надпись, пусть даже чуть-чуть кривоватая, даёт нужный эффект. Вот к этому и стремлюсь — к живой линии, к свободе на белом пространстве, чтобы не бояться испортить, а лететь и наслаждаться полётом. Спасибо, Учитель, за шаг к цели. И за список литературы и полезных ресурсов!

Илья Шардон

За время курса удалось прочувствовать инструменты, которые до этого не пробовал и не использовал в своей работе, улучшить навык письма остроконечным пером. Стал внимательнее относиться к композиции и формату листа, осилил кучу прописей, что явно делает руку тверже. Объем работы был большим, но со временем совладать удалось. Отдельный позитивный момент — обучение в группе дало новых, очень отзывчивых знакомых, которые занимаются тем же делом и находятся в «теме»! Что очень мотивирует.

Карина Кривенко

У меня было несколько причин, чтоб пройти этот курс. Во-первых, я долгое время откладывала своё знакомство с уставом и полууставом, но понимала, что это не может длиться вечно. Во-вторых, я уже давно следила за творчеством Виты и её сестры. Стоит отметить, что особое уважение вызывало то, что они работают с кириллицей. Их работы необыкновенно вдохновляют и служат примером того, что свои традиции, культуру и историю стоит знать и делать всё возможное, чтоб сберечь. Или хотя бы уважительно к ним относиться. Я знала, что я шла к мастеру. Это, признаюсь, одновременно и утешало, и пугало. К сожалению, в большинстве случаев мастера забывают, что такое быть учеником. Те знания, которые они накопили за множество лет своего опыта, начинают им казаться обыденными и не заслуживающими отдельного внимания или разъяснения. Но не в случае с Витой. Она на протяжении всего курса была очень отзывчивой и стремилась помочь всем без исключения, несмотря на «разношёрстность» группы, где собрались люди совсем разного уровня. Я не пожалела. К ней хочется вернуться, а такое желание у меня возникало крайне редко на других курсах и мастер-классах. Все её комментарии всегда были полезными для меня. Даже в сильных с первого взгляда работах она находила что-то, что можно было бы улучшить. Спасибо!

Елена Приморова

К началу обучения я уже имела некоторые знания и навыки — курс всё углубил, структурировал и придал мне смелость обращения с материалами и инструментами, которой часто не хватает старательному ученику. Своими результатами очень довольна, опыт расцениваю как положительный.

Майя Лебедева

Основным своим успехом я считаю то, что определилась с полем своих творческих интересов и техникой. Я имею в виду, что воплощение работ в неком материале дало мне ощущение уверенности. Также у меня сложилась картинка того, куда двигаться дальше. Курс получился очень насыщенный, задания были долгоиграющими. Я до сих пор пишу на рулонах, пробую повторять этюды и отрабатываю подходы к созданию шрифтовых композиций. Спасибо за возможность поучиться! Целую!

В Bang Bang Education учатся студенты из компаний

и многих других