Кириллица, история и практика

Виктория Лопухина
3 сен — 10 окт
20 000
14 000
До 1 сентября

интенсивный онлайн-курс по теории и практике кириллицы — находка для тех, кто хочет овладеть инструментами каллиграфии в написании красивейших исторических почерков — устава, полуустава и скорописи, — а также получить достаточно знаний об истории родной письменности, чтобы на должном уровне поддержать разговор с профессионалами.

вместе с преподавателем студенты разберутся в эволюции кириллицы от момента её появления на руси до наших дней.

курс пройдется по кириллическим почеркам, охватывая период с 5 до 7 век и, сознательно минуя почти весь 19 век и петровские реформы, перейдет в новейшее время, к очередному расцвету кириллицы.

  • 8уроков
  • 120минут ежедневных занятий
  • 5недель

Кому подойдет курс

курс предназначен для всех желающих любого уровня подготовки. новичкам будет интересен экскурс в историю письменности, славянской культуры и графического дизайна 20 века. он полезен преподавателям курсов по типографике, каллиграфии и шрифту, которые хотят углубить свои знания. графическим дизайнерам и арт-директорам, которые так или иначе работают с кириллицей и не могут игнорировать современную моду на аутентичность и русские традиционные почерки. если вы верите в то, что в основе оригинальности лежит глубокое знание истоков родной визуальной культуры.

Расписание

  1. исследования букв в исторических образцах рукописной и первопечатной книги. анализ исторических букв полуустава разных периодов. главный источник — известные памятники рукописной книги — остромирово евангелие, изборник святослава, реймсское евангелие и пр. копируем некоторые исторические образцы, подбирая правильный инструмент (калам, гусиное перо). вдохновляемся первопечатными книгами.
  2. исследования скорописных букв различных периодов. основные источники — грамоты, уставы и привелегии козацких старшин. скоропись времен речи посполитой.
  3. Вебинар. прописи по скорописи остроконечным пером. стили скорописи и различные периоды скорописи. авторские прописи по скорописи остроконечным пером. разбираем буквы, анализируем формы.
  4. Вебинар. прописи по скорописи брашпеном (остроконечной кистью, остроконечным маркером). авторские прописи по скорописи брашпеном, разбираем буквы, анализируем формы.
  5. кириллица в графике художников 20 века. георгий нарбут, сергей чехонин, владимир юрчишин, яков гнездовский и др. анализ кириллических букв в контексте их графических работ. экслибрис, примеры и приемы разработки.
  6. кириллица в работах современных каллиграфов и художников шрифта.
  7. рисуем шрифтовой экслибрис. создаем знак для своей библиотеки, используя опыт и знания о кириллице.
  8. вебинар. разбираем финальные работы.
  9. необходимые материалы и инструменты.

Необходимые материалы и инструменты

  • Плоское перо Pilot Parallel Pen, обычно в ходу 2,4 и 3,8 мм. Если у вас будут все 4 параллель пена — хорошо.

  • Остроконечное перо. Если у вас есть любимые — берите их, если нет, то из наших любимых — перо NIKKO -G-, ZEBRA -G-, использовать их нужно с тонкой кисточкой, макая кисть и смазывая пёрышко. Для того, чтобы не мучиться с маканиями, есть другой вариант — каким-то образом смастерить тушедержатель к этим перьям, которые уже перечислила, или купить перо Leonardt -G- England и плоское перо Manuscript с тушедержателем TAPE и этот тушедержатель прикрепить к острому перу Leonardt -G-, а само перо отложить для другой работы. Проверенный способ, для скорописи точно.

  • Брашпен. Если у вас есть любимый — берите его. Очень хороший вариант и любимый вариант учеников — ТОНКИЙ аквабраш Pentel, с резервуаром для воды.

  • Бумага, много бумаги. Бумага бывает разной, лучше брать (если вы из России) ВЕРЖЕ, гознак. Также альбом для рисования «Котики» :), тоже гознак. Для острого пера можно пробовать слегка фактурную бумагу для пастели или акварели (но не сильной фактуры).

  • Распечатка прописей (материалы позже будут прилагаться в домашних заданиях).

  • Карандаш, ластик, линеры (черные ручки, тонкие маркеры).

  • Если у кого-то есть калам — отлично, если нет, то мы расскажем как его смастерить. И если у кого-то есть гусиное перо — хорошо, если нет, то так же расскажу как его приготовить. Ширина инструмента может быть свободная, но лучше в пределах 3−6 мм.

  • Всем студентам курса предоставляется электронная версия учебника «Азбука древнерусского письма «Азбуковник». Мы также рекомендуем приобрести бумажное издание всем, кто заинтересован в изучении кириллицы, но для учебы на курсе будет достаточно электронной версии.

как проходит обучение

обучение проходит в группе фейсбука и по почте и включает в себя домашние задания и их разбор на групповых вебинарах. курс предполагает свободный, но организованный график. нужно смотреть лекции, задавать вопросы по почте и в фейсбуке — для студентов и преподавателя будет организована закрытая группа, выполнять домашние задания — их будет проверять преподаватель, комментировать и давать советы по улучшению работы. после прохождения курса вам выдается сертификат.

Что в итоге

обучение на курсе даст вам понимание кириллицы, опыт ежедневной работы над развитием навыков и уверенность в своих силах. каждое выполненное задание вы разберёте с преподавателем, что позволит избегать повторения и закрепления ошибок в написании букв. и вы точно получите удовольствие от общения с группой единомышленников и преподавателем на протяжении всего курса.

Кто будет преподавать

Виктория Лопухина — каллиграф, дизайнер, преподаватель. Работает вместе с сестрой Виталиной, популяризирует кириллицу и традиционные почерки в современном мире. Участвует в международных каллиграфических конференциях и выставках. Среди них Международная выставка каллиграфии в Москве и Нижнем Новгороде, Typomania (Москва), Typetersburg (Санкт-Петербург), International Festival of Poster and Typography Design PLASTER (Toruń, Poland), International Festival The Design of Word (Milan, Italy). Была одним из организаторов фестиваля Рутения (2009 год, Киев).

Вместе с сестрой провели более 50 лекций, курсов и мастер-классов в различных городах — Киеве, Львове, Санкт-Петербурге, Челябинске, Познани-Варшаве, Минске, Кишинёве и даже в Пуне (Индия).

Публиковалась в немецких и польских журналах по леттерингу и каллиграфии, а также в книге Mastering Calligraphy: The Complete Guide to Hand Lettering.

Преподаватель считает

Курс достаточно объёмный, поэтому предназначен как для терпеливых новичков, так и для графических дизайнеров и арт-директоров, которые так или иначе работают с кириллицей и не могут игнорировать современную моду на аутентичность и русские традиционные почерки. Курс также подойдет для преподавателей шрифта и каллиграфии, чтобы расширить круг интересов и закрепить знания по истории кириллической письменности.

Если вы верите в то, что в основе оригинальности лежит глубокое знание истоков родной визуальной культуры, — этот курс для вас.

Преподаватель работал для

Примеры работ преподавателя

Работы студентов

Мнения выпускников

Ярослав Бондаренко

За время занятий на курсе Вики Лопухиной я внимательно изучил полуустав и кириллическую скоропись, с которыми раньше был знаком очень поверхностно. Попутно прокачал навык письма острым пером и брашпеном. Учебные прописи составлены очень толково, домашние задания сложные и требуют творческого усилия. Наконец, благодаря видеозаписи практических уроков, я увидел, как пишет сам мастер, буквально следил за рукой — в каком темпе вьётся письмо, где перо ускоряется, где замедляется, где росчерк дорисовывается, где ошибка незаметна, а где придется переписать, — это было ооочень полезно. Время для выполнения домашних заданий найти удалось с некоторым трудом. Его пришлось отнимать от вечернего семейного времени, и жена была недовольна, как бы ни поддерживала она меня в обучении. Зато в выходные дни писалось и переписывалось всё легко и с удовольствием. Я доволен курсом! Новые знания улеглись, практические навыки освежились, уверенности в себе прибавилось, самооценка повышена — всё это к лучшему. Спасибо, бэнг!

Виктория Хромова

Мне очень понравилось учиться. В условиях маленького городка онлайн оказался самым эффективным форматом приобретения новых знаний и навыков! Вика — самый внимательный преподаватель, а мои однокурсники — талантливые и трудолюбивые ребята. С некоторыми мы общаемся и сейчас, поэтому спасибо ещё и за новые интересные знакомства.

Анна Капустина

Ура! Курс пройден. И домашние книги ждут мой экслибрис. Я очень рада, что записалась. Изначально это было желание что-то вспомнить, что-то заново изучить в истории наших букв, получить более глубокое представление построения кириллицы в целом. Попрактиковаться. Попробовать разные инструменты. А возникло ощущение любования кириллическими формами. Она такая красивая, кириллица! И важно, что ты был не один в этом процессе, а в компании крутого каллиграфа. Вика, спасибо за все! Когда живёшь далеко от Москвы и Санкт-Петербурга и не имеешь возможности посещать вживую мастер-классы, онлайн курс — это отличный способ самообразования! Спасибо, Bang! Bang! За вами будущее! Жду новых курсов по шрифтам.

Ирина Вовк

Я любовалась кириллицей уже много лет, но не могла взять себя за руку и усадить на стул. Bang Bang это сделал за меня! Спасибо за мои ошибки и работу над ними, за вдохновение, примеры и новое интересное хобби!

Татьяна Пилюгина

Вика Лопухина — мой кумир. И преподаватель она оказалась не хуже, чем мастер: все объяснения я получала быстро и в доступном/достаточном объёме, так что получалось использовать время максимально эффективно: не оттачивать повторение ошибок, а корректировать свои умения с полным пониманием происходящего. Задания курса ужасно интересные, результат меня тоже порадовал!

в bang bang education учатся студенты из компаний

и многих других