Что такое рисование?

Анастасия Рыбина-Джеймс
15—18 фев
3500
2450
до 25 января

Мы понимаем, что такое рисунок как артефакт, но что такое рисование? Задумываемся ли мы, что делают наши голова, руки и глаза, когда мы рисуем? Иными словами, что такое рисование как практика?

Наиболее ярко вопрос об искусстве как о деятельности (в отличие от продукта деятельности, артефакта) прозвучал в 1960-х в рамках объединения Fluxus — сначала в музыке и перфомансах, а затем и в более традиционных формах визуального искусства. Эта тема остается актуальной и сейчас: берлинский журнал FUKT полностью посвятил свой предпоследний номер системам практик, которые создают для себя художники. Иногда построение этой системы ограничивается набором техник рисования, а иногда перерастает в целый воображаемый язык, который растет и развивается.

Мы предлагаем вам выполнить серию различных упражнений и попробовать ряд практик для работы с рисунком, которые помогут перенести фокус на процесс рисования. Будем выставлять себе ряд ограничений, которые приведут нас к новым возможностям. Начнем с простых, затем будем их усложнять и комбинировать.

Программа:

День 1. Непрерывный рисунок. Наблюдение в движении.

На этом занятии мы попробуем рисовать вслепую, рисовать непрерывной линией и потренируемся работать с изменениями конфигурации материалов — от разных способов держать карандаш до рисования объекта вверх ногами.

День 2. Фактор времени и пространства. Минимализм.

Потренируемся выполнять рисунок с разными ограничениями по времени и размеру и понаблюдаем, как это влияет на нашу практику рисования. Что в рисунке будет неизменно, несмотря на ограничения, а что мы отбросим? Посоревнуемся в экстремальном минимализме.

День 3. Границы между текстом и рисунком. Мини-зин.

Потренируемся во фрирайтинге, будем писать на выдуманном языке и проследим, где проходит граница между рисунком и текстом и можно ли ее нарушать.

День 4. Once more with feeling. Чувство в рисовании.

Разберемся, какие органы чувств, кроме зрения, мы можем использовать в рисовании. Нарисуем объект «наощупь», научимся передавать текстуры и тактильные ощущения. Потренируемся рисовать по одной из партитур Fluxus и в технике Джона Кейджа.

Необходимые материалы:

  • Лучше всего взять альбом в жестком переплете или листы бумаги формата А4 или А3.
  • Для третьего занятия потребуются 6−8 листов ватмана A1 (180−200 г/м2).
  • Материал на выбор: графитный мелок/мягкий карандаш/черный фломастер/ручка-линер/шариковая ручка. Главное — чтобы была хорошая однородная линия. Нет ограничения на смену материала.

Кому подойдет:

Этот онлайн-интенсив подойдет всем, кто рисует и хочет выйти за границы собственного стиля и привычного набора техник.

Как проходит обучение:

Каждый вечер в 19:30 на странице этого онлайн-интенсива будет появляться вебинар, на котором преподаватель будет рассказывать и показывать материал дня. После окончания лекционной части Анастасия ответит на вопросы, которые вы сможете задавать в чате по ходу лекции. После окончания интенсива вам будут доступны записи всех прошедших вебинаров.

Кто будет препода­вать

Анастасия Рыбина-Джеймс — cовременная междисциплинарная художница и музыкант, выпускница Falmouth School of Art и участница ряда резиденций в Великобритании. Основные направления работы — звук, свет, инсталляция и перформанс. Групповые воркшопы и хэппенинги являются неотъемлемой частью ее художественной практики.

Примеры работ преподавателя