В августе в московской галерее «Электрозавод» прошла выставка итоговых работ студентов и студенток второго потока годовой программы «Современное искусство». Мы собрали описания и фотографии работ участников и участниц мастерской художника Димы Филиппова «Искусство вне стен» и попросили преподавателя прокомментировать каждую из них.

«Просвет», Марина Саанишвили

Описание:

«Обилие ограждений и заборов в городской и социальной среде волнует меня уже на протяжении долгого времени. “Просвет” открывает серию визуальных экспериментов на тему ограждений и общего влияния, которое они оказывают на среду и на людей, живущих в ней. Проеденный забор как признак его неактуальности, разрушения, отрицания — попытка исключить его из существующей реальности.

Также проект вбирает в себя переживания актуальной действительности. В ситуации всеобъемлющего ограничения вопрос нахождения путей преодоления этих ограничений и противопоставления их навязываемому разделению становится особенно актуален».

Дима Филиппов:

«Лаконичный объект Марины — это тот редкий случай, когда о работе можно не рассказывать. Мы видим узнаваемый, но подвергшийся изменениям объект. Многое будет зависеть от того, с каким опытом мы приходим к нему. Его можно воспринимать только как работу с формой, а можно как молчаливый протест жителя города. Художница сосредотачивает наше внимание, выделяет знак — точку, в которой сходится образ современности. Этой точкой становится ограждение, которое под взглядом художницы начинает растворяться в пространстве.

Архитектурное образование и опыт работы с навигацией дают Марине все шансы производить точные высказывания, которые будут выверены как по форме, так и по содержанию. Свойственное архитекторам пространственное мышление и поиск лаконичных, изящных решений должны помочь в будущих проектах».

«Инвазия», Айгуль Высоцкая

Описание проекта:

«Инвазией в ботанике называют вселение новых видов на территории, где они ранее отсутствовали. Этот процесс происходит без сознательного участия человека. Пространство галереи находится в пограничном состоянии — в нее проникает вода, селятся птицы. Я заметила растение, которое поселилось на клумбе и прилегающей крыше у наружных стен галереи.

Клен американский, или клен ясенелистный (лат. Acer negundo), внесен в Черную книгу флоры Средней России как опасный инвазивный вид. Быстрое распространение обусловлено развитием придаточных корней и переносом семян на большие расстояния.

В своей работе я моделирую возможное будущее здания, ускоряя процесс инвазии. На выставке также представлен альбом, в котором собраны практики и наблюдения, сделанные мной в процессе обучения в мастерской».

Дима Филиппов:

«В работе Айгуль стоит обратить внимание на материал — американский клен, который буквально окружает и захватывает территорию. Художница в своей практике обращается к повседневным пространствам, присматривается к ним с целью увидеть определяющий место элемент. Обладая бэкграундом флориста, Айгуль обратила наше внимание на растение и возможное будущее самого пространства галереи. Она моделирует ситуацию, когда клен прорывается внутрь сквозь образовавшиеся трещины.

Сильная сторона Айгуль как художницы — широкий спектр навыков. Умение чувствовать пространство и желание взаимодействовать с ним, работать с композицией, материалом и подачей. Айгуль активно и последовательно занималась арт-практиками “вне стен” во время обучения.

В будущих работах я предложил бы Айгуль еще больше концентрироваться над художественной линией, работать последовательно. Для этого необходимо быть сосредоточенной, погруженной в историю места и точной в выборе форм».

Без названия, Антон Александров

Описание:

Без описания.

Дима Филиппов:

«Работа Антона на выставке представляла из себя перформанс, игру с самим понятием выставки. Он поставил себе задачу сделать то, что он сам не может от себя ожидать. В последний день монтажа на выставке появился розовый надувной спасательный круг, на котором было написано: “Паршиков был прав”. Он принес этот объект анонимно, без предупреждения, пока никого не было на площадке.

Спустя какое-то время я связался с Антоном, и он предложил мне определить место для этого круга. Примерив круг в разных местах, я остановился на том, чтобы поместить его наверху трубы вентиляции. Так, чтобы этот круг выглядывал из нее. Ко времени открытия выставки круг уже порядком сдулся и почти исчез в этой трубе. В итоге он окончательно пропал там. Антон, который просил не делать никаких экспликаций со своим именем и названием работ, во время открытия пришел и поставил свою небольшую фотографию возле трубы вентиляции на входе в галерею. Сам же круг до сих пор находится внутри пространства галереи в этой трубе.

Мне симпатизирует подход Антона как к процессу обучения, так и к тому, каким образом он поучаствовал в выставке. Игровые формы, которые он выбирает, ставят вопросы: как создается произведение и что именно мы для этого делаем. Его первоначальный вариант работы на выставке предполагал другую концепцию: Антон отсутствует в зале и от него присутствует только сообщение: “хожу брожу”. Остается открытым вопрос, найдет ли он себя в искусстве, которое мы называем современным, или же он выберет иной путь».

«Пробы», Юля Смирнова

Описание:

«Я изучаю трещины — их экосистему, природу, причины возникновения. Сначала это было подражанием и имитацией в живописи. Затем интерес привел меня к необходимости поменять ракурс. Я все больше погружалась и изучала. Анализировала связь между своими работами и средой экспонирования. И это всматривание в поры пространств дало иное видение мест, где искусство обнаруживает себя. Таким образом я пришла к исследованию арт-локаций, структуры их субстанций.

На стене перед вами — несколько пронумерованных проб из таких разрушающихся поверхностей в разных арт-пространствах. Последняя проба, №5 — из галереи, где мы находимся. Сверху над ней — сама трещина, откуда взят материал. Место помечено табличкой “Проба №5”».

Дима Филиппов:

«Работа Юли не претендует на научную точность данных, но я бы обратил внимание на то, как художница смещает акценты, почти ищет жизнь там, где мы ее не можем заметить. Обращение к самим выставочным пространствам как к материалу для работы не ново для художников, но в данном случае Юля собирает актуальные “анализы” состояния выставочных пространств Москвы, а диагноз может поставить сам зритель. Эта работа обладает потенциалом институциональной критики, но при этом в ней можно почувствовать любовь Юли к красоте окружающей фактуры.

Первое время живописный бэкграунд Юли мешал ей начать работать с другими художественными языками. Но она смогла найти связь между картиной и выставочным залом, и этой связкой стало внимание к трещинам. Обратив внимание на образующийся на живописном полотне кракелюр (скол, трещину), она смогла переключить фокус с плоскости на объем и перейти к работе с пространством.

На мой взгляд, Юле нужно больше пробовать и экспериментировать. Пока шла учеба, поддерживать ритм было возможно. Но после — нужно делать это самой».

«Открытый мир», Аня Гордеева

Описание:

«Тотальная инсталляция в курилке. Одноканальная проекция из личного архива с 1992 по 2022 год длиной 4 минуты 20 секунд. Текст аудиотрека записан со слов учителей как внутри школы, так и вне здания. Саунд-продюсер: Сергей Генинг. Спасибо Eugene Suo-me, Denis Novikov и TopErr, sb.4d и Юлии Ястребовой за все».Дима Филиппов:

«На выставке Аня представляла автобиографическое видеоэссе, разделенное на фрагменты и вписанное в неудобное пространство на входе. Там, где обычно расположена курилка. Аня стремилась к интеграции в пространство, подчеркивая с помощью видеомэппинга сломы, углы помещения. Отправной точкой для работы послужил опыт самоизоляции, во время которого Аня создала автовидеопортреты. В работе на выставке видео уже выступает как инструмент инсталлирования пространства с целью создания переживания опыта художницы.

Аня обладает качествами, способными сделать ее генератором событий и сообществ. Она уверенно владеет техническими инструментами. Есть сложности в выборе формы, которые Аня использует для передачи идей. Они укоренены в технологии и существующие алгоритмы, которые иногда сообщают сами по себе больше, чем хочет сказать художница. Здесь важно быть внутри сообщества, которое могло бы давать взгляд со стороны».

«Островок безопасности», Ярослава Трояновская

Описание:

«Островок безопасности — техническое средство организации дорожного движения, которое является зоной безопасности для пешеходов. Несмотря на возможность быть сбитым машиной на любом участке дороги, формально он дает ощущение спокойствия и защищенности».Дима Филиппов:

«Работа начинается с игры слов. Художница заимствует форму одного из видов дорожной разметки и воссоздает ее в чистом поле, предъявляя зрителю только фрагмент документации. Сама работа на выставке состояла из двух элементов: самой документации и разметки, которая достраивает форму линий в виде луча. Этот контраст между материальным и воображаемым создает напряжение в действии.

Ярослава легко работает в разных местах: не боится взаимодействовать с городом или показаться непонятной. Ей свойственна тяга к эксперименту и легкость в работе с материалом. У нее пока мало опыта, но он пополняется в процессе».

Поделиться