«Одно не исключает другого», или «Подвижное состояние между и за пределами: иронии и искренности, наивности и понимания, релятивизма и истинности, оптимизма и сомнения, в погоне за множеством несоизмеримых и ускользающих горизонтов» — из манифеста метамодернизма художника и писателя Люка Тернера.
→ Полный текст манифеста метамодернизма.
→ Книга «Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма». В открытом доступе есть фрагменты.
→ Критические заметки о метамодерне в журнале «Сигма».
→ Телеграм-канал и сайт про метамодерн мультимедиахудожника Вероники Боглай. И беседа «Пробуждать чувства» — о том, зачем писать диплом про метамодерн.
Вторгается в природный ландшафт и трансформирует его. Выступает против коммерциализации искусства и потому выходит из галерей, зачастую даже в труднодоступные для зрителя места. Может быть почти незаметным в среде и быстро исчезать — как, например, протоптанная через поле травы дорожка. А может — очень масштабным, дорогим и агрессивным по своему воздействию на среду.
→ История ленд-арта на сайте Tate.
→ Описание работ Христо и Жанны-Клод «Обернутые острова» и «Обернутая Триумфальная арка».
Заботится о воздействии человека на природу, общество, экономику и культуру, следует принципам социальной справедливости, ненасилия, осознанного отношения к экологии. Художник в рамках этого направления может создавать произведения, исследующие эти темы, и использовать в творчестве экологичные материалы.
→ Статья Анники Коннор Sustainable Art: What Is It, and Who Is Making It?
Междисциплинарная область исследований, признающая равноправие человеческих и нечеловеческих агентов в интеракции. Критикует антропоцентрический подход, в котором человек превосходит окружающий мир, а материя считается пассивной. Старается переосмыслить повседневные практики, отказавшись от человекоцентричной оптики.
→ Большая статья о глубоких медиа на The Blueprint.
→ Медиахудожница Елена Никоноле — TEDxTomsk об искусстве глубоких медиа.
Различные сущности вокруг нас — живые организмы, вирусы, электрические поля, технические устройства и т. д., которые, согласно глубоким медиа, следует рассматривать как автономные, взаимодействующие и образующие сложную системную целостность как пространство жизни.
→ Размышления Дмитрия Булатова, художника, теоретика искусства, куратора ГЦСИ (Балтийский филиал) о человеческом, нечеловеческом и новых отношениях с миром.
→ Дискуссия «Искусство нечеловеческих агентов: как подружить нейросети и птиц» в музее Garage.
→ Конференция Nonhuman Agents in art, culture and theory (Берлин, 2017). Не столько стремится создавать произведения ради произведений, сколько ставит целью политические и социальные преобразования с помощью медиа. Рассчитывает на максимальную распространенность информации о совершенном акте, вовлекает существующие медиа и создает свои.
→ Книга Global Activism: Art and Conflict in the 21st Century.
→ Статья Татьяны Волковой «Хроники активистского искусства» в трех частях на «Артгиде».
→ История фестиваля «МедиаУдар».
Критика не самих медиа, а информации, которую они передают, и характера взаимодействия медиа с аудиторией.
Есть два типа медиа — репрессивные (те, которые не подразумевают обратной связи) и демократические (те, где отправитель и получатель связаны и могут дискутировать о содержании информации в режиме реального времени). Антимедиальное движение оспаривает репрессивные формы коммуникации и хочет добиться социальных преобразований. Инструменты: троллинг, нарушение функционирования медиа, создание альтернативы.
→ Статья Гирта Ловинка «Сквоттер, киберпанк, дейтадэнди. Амстердам и альтернативные медиастратегии».
→ Статья Джозефа Кошута «Искусство после философии».
Произведения, которые могут существовать исключительно в сети. Чаще это веб-страница, не имеющая функционального значения: история, интерактивная система, визуализация утопических идей, попытка перепридумать интерфейсы и механику наших действий в сети.
→ Манифест российского нет-арта, написанный Алексеем Шульгиным и Натали Букчин.
→ Интервью с Олей Лялиной, пионером нет-арта.
«Фотографию объекта рассматривают чаще, чем сам объект», — Джин МакХью.
Направление воспринимает сеть как привычную среду и часто относится к ней с иронией. Объекты из сети, их восприятие и логика взаимодействия с ними могут переноситься на физические объекты.
→ Статья художницы Марисы Ольсон, придумавшей термин «постинтернет».
→ Заметка о постинтернет-художниках на Artsy.
→ Видео перформанса Йозефа Бойса Filz TV.
Произведения, которые предлагают переосмыслить вопросы идентичности. Не только те, которые касаются гендерной и сексуальной проблематики. То, как вы себя определяете, не может быть поймано в общественный стереотип. Идя от гендера, мы приходим к более широкому понятию идентичности.
→ Книга «Краткая история квир-искусства».
→ Статья Р. Курта Оселунда о 12-ти заметных квир-художниках на NBC news.
→ Онлайн-курс и список ресурсов «Квир-искусство: с 1960-х годов до современности».
Стремится преодолеть гендерные барьеры и добиться того, чтобы произведения, созданные женщинами, были представлены наравне с другими. Пытается перестроить социокультурные перспективы, искоренить предрассудки и сформировать новый — корректный — диалог о женском опыте.
→ Путеводитель по феминистскому искусству на RSE Art.
→ Статья Марии Наговицыной «Ключевые проекты арт-фем движения в России». По сути любое цифровое искусство, которому присвоен токен — метка, созданная с помощью блокчейна, технологии децентрализованного интернета. Благодаря токенизации у цифрового искусства появляется прозрачный провенанс — его невозможно подделать или незаметно скопировать. Если раньше криптоарт был скорее маргинальной сферой, то в результате пандемии туда стали приходить большие деньги и большие художники вроде Дэмьена Херста.
Часто темы исследования в криптоискусстве — сама технология блокчейна и ее возможности.
→ Интервью с Андреем Алехиным, основателем нью-йоркского проекта Snark.art.
→ Разбор NFT-искусства и самых заметных проектов на The Verge. Искусство, которое, помимо художественных средств и художественного исследования, использует научные исследовательские методы. Практика, которая вполне может привести к научному открытию. Территория, где искусство и наука имеют общую цель — объяснить мир и изменить его.
→ Статья «Science Art: наука или искусство — нужное подчеркнуть» на Strelkamag.
→ Статья «5 проектов в области сайнс-арта: выбор куратора политехнического музея Натальи Фукс».
Представители направления работают с живыми формами: организмами, бактериями, живыми тканями и жизненными процессами и используют биотехнологии (генная инженерия, клонирование, культивирование тканей). Более широкое определение включает также работы, которые акцентируют социальные и этические аспекты биологических наук и содержат образы из современной медицины.
→ Статья What is Bio Art.
→ Манифест био-арт-художника Эдуарда Каца. Зритель не является пассивным созерцателем. Он — пользователь, соучастник, соавтор. Очень важен характер отношений: превращение зрителя в художественный материал может граничить с эксплуатацией.
→ Подборка книг «Соучастие или ничто», посвященных искусству соучастия. Отказ культурных институций от авторитарной позиции, демократизация процессов. Посетители воспринимаются как равноправные участники, а не пассивные потребители культурного продукта.
→ Книга «Партиципаторный музей». В своих произведениях авторы предлагают зрителю различные модели взаимоотношений, конструируют ситуации, основанные на эмпатии и взаимном интересе вопреки законам рыночной экономики.
→ Статья Николя Буррио «Эстетика взаимодействия» в Moscow Art Magazine.
→ Книга Николя Буррио «Реляционная эстетика / Постпродукция». Искусство в общественных местах, городской среде, доступное для всех и подразумевающее диалог с пространством. Создается с разрешения владельца территории (государства и компаний). Часто это масштабные проекты, которые представляют собой коллаборацию профессионалов разных сфер. Не обязательно является физическим объектом — это может быть театральная постановка, танец, поэзия.
→ Статья «Темпоральность и паблик-арт».
→ Сайт ассоциации паблик-арта. В отличие от паблик-арта, нелегальное или несанкционированное действие в городской среде. Может быть актом протеста. Еще одна характерная черта — уязвимость, эфемерность.
→ Книга Рафаеля Шактера The World Atlas of Street Art and Graffiti.
→ История стрит-арта на Google Arts and Culture.
→ Сайт сообщества Street Art Cities. Произведение не искусства, но массовой культуры, ее высшая точка. Или совместный продукт искусства и массовой культуры, их ироничный диалог.
→ Статья Роджера Скрутона A Fine Line Between Art and Kitsch.
→ Книга «Наивное искусство и китч».
→ Эссе арт-критика Клемента Гринберга Avant-Garde and Kitsch. Необязательно является плохим искусством или продуктом дурного вкуса. Такие произведения нельзя создать преднамеренно — это наивная претенциозность, обреченная на провал. В этих произведениях имеет место преувеличенность, маргинальность и бесстыдство.
→ Книга «История уродства» под редакцией Умберто Эко.
→ Статья Сьюзан Зонтаг Notes on 'Camp'.
Художественное произведение, основанное на импровизированном действии, в которое вовлекаются зрители. Внутренняя энергия действия усиливается и распространяется, увеличивая количество участников. Может переходить в другие пространства.
→ Манифест художника Аллана Капроу.
→ Статья Романа Шевчука «”Обовсем” Аллана Капроу» в журнале «Сигма».
→ Публикация Аллана Капроу «Просто делать» в Moscow Art Magazine.
→ Фильмы Курта Крена, документировавшего перформансы венских акционистов.
Использует человеческое тело, помещенное в определенную ситуацию, которая разыгрывается в конкретное время в конкретном месте. Диапазон действий художника — от просто присутствия до радикального селфхарма. Само произведение — это процесс, а не его результат. В то же время существует тактический перформанс: когда важнее не процесс перформанса, а след, который он после себя оставляет в медиа.
→ Статья Галины Ельшевской «Акции, перформансы и хеппенинги» на Arzamas.
→ Книга Роузли Голдберг «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней».
→ Статья Ирины Сироткиной «5 книг о том, что такое теория перформанса» на «Горьком».
→ История перформанса на The Art Story.
Пространство, в котором объекты (различные медиа) организованы согласно замыслу художника. Тотальная инсталляция — масштабная, занимающая большую площадь или всеобъемлющая по своему воздействию благодаря современным технологиям.
→ Статья Галины Ельшевской «Объекты, инсталляции, реди-мейды» на Arzamas.
→ История жанра на The Art Story.
→ История направления и избранные работы на сайте Tate.
Арт-проекты, создающиеся для определенного места, покидая которое, они теряют свою художественную ценность. Направление критикует существование объектов искусства подобно объектам рынка, которые перепродаются и перемещаются.
→ История предметно-ориентированного искусства.
→ Статья Зои Лескейз What Happens When Site-Specific Art Outlasts Its Surroundings? в The New York Times.
→ Подборка произведений на Artsy. Искусство, которое анализирует и развенчивает культурное наследие колониального прошлого. Критикует властные отношения, отношения между подчиненным и хозяином, угнетенным и угнетателем.
→ Лекции социолога Арсения Хитрова «Постколониальные исследования» и «Колонизация и антропоцентризм» на «ПостНауке».
→ История направления на сайте Tate.
→ Статья Хлои Остин Postcolonial art: eight artists addressing empire, colonial histories and black identities.
→ Лекция Мадины Тлостановой «Постколониальный дискурс и современное искусство».
Ряд течений и теоретических дискурсов, основанных на критическом отношении к знанию или ситуации в какой-либо из сфер. Восходит к Франкфуртской школе и работам Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно.
Среди дискурсов, которые существуют в контексте критической теории, также называют марксизм, психоанализ, постструктурализм, феминизм, постколониализм, мультикультурализм, исследования расизма, сексизма, этноцентризма.
→ Лекция социолога Арсения Хитрова об истоках критической теории, условиях познания и политическом активизме на «ПостНауке».
→ Книга Раселла А. Бермана Modern Culture and Critical Theory: Art, Politics and the Legacy of the Frankfurt School. Инструмент коммуникации, среда, средство. Контейнер, который содержит в себе некое послание.
→ Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа».
→ Статья Оксаны Мороз «5 книг об исследованиях медиа и цифровой среды» на «ПостНауке».
→ Медиаисследования на сайте «ПостНауки». Междисциплинарное направление, комбинирующее разные жанры искусства. Способствовало зарождению новых видов художественной практики — визуальной поэзии, перформанса, интерактивного медиаискусства.
→ Статья Дика Хиггинса Statement on intermedia.
→ Архив программы «Интермедиа» на сайте Tate.Художественные практики, связанные с электронными средствами, задействующие аудио и видео.
→ Определение термина на сайте Tate.
→ Статья Антона Деникина «Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям».
Художественные практики, которые не обязательно имеют отношение к новым технологиям и рассказывают историю через несколько разных каналов.
→ Статья Кевина Молони «Мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа. Что все это значит?» на SilaMedia. Художественные практики, которые одновременно задействуют разные платформы и медиаканалы. Техника позволяет добиться эффекта соучастия и усилить ощущение реальности проекта.
В отличие от кроссмедиа, проекты в области трансмедиа исследуют одну большую тему через разные истории, формы и каналы.
→ Статья Генри Дженкинса о трансмедийном повествовании.
→ Книга Генри Дженкинса Convergence Culture: Where Old and New Media Collide, Henry Jenkins.
→ Книга Джулии Фриетт Transmedia Art Exhibitions.Художественные практики, которые выходят из пространства живописи в пространство инсталляции. Все художественные средства объединяются в одном пространстве. Как и другие похожие термины — постинтернет, постдиджитал, постконтемпорари — характеризует состояние культуры после интернета.
→ Сборник статей и книг на тему постмедиа.
→ Отрывок из книги Доменико Куаранты Media, New Media, Postmedia.
→ Статья Льва Мановича Post-media Aesthetics. Прием в искусстве, когда художник переводит действие или образ, которые ему не нравятся, в позитивный контекст или утрирует его. Так его трагичность обнажается еще больше.
→ Статья Инке Арнс и Сильвии Зассе «Субверсивная аффирмация: мимикрия как стратегия сопротивления».
→ Интервью с Инке Арнс на сайте AroundArt.
→ Статья Марины Перчихиной «Акт субверсивной аффирмации в Биологическом музее» об акции арт-группы «Война».