Янина Рапацкая — UI/UX дизайнер в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель профиля «Дизайн и программирование» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. В Bang Bang Education ведет онлайн-курс «Мультимедийный проект на Readymag».Часто отказывалась от своих идей, чтобы понравиться сначала преподавателям, потом заказчикам и работодателям. Это привело меня к почти полному разочарованию в профессии: в 25 лет я ходила на работу только чтобы досидеть до вечера. Но потом я записалась на курс цифрового дизайна к Олегу Пащенко и решила там делать только то, что нравится мне. И внезапно новые проекты получили отклик, на меня вышли будущие работодатели, я нашла знакомых в дизайн-сообществе. Преподавание в Школе дизайна НИУ ВШЭ. За это время я многому научилась и занялась дизайном совсем другого типа: проектировала процессы, собирала методическую базу, придумывала понятные и интересные занятия, выстраивала отношения со студентами, курировала взаимодействие с заказчиками и партнерами. Не помню проектов, во время участия в которых мне удавалось так же быстро расти, не терять интерес и не сомневаться, что я занимаюсь действительно важным делом. «Дизайн — это не про красивые картинки». Я считаю, что часто хороший дизайн и про красивые картинки тоже. Об этом можно почитать в книге О красоте Загмайстера и Уолш.
● Notion. Не знаю, как я раньше жила без этого инструмента. Чем больше пользуюсь, тем больше люблю. На нашем образовательном направлении мы 90% методической работы и почти все взаимодействие со студентами перевели туда; ● Spotify. Гениально придумано — делать шесть разных плейлистов дня вместо одного, который в любом случае будет выглядеть как подборка на случай, если я сойду с ума; ● Apple AirPods Pro. Поездки в метро, походы по магазинам — что угодно ужасное легче пережить с этими наушниками; ● Проект Readymag о женщинах в дизайне; ● Работы парижской студии Metastazis, создающей дизайн для экстремальной музыки. В портфолио есть работы, напечатанные чернилами из человеческой крови. Еще основатель студии написал манифест и не отступает от него.
который умеет учиться и быстро ориентироваться по ситуации. Через 5 – 10 лет дизайнеру скорее всего не придется ничего делать руками, нужно будет только генерировать идеи и создавать концепции. Я очень люблю подробные и хорошо иллюстрированные курсы и статьи на Tilda Education, проекты Design Almanac и Stories — биографии дизайнеров за авторством компании Readymag, Точку зрения Bang Bang Education — вдохновляющие интервью и беседы с дизайнерами и блог InVision. И уже год учусь в аспирантуре по искусствоведению. Занятия у нас проходят по вечерам, так что проблем с основной работой не возникает. Такое переключение помогает не выгореть, потому что даже самая интересная работа со временем может превратиться в рутину. Учеба в аспирантуре — это и удовольствие, и огромный стресс, потому что приходится читать и писать сложные тексты, участвовать в научных конференциях, учиться говорить на другом, непривычном для меня языке.
Мне легко ставить себя на место студентов, лучше их понимать. Проектно-ориентированный подход в обучении я всецело поддерживаю, в моем первом университете его сильно не хватало, но презрительное отношение к теоретикам у меня вызывает вопросы. Как и снисходительно-пренебрежительное отношение теоретиков к практикам. Давайте будем гармоничными и дружными.
- Делать то, что любишь. Банальный совет, но мне понадобилось много лет на то, чтобы убедиться, что без любви и искреннего интереса к теме сложно выдать что-то по-настоящему хорошее и запоминающееся.
- Не реагировать на хейтеров. Это сложно, но стоит помнить, что жизнь конечна, и лучше тратить ее на важные, полезные и приятные дела.
- Не срывать сроки по сдаче проектов и уметь укладываться в отведенное для выступления время. Первое — это про ответственность перед коллегами и заказчиками, второе — про умение емко формулировать мысли и про уважение к слушателям. Быстро отсматривать портфолио, отказываться от предложений, ради которых пришлось бы сильно перерабатывать, перестала стесняться задавать вопросы на собеседованиях и интервью. В ближайшем будущем хочу научиться скорочтению.
И веду про это телеграм-канал Цирк с козлами, люблю стиль модерн и вожу с собой маленький портрет Эдгара По.Потому что со мной почти все время происходит что-то интересное: от внезапного сообщения от одной из любимых групп до не менее внезапной публикации в журнале, который сама с удовольствием читаю. Не знаю, как это получается, ведь я не особо общительный человек и ничего не делаю для самопродвижения осознанно. Но кажется, что надо старательно работать над тем, что нравится, даже если сил и веры в себя почти нет, и чудеса сами ворвутся в жизнь. Звучит как совет от коуча, но в моем случае это работает.