Есть мнение, что работа дизайнера в недвижимости не отличается разнообразием. Это не миф, во многом дела обстоят именно так. Но за фасадом скрывается то, что может вдохновлять — возможность прикоснуться к жизненно важным решениям сотен тысяч людей и повлиять на качество жизни не одного человека, а семей и даже целых поколений.

Александр Стихин, основатель коммуникационного агентства в сфере недвижимости Decoders, делится советами по работе с клиентами из сферы недвижимости. Они помогут настроиться на нужный вайб и получить максимум удовольствия от проектов.

Особенности креативной работы в сфере недвижимости

У девелоперов действительно консервативные запросы, процессы и критерии приемки дизайна. И хотя в командах клиента встречается довольно много людей, которые способны оценить смелый ход или оригинальное решение, правила все же диктует система. Эта система выстроена вокруг очень понятного принципа: люди покупают недвижимость, чтобы закрыть базовую психологическую потребность — потребность в безопасности, и принимают решения, которые измеряются очень большими для обычного человека суммами. Если помнить об этом, все становится на свои места.

При этом нельзя сказать, что застройщики застыли в развитии. Они неизбежно двигаются вперед под влиянием социальных трендов, запросов общества и давления конкурентов. И вклад дизайнеров в этот процесс особенно важен. Именно мы деликатно расширяем рамки допустимого, открывая для девелоперов новые смыслы и формы. Научиться подавать что-то новое так, чтобы заказчик при этом чувствовал себя в безопасной зоне, — неслабый вызов как для начинающего, так и для опытного дизайнера.

Недвижимость максимально материалистична и долгосрочна. Айдентика и нейминг проектов, очередей, корпусов будут существовать много десятков лет. Предлагая их людям, мы создаем контекст, в котором вырастет несколько поколений горожан, — это большая ответственность. Но вместе с тем — прекрасная возможность заложить созидательные смыслы.

В брендинге первой очереди проекта Cityzen для MR Group мы заложили смыслы веры в будущее, оптимизма и открытости новому

Но материалистичность рождает и ограничения. Все, что мы предлагаем клиенту, в 90% случаев создается для наружных баннеров, оформления офисов продаж, буклетов, навигации внутри и снаружи зданий, заборов-хордингов, окружающих строящийся дом. У каждого из этих носителей есть свои особенности, с которыми нужно считаться, и под которые приходится адаптировать основной концепт.


Процесс работы с проектом в сфере недвижимости

Разработка брендинга для застройщика проходит по общепринятому циклу: анализ, разработка стратегии, создание логотипа и айдентики, дизайн носителей и других материалов, согласованных с заказчиком. Но на каждом этапе есть свои особенности и советы, проверенные опытом.

Этап 1: анализ

Один из самых важных этапов в брендинге недвижимости. Мы имеем дело с физическим объектом, который строится в конкретной локации и культурном контексте, и игнорировать эту среду нельзя. Однако встречаются застройщики, которые предлагают пропустить этап анализа из-за бюджета, сроков или убежденности, что всю нужную информацию они упаковали в бриф. В таком случае дизайн-команде приходится на бегу собирать необходимый контекст и привязывать найденные смыслы к уже разработанным неймам и визуальным решениям.

Хотя чаще всего анализ все же удается провести. В сфере недвижимости он включает в себя следующее:

  1. Изучение задачи на брендинг, погружение в бизнес- и продуктовую стратегию девелопера, знакомство с проектом и запросом заказчика. Во время интервью с клиентом полезно задать следующие вопросы: какой целевой аудитории и что именно бренд должен транслировать? В чем, по мнению девелопера, уникальность проекта? Какие обещания будут уместны, а какие уже лишние? На какие актуальные запросы своих клиентов ориентируется маркетинговая и продуктовая команды застройщика? Часто во время ответов на эти вопросы вскрываются неожиданные инсайты, которые могут повлиять на дальнейшую работу.
  2. Сборка портрета ЦА. В идеале клиент должен предоставить результаты потребительского исследования, проведенного под конкретный проект. Оно позволит глубже заглянуть в мотивацию ЦА и выделить в ней основные факторы, чтобы отработать их в позиционировании. Но в большинстве случаев застройщики такие исследования не проводят, опираясь на опыт предыдущих проектов и данные о рынке, которые могут быть малоприменимы к конкретному объекту. В этом случае я советую отталкиваться от общеизвестных паттернов потребления, свойственных аудитории в данном сегменте, будь то экономкласс, комфорт, бизнес, премиум или люкс.
  3. Изучение конкурентного окружения проекта, локации и ее исторического контекста. Исследование лучших мировых практик и примеров брендов недвижимости, трендов в коммуникации, потреблении, которые могут представлять интерес в данном случае.
  4. Создание семантического поля проекта — смыслов, ассоциаций, формулировок, случайных идей и метафор, появившихся во время анализа.
В бренде Cityzen заложены сразу несколько смыслов: «город», «дзен» и «зенит». Ассоциация с зенитом, наивысшей точкой небесной сферы, возникла в связи с авиационной тематикой района Тушино, где строится проект. Прямые отсылки к авиации оказались неинтересными, а вот образы второго уровня клиенту понравились

Этап 2: стратегия позиционирования

Если брендинг делается не для строительного проекта, а для самой компании-застройщика, то часто, помимо платформы бренда, разрабатывается еще и бренд-архитектура (портфельная стратегия). На основе позиционирования создается нейминг.

Хорошая бренд-платформа очень важна в недвижимости. Рынок изобилует предложениями, и проекты в одном ценовом сегменте объективно похожи друг на друга: те же метражи квартир, инфраструктура, сравнимые локации. Успешно отстроиться от конкурентов можно только эмоционально, и именно эту задачу решает позиционирование.

Чтобы бренд-платформа использовалась долго и не превратилась в очередной забытый всеми документ (что часто случается с позиционированием в недвижимости), ее важно адаптировать под особенности рынка. Вот что можно сделать:

  1. Продумать, как найденные смыслы будут адаптироваться к реальным поверхностям без потери сути. Например, у российских застройщиков есть непреодолимая любовь к прагматичным формулировкам вроде «Квартиры от 15 млн рядом с парком!» на билбордах. Бороться с этим бессмысленно. Примерно то же можно сказать про любые инструменты, с которыми будут работать маркетологи проекта. Их задача — продать квартиры, и дизайнеру важно заранее подумать о том, как его решение будет помогать в продажах.
  2. Помнить о бюджете. Несмотря на то что в недвижимости маркетинг оперирует более крупными суммами, чем в других сферах, деньги здесь считать умеют. Дизайн-решения должны быть реализуемы в разных масштабах и форматах носителей: от POS-материалов до буклета.
  3. В самом документе с позиционированием лучше сделать упор на визуальную упаковку смыслов. Картинки более объемные и многозначные, чем слова. Наш опыт показывает, что оформленные только вербально смыслы находят меньше отклика у заказчиков и могут не дожить до внедрения.
  4. Оставаться на связи с заказчиком после сдачи дизайн-проекта. Даже очень приземленный брендинг обязательно будет трансформироваться и адаптироваться под задачи продаж. Полезно консультировать клиента, чтобы пронести первоначальную идею через весь цикл жизни строительного объекта.
В 2020 году для корпоративного брендинга Ant Development мы предложили слоган «Ценность обретает форму». Платформа бренда тоже была основана на идее ценностей, и этот посыл позже даже стал проявляться в строительных проектах Ant Development, например в «резиденции семейных ценностей Victory Park». Похоже, нам удалось вербализовать самоощущение заказчика, и это сделало платформу бренда по-настоящему актуальной

Этап 3: разработка логотипа и айдентики

Вздохи дизайнеров по поводу консерватизма чаще всего раздаются именно на этом этапе. Да, клиенты из сферы недвижимости пытаются усидеть сразу на двух стульях: безопасности и актуальности, а дизайнерам приходится балансировать между эстетикой и продажами. Вот что поможет не потерять себя в этом поиске и предложить клиенту то, что ему подходит:

  1. При разработке решений ставьте себя на место покупателя. Вряд ли кто-то из нас будет готов отдать свои кровно заработанные 20 миллионов рублей компании, чья коммуникация выглядит, как промо приложения для знакомств.
  2. Ищите сочетание мотивов: упаковывайте консервативные смыслы в новую обертку. Или, наоборот, предлагайте свежие посылы в форме чего-то хорошо знакомого старого.
  3. Убеждайте красотой. Даже очень смелое стратегическое решение можно продать без компромиссов, если оформить его максимально эстетично.
  4. Сделайте на 80% безопасно, добавьте 20% креативности. Этого соотношения будет достаточно, чтобы уже немного продвинуть проект вперед и заложить почву для следующего развития.

Если вы пропустили этап исследования, то во время разработки логотипа и айдентики вы, скорее всего, впервые погрузитесь в реальные запросы клиента. Чтобы этот процесс принес наибольшую пользу, предложите четыре варианта из разных смысловых плоскостей. Когда заказчик видит деликатный и премиальный или брутальный и инновационный визуалы, ему проще понять, что именно он хочет донести до аудитории.

В айдентике для Cityzen мы привнесли те самые 20% современности через визуальный язык. В итоге неоновые оттенки, голографический эффект и AI-генерация персонажей органично легли на уже классическую для недвижимости идею стремления к чему-то большему

Этап 4: дизайн носителей

Этот этап требует погружения в специфику дизайн-носителей. К ним относятся уличные и диджитал-баннеры, забор-хординг, оформление брокерских презентаций, офисов продаж и POS-материалов (визитки, ручки, папки для бумаг), строительная форма, каски, и, помимо прочего, сайт проекта. Здесь предполагается много филигранной и нюансной работы, поэтому можно быстро вырасти в локальных задачах вроде «создания совершенного фона для баннеров». При этом риск эмоционального выгорания тоже повышается. Как помочь себе и команде, если она есть, сохранить интерес?

  1. Следуйте принципу «разрешено все, что не запрещено» и проявляйте творческий подход везде, где нет ограничений со стороны носителей. Например, о хординге вокруг здания можно думать не как о длинном баннере, а как об интересном объекте экспозиционного дизайна, сопровождающем человека на протяжении нескольких десятков или сотен метров. Такой подход открывает новые возможности для сторителлинга или неожиданных интеграций вроде лайтбоксов с икебанами.
  2. Пробуйте применять свой опыт из других сфер, где это уместно. Скорее всего, некоторые решения уже будут выглядеть достаточно свежо.
  3. По возможности распределите задачи так, чтобы каждый делал то, что ему больше нравится.

Каждый этап проекта обычно завершается защитой, и это момент, когда можно получить дополнительную информацию. Но во время рабочего процесса некоторые вводные могут меняться весьма радикально. Например, неделю назад клиент хотел позиционировать проект на молодых и дерзких карьеристов, а вчера получил результаты исследования и узнал, что квартиры в этом доме в основном могут покупать семейные пары.

Такой темп изменений — норма даже для консервативной сферы недвижимости, и адаптироваться к ним помогают несколько факторов. Во-первых, хорошо настроенные процессы внутри команды брендингового агентства и четкое разделение зон ответственности. Во-вторых, сильная и доверительная коммуникация с заказчиком: мы вовлечены в задачу, но при этом отдаем себе отчет, что выступаем, скорее, консультантом с экспертизой в «упаковке», а эксперт по продукту — девелопер. Наконец, важно сохранять чувство самоценности и отстаивать границы, когда они рискуют нарушаться. Это позволяет сохранять интерес к работе и строить по-настоящему партнерские отношения с заказчиком.

Карьера графического дизайнера

Профессия дает полную свободу выбора: офис или работа из любой точки мира. Через 6 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 150 000 ₽.

Стать графическим дизайнером ⚡️
Поделиться