Больше пяти лет Наташа Трескова, Senior продуктовый дизайнер в Vivid Money, работает со сложными продуктами. Сначала в Альфа-Банке для бизнеса она занималась приложением и веб-версией, закапываясь в запутанные бизнес-процессы. А сейчас Наташа работает в немецком финтех-супераппе Vivid Money. В приложении тесно переплетены обычный банкинг, инвестиции, крипта, шоппинг и лайфстайл-сервисы. А так как Vivid Money — стартап, периодически команда Наташи экспериментирует с гипотезами необычных бизнес-идей.

Попросили ее рассказать, ​​чем сложные продукты могут быть интересны дизайнерам, чему в них можно научиться и от чего получить удовольствие.

Наташа Трескова

Вокруг подобных продуктов существует аура «сложности», и может возникнуть ощущение, что здесь нет места для креатива. Но, на мой взгляд, это не так, и я хочу развеять миф. Ниже я поделюсь вызовами и бенефитами, которые ждут дизайнера при работе с такими продуктами.


Освоите одну из 15 самых востребованных профессий в мире. Научитесь проектировать удобные интерфейсы и будете получать удовольствие от работы со сложными продуктами.

Стать UX/UI-дизайнером ✨

Тренировка мозга

Проектирование пользовательского опыта для сложных сервисов часто похоже на решение головоломок. Помимо исследования пользователей и анализа метрик, нужно уметь разбираться в схемах процессов под капотом. Например, в банке для физлиц отправка платежа — это короткий процесс: пользователь указывает, кому и сколько денег переводит, нажимает на кнопку, и все готово. Для бизнеса все происходит иначе. Форма платежа может быть длинной, а состав полей будет зависеть от того, кому отправляется платеж. В процессе отправки могут участвовать несколько человек с разными ролями и полномочиями внутри компании.

Чтобы спроектировать дизайн такого процесса, нужно вникнуть в большое количество деталей, а значит, вовсю включать мозг. Классный бонус: со временем начинаешь замечать, что думаешь быстрее не только на работе, но и в обычной жизни.

Никто не заставляет нас делать плохие интерфейсы

Существует стереотип, что для B2B- и SaaS-сервисов не делают хороший дизайн. Значит, и идти работать туда не стоит.

На мой взгляд, сложность задачи не обязывает никого создавать плохие интерфейсы. Наоборот, сложность задачи — это вызов для дизайнера.

Например, когда я работала в Альфа-Банке, одной из моих первых задач было перенести функционал настройки лимитов по картам из старого веб-интерфейса в новый мобильный. Я долго исследовала задачу с точки зрения пользователей и внутренних систем, но в итоге смогла значительно упростить интерфейс при переносе.


Как работать продуктовым дизайнером в международной компании
Наставница курса UX/UI-дизайнер Оля Лопатина — о том, как выстраивала коммуникацию с коллегами из разных стран
Читайте далее

Выход за рамки своего жизненного опыта

Когда я работала в Альфа-Банке, регулярно проводила интервью с предпринимателями. Помимо обсуждений конкретных функциональностей внутри приложения и сайта, мы много говорили про контекст, то есть природу ведения бизнеса. Слушая эти рассказы, я постепенно осознавала, что значит эта предпринимательская жилка. Было удивительно, как люди создают бизнесы на основе буквально всего.

Во-первых, у меня это вызывало уважение к пользователям сервисов, над которыми я работала. Я видела, какие это смелые и решительные люди. Во-вторых, я и сама многому училась во время этих интервью. Например, мы с коллегой ездили на фабрику по пошиву одежды, чтобы протестировать интерфейсы кредитов для бизнеса. И заодно вспомнить, для чего мы эти интерфейсы проектируем на самом деле – чтобы чья-то мечта сбылась.

В Vivid Money у меня был проект по выведению кешбэков в криптокоины. Звучит непонятно? Вот и мне было непонятно. А ведь надо сделать так, чтобы понятно было пользователям. Я ничего не знала про крипту и, чтобы приступить к задаче, пошла разбираться. Сейчас слово «крипта» уже не звучит для меня как что-то далекое и туманное.


«Они же все равно от нас не уйдут»

Эта фраза периодически звучит при обсуждении B2B-продуктов. Банк или CRM-систему для компании часто выбирают люди, которые этими системами пользоваться не будут. Например, владелец бизнеса выбирает софт для своей компании, оплачивает его на год и не думает о том, насколько сотрудникам будет удобно (пока это не начинает влиять на скорость и качество работы).

Сотрудники действительно не всегда могут повлиять на этот выбор, в отличие от B2C-пользователей, которые вольны перейти в другой сервис, когда им что-то не понравилось. Но в этом и кроется этика дизайна.

Люди не могут уйти, поэтому дизайнер несет еще большую ответственность за то, чтобы продукт был удобным и приятным. Иначе пользователи оказываются в заложниках у некачественного пользовательского опыта.

Если дизайнер заленился и сделал непродуманное интерфейсное решение, ведь «они же все равно от нас не уйдут», то пользователям приходится работать с этим решением. Причем буквально работать много часов в течение рабочего дня. Потом уставшие от неудобных систем люди выходят из офисов и несут свои усталость и недовольство дальше, в физический мир.

Если хочется видеть на улице больше счастливых людей, не нужно недооценивать свой вклад. Дизайнер влияет на это как своими действиями, так и своим бездействием.

Курс «UX/UI-дизайнер. Введение в профессию. Демо»

Демоверсия большого платного курса. Рассказываем, какие бывают профессии в UX/UI и как отличается их функционал. Смотрите видеолекции, чтобы получить представление о рынке и примерить на себя роль продуктового дизайнера.

Посмотреть бесплатно

Любой пользователь в первую очередь человек

Иногда за тонной спецификаций и процессов можно забыть, что пользователь в конечном итоге человек. Неважно, какой продукт вы проектируете: приложение для доставки пиццы или платформу для разработчиков.

На самом деле все люди в курсе, как выглядят хорошие сайты, приложения и хороший дизайн в целом. Это знание не исчезает при входе в корпоративные системы.

Поэтому опасно оперировать исключительно ролями и блок-схемами при проектировании сложных систем. С таким подходом можно легко забыть о человеке за ролью.


Как устроиться в сложный продукт

Во всех компаниях, где я работала, во время собеседований и ревью портфолио всегда смотрели на то, как дизайнер обращается с деталями, и насколько он умеет «копать».

Одна из особенностей сложносочиненных продуктов — плотность информации на экране. Чтобы интерфейс не превратился в нечитаемое полотно текста, нужно учиться внимательно работать с типографикой и композицией.

Другая особенность — нетривиальная логика, которую часто невозможно понять с наскока. В портфолио будет полезно продемонстрировать свою вдумчивость и умение докапываться до истины.

При описании кейсов лучше всего показать процесс работы целиком:

  • Изначальная проблема или задача. Например, в продукте просели важные метрики или компания решила запустить новый функционал.
  • Исследования. Анализ статистики, интервью с пользователями, анализ конкурентов, чтение отзывов из отдела поддержки. Главное — показать, что вы понимаете, зачем проводите то или иное исследование.
  • Идеи и решения. В макетах покажите и логику, и детали интерфейсов. Вместо скриншота из Figma с 10 экранами одновременно лучше добавьте по отдельности несколько ключевых экранов и объясните, почему приняли те или иные интерфейсные решения.
  • Результаты. Про этот шаг часто забывают, но он очень важный. Рассказ в кейсе будет неполный, если не сказать, чем все закончилось. Метрики выросли, как вы и хотели? Новый функционал запустился в срок? А может, ваша команда переосмыслила какие-то внутренние процессы?

Курс «UX/UI-дизайнер»

Научитесь проектировать взаимодействия пользователя с интерфейсами и разрабатывать их визуальную составляющую. Сможете создавать не только красивый, но и удобный дизайн, который помогает решать задачи бизнеса.

Хочу учиться ⚡️


Поделиться