Содержание
- Трехмерная графика, 3D-моделирование и CGI
- Эволюция 3D-графики
- Виды компьютерной графики
- Основные компоненты 3D
- Этапы создания 3D-изображений
Перед вами фотографии или компьютерная графика?


Это 3D-графика, работа студентки годовой программы «Моушн-дизайнер».
Так выглядит задача 3D-дизайнера — прорисовать объект, персонажа или пространство, продумать композицию кадра, освещение, цветопередачу так, чтобы создать полноценное объемное изображение.
Разбираемся, где сегодня используется 3D-графика, как она появилась и как создаются 3D-объекты.
Что такое трехмерная графика, 3D-моделирование и CGI
3D-графика — одно из направлений CGI (Computer Generated Imagery), сгенерированных компьютером изображений. К CGI относят любые изображения, созданные компьютером: и 2D-, и 3D-модели, и моушн-дизайн, и статичные изображения. 3D-моделирование является частью CGI и отвечает за создание объемных трехмерных моделей.
3D-модели — то, что создали в трех измерениях. Если у 2D-изображения два измерения (длина и высота), то для появления объема нужно добавить третье — ширину.
Наша способность видеть и ощущать мир в трех измерениях называется восприятием глубины. Все предметы, которые окружают нас — от чашки до смартфона — объемные: с шириной, высотой и длиной. Но если для нас воспринимать пространство что-то естественное, то компьютер надо этому обучить. Поэтому и появилось 3D-моделирование — создание трехмерных объектов с помощью специальных компьютерных программ.

Если вы создаете такие 3D-модели, то вы 3D-дизайнер, а если приводите их в действие, то 3D-аниматор. Это отдельная область CGI. 3D-аниматоры могут заниматься созданием игр, брендингом, рекламой, работать с IT-продуктами или в кинематографе.
Научитесь создавать трехмерные модели, анимацию и визуальные эффекты для фильмов, видеоигр, рекламных кампаний и цифровых продуктов. Освоите инструменты для работы с 2D и 3D.
Эволюция 3D-графики
Создавать трехмерные изображения и передавать ощущение объемного пространства на плоскости человечество научилось давно. А вот делать это с помощью компьютера учится до сих пор.
Бум персональных компьютеров, появление мощных ноутбуков и широкая доступность интернета дали толчок к развитию и популярности 3D-графики в наши дни. Сравните графику 1994 и 2023 годов.
Трехмерная графика настолько вошла в повседневную жизнь, что мы каждый день видим ее в рекламе, брендинге, дизайне, кино и уже не отмечаем ее как нечто удивительное.
Области применения
Как 3D-дизайнер может работать с:
- компьютерными играми и анимацией;
- кинематографом;
- дизайном интерьеров;
- архитектурой и строительством;
- рекламой и брендингом;
- разработкой интерфейсов приложений;
- промышленным дизайном.
В рекламе важна наглядность, и 3D-графика хорошо подходит для этих целей: иллюзию реальности можно и создать, и разрушить.
Брендам нужны креативные видео, которые будут разлетаться по соцсетям. Создание качественной визуализации интерьера требует меньше ресурсов, чем организация реальной съемки. Графические и ландшафтные дизайнеры часто сотрудничают с 3D-художниками, чтобы представить, как будет выглядеть итоговый продукт.
Виды компьютерной графики
Чтобы компьютер увидел пространство, его нужно описать. Усложнение методов описания и способствовало появлению 3D-моделирования. Графика бывает:
- Растровой. В ней изображения состоят из точек — пикселей. Картинки на сайтах, в приложениях и в этой статье — примеры растровой графики. Они удобны и просты в создании и использовании, однако при масштабировании изображения его качество теряется.
- Векторной. В ней изображение состоит из точек, каждая из которых описана формулой. Это позволяет менять формат изображения без потери качества, что удобно при дизайне логотипов.
- Трехмерной. Она тоже описывает положение в пространстве формулой, но добавляет третье измерение, то есть третью ось координат. Задав координаты точек, можно описать любую фигуру в пространстве.







Основные компоненты 3D-графики
Полигоны
Фигуры, из которых в трехмерной графике строится 3D-изображение, называются полигоны. Они состоят из вершин, граней и ребер:
- Вершины — это точки.
- Ребра — линии, которые их соединяют.
- Грань — плоскость, которая появилась, когда мы соединили вершины ребрами.
Если из граней составить фигуру, получится полигон. Чтобы построить 3D-картинку, нужно сложить из полигонов нужную фигуру.

В макетировании используют полигоны с тремя и четырьмя вершинами. Полигоны с большим количеством углов сложно сглаживать (устранять эффект зубчатости и мерцания), текстурировать (накладывать текстуры на объект) и шейдить (добавлять света, тени и блики).
Полигональная сетка
Посмотрите на этот воздушный шар, он кажется гладким.

На самом деле он гладкий только для нашего глаза. Для компьютера он состоит из граней, ребер и вершин, то есть из полигонов.

Такой этап отрисовки предмета называется полигональной сеткой. На профессиональном сленге — меш.
Изменяя положение полигонов, можно создавать объекты разной формы. Чтобы точно задавать форму модели, в процессе работы используется режим отображения сетки (wire frame). Все объекты до рендеринга «сетчатые».
Чем сложнее объект, тем точнее детализация и больше вершин. Процесс организации сетки называется топологией.
Скульптинг
Скульптинг — это популярная при создании игр и кино технология, которую часто применяют для работы над персонажами. Процесс похож на лепку из пластилина. У художника есть изначально заданная форма, которую он вытягивает, сжимает, добавляет или убирает объем, идя от общего к частному.
Изображение, созданное таким образом, более сложно устроено, чем при классическом моделировании, так как имеет большее количество вершин. Чтобы их упростить, существует процесс ретопологии или оптимизации, когда лишние полигоны убирают, и модель из высокополигональной (high-poly) становится низкополигональной (low-poly).

Компьютерные программы, в которых можно делать скульптинг:
- Autodesk Mudbox;
- ZBrush;
- Blender.
Можно использовать и стандартные программы — 3ds Max, Maya, SketchUp, Cinema 4D, но в них удобно работать только с моделями с минимальным количеством полигонов.

Этапы создания 3D-изображения
Моделирование в 3D-графике
Первый этап, на котором создается форма 3D-объекта. Принцип создания моделей из полигонов мы подробно расписали выше. Он устроен чуть более сложно, включает baking (запекание текстур), составление текстурных карт и карт нормалей. После этапа моделирования ваш предмет будет похож на каркас.
Анимация и композиция
Объекты готовы? Теперь надо продумать их взаимодействие между собой и с пространством.
Пространство, на котором представлены 3D-объекты, называется сценой. Чтобы компьютер показал зрителю, что происходит на этой сцене, ему нужно выбрать точку зрения. Это похоже на процесс съемки камерой.
Компьютер по-разному освещает сцену, анализирует свет, цвет и текстуру каждого полигона и выдает нам видимый объект на плоскости проекции — той области монитора, которую мы с вами видим.
На этом этапе и создается композиция. Если трехмерные изображения должны двигаться, добавляется анимация. Для этого можно использовать техники кадрирования, обратной кинематики и захвата движения и их комбинации.
Рендеринг: от модели к изображению
На этом этапе происходит переход из среды программы в конечный формат, который будут видеть пользователи, — из трехмерной сцены в двухмерное изображение. Это может быть как ролик, так и картинка. Здесь же работают с текстурами, типами поверхностей и освещением сцены. Это финальная часть. Изображение готово, его можно использовать, добавлять в макеты, передавать заказчику — все зависит от ваших целей.

Процесс работы целиком выглядит так:
Препродакшн:
- общение с заказчиком и работа с брифом;
- определение задачи моушн-ролика;
- создание концепции проекта;
- сбор референсов и мудборда.
Продакшн:
- создание моделей и анимации;
- создание текстур и световых схем.
Постпродакшн:
- монтаж моушн-ролика;
- работа со звуком, цветокоррекция;
- финальный рендер.

Курс «Моушн-дизайн и CG. Введение в профессию»
Пять вебинаров от практикующих специалистов, чтобы познакомиться с миром моушн-графики и дизайна. Освойте профессию и работайте из любой точки земного шара.
Резюмируя
Развитие технологий сделало 3D-графику доступной. Сейчас без нее не обходятся промышленность, кино, игры, реклама и маркетинг.
Компьютерная 3D-графика позволяет творить настоящую магию, создавая иллюзии и новые реальности. Поэтому работы в 3D — не только новая популярная техника работы на компьютере, но и безграничная возможность для творчества.
Если вы только планируете начать, не пугайтесь сложных терминов и обширной области применения. Помните, 3D-графика — один из способов выразить свои идеи и поделиться оригинальным взглядом на мир.
Полезные ресурсы для дальнейшего изучения 3D-графики
BBE: моушн-дизайн и CGI — канал нашей школы, посвященный моушн-дизайну и CG. Несколько полезных постов: