Дарья Курятникова закончила первый поток курса «Практики кураторства». Во время учебы она работала над созданием выставочного зала для современного дизайна на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД).
«Координата» работает уже полгода, и мы решили поговорить с Дарьей о том, как все устроено изнутри.
Последний раз мы говорили осенью, когда пространство только открывалось. Прошло четыре месяца — как «Координата» изменилась за это время?
Если до открытия мы больше работали над внешней стороной площадки, то сейчас перед нами стоит задача тщательно продумать всю внутреннюю работу. Мы не можем просто взять какую-то готовую структуру или свод правил для работы выставочного или образовательного проекта.
Нужно учитывать свои уникальные особенности, а для этого их нужно найти. Поэтому мы тестируем разные форматы, чтобы понять, подходят ли они конкретно для «Координаты». Например, нужна ли в пространстве вода? Читают ли гости раздаточный материал? Что нужно учитывать в навигации пространства? В любом проекте важен уникальный подход — только так проект будет понятным и рабочим.
Какая команда ведет площадку? Расскажи о ее внутреннем устройстве: кто принимает решения, как устроена организационная структура, есть ли отделы.
Можно выделить два направления — работа над выставками и пространством.
Если мы говорим о выставках, то команда состоит из кураторов — меня как куратора пространства и того, кто предложил интересную тему или отозвался на мое предложение; исследователей — тех, кто заинтересован в сборе информации по теме выставки (например студенты университета); научных консультантов — специалистов с академической квалификацией; дизайнера и выставочного архитектора.
Помимо них, есть участники: дизайнеры (профессионалы из индустрии или студенты) и эксперты, которые разбираются в теме конкретной выставки. Последние выступают как научные консультанты, но для работы с участниками (дизайнерами).
Это предполагаемая организация «Координаты», к которой мы будем последовательно идти. Но не все эти люди участвуют в каждой выставке. В зависимости от формата и темы, обращаться к помощи исследователей, например, может и нет необходимости, если уже собрана вся необходимая нам информация.
Если мы говорим о работе над пространством, то ядро команды — это куратор-продюсер, то есть я, и технический директор — сотрудник университета, с которым я всегда на связи. Также есть подрядчики — тоже из университета.
Дизайном «Координаты» занимается студия Non-Objective. Почему они?
Еще во время учебы на графического дизайнера в университете я вдохновлялась работой разных студий, и Non-Objective — одна из них.
Это студия, которая не только создает, но и изучает дизайн. У них много исследовательских проектов: например objectful и библиотека 35KG.
Чтобы разработать айдентику культурной институции, важно понимать устройство этой среды. А у Non-Objective на тот момент уже был большой опыт работы с такими площадками: Дом культур «ТЕМП», Музей Махачкалы и так далее.
И самое важное — для них первостепенна идея, а не картинка. Они занимаются дизайном смыслов, и я такое видение полностью разделяю!
Как вы выбирали визуальный язык площадки? Какая идея стоит за ним?
Мы долго думали над названием: было больше 30 вариантов, но в итоге мы выбирали из двух, остановившись на «Координате». И от названия родилась целая визуальная система. Появилась концепция, где есть координатная сетка, которая меняется в зависимости от носителя. И это здорово отвечает одной из задач айдентики выставочного пространства — быть многофункциональной.
Нам важно было сделать так, чтобы архитектура и дизайн работали в тандеме. Потому что часто бывает, что в разработанное архитекторами пространство просто запихивают дизайн и, наоборот, при стройке не учитывают уже разработанную айдентику. Таким образом, в «Координате» нет вызывающих цветов. Ни архитектура, ни айдентика не забирают на себя все внимание, как бы уступая сцену выставкам, обрамляя объекты.
Расскажи о последней выставке «Координаты» и о том, что планируется после нее.
«ТОЧКА ОПОРЫ. Стулья здесь и сейчас» — история восьми стульев, которые были вырваны из привычного контекста и помещены в другой. Все это сделано, чтобы увидеть такой повседневный предмет, как стул, совершенно по-новому. А еще понять, что происходит с современным дизайном прямо сейчас. И не только в формате выставки — в феврале мы запустили воркшопы и лекции!
Сейчас мы планируем выставки на ближайший год, а также открытие небольшой библиотеки с книгами про дизайн во всех проявлениях. К нам уже приехали первые 12 книг от издательства Музея «Гараж» и 8 от Masters Bookstore. Мы хотим накапливать знания, поэтому в скором времени создадим архив, где будет вся информация о прошедших выставках и проектах.
Фотографии пространства: Варвара Топленникова.