Команда «Т-Банка» уже отвечала нам на актуальные вопросы о найме дизайнеров, которые помогут сориентироваться, что ждет от кандидата HR и команда. В этом интервью мы посмотрели на первый год в крупной компании глазами дизайнера продукта.
Ксения Захарова занимается стратегически важными направлениями: открытым банкингом и золотыми счетами. Узнали о ее долгом пути в продукт, решении бросить университет, тревожности на новом месте, а также о том, что помогло справиться с неуверенностью в себе.
Чем ты занималась до дизайна и почему решила пойти в эту сферу?
Дизайнером я мечтала стать с самого детства, поэтому отучилась восемь лет в художественной школе, а потом поступила в колледж. Во время учебы искала подходящее для себя направление и ходила на разные конференции дизайнеров, чтобы узнать про внутрянку профессии.
В университете поняла, что мне нравится не только рисовать, но и продумывать логику в работе, погружаться в сложные процессы и искать решения. И UI/UX-дизайн показался самым оптимальным и интересным из направлений.
Начав больше знакомиться со сферой, я осознала, что в университете далека от тех знаний, которые хочу получить: преподаватели не практикуют и часто не заинтересованы в предмете, а студенты ходят на лекции для галочки. В то же время на конференциях я видела заряженных дизайнеров, готовых делиться опытом и развивать комьюнити.
Дизайн-сообщество вообще довольно открытое и дружелюбное, особенно к новичкам. Когда я знакомилась с кем-то на конференциях, со мной всегда были готовы поделиться опытом.
Тогда я приняла решение отчислиться из университета и продолжить обучение самостоятельно. Конечно, был страх, что не получится, что я зря отчислилась и кем я буду дальше. Но я напоминала себе, что если много и усердно работать, то все обязательно получится.
Что тебе помогало сохранять дисциплину в отсутствие внешнего контроля?
Я старалась весь свой день посвящать учебе, жадно поглощая всю информацию, которая могла показаться полезной. Дисциплину и мотивацию помогала сохранять необходимость поскорее сделать портфолио и найти работу, так как накопленные на подработках деньги заканчивались. Я поставила все на кон: одновременно и ушла с работы, и отчислилась.
Мне очень повезло, я случайно познакомилась со своим будущим наставником — лидом в продукте, который абсолютно бескорыстно давал много полезных советов о том, что посмотреть и почитать, а также давал первые подработки за деньги.
Тяжело построить вокруг себя комьюнити из дизайнеров, если учишься самостоятельно?
Сначала у меня были только мой наставник и телеграм-каналы, где дизайнеры делились своими работами и получали обратную связь. В этих каналах я увидела, как много есть начинающих свой путь дизайнеров и как много людей готовы подсказать и помочь им. Делиться своими первыми работами и получать комментарии, в том числе негативные, — это не страшно, все через это проходят.
А вот первую постоянную работу я нашла совершенно случайно. При знакомстве с новыми людьми я всегда рассказывала о себе как о начинающем дизайнере, и однажды мне это помогло. Новый знакомый поделился контактами небольшой дизайн-студии в Казани, которая входила в топ России по разработке сайтов. Тогда я отправила свое небольшое портфолио, где были как реальные работы, так и работы для выдуманных заказчиков.
Через пару месяцев молчания мне неожиданно ответили с предложением пройти тестовое задание и собеседование. Так я получила свою первую работу в студии, в которой проработала чуть больше года.
Расскажи о работе в маленькой студии. И почему решила, что пора переходить в продукт?
В студии я работала с разными проектами и заказчиками: медицинским сервисом, консалтинговой компанией, медиа и так далее. Такие разноплановые задачи заставляли быстро переключаться и погружаться в разные сферы. Но в этом же и заключался минус: вечно горящие сроки и желание студии быстрее отдать проект и взять следующий, чтобы увеличить заработок, приводили к низкой погруженности и проработке задач командой. Заканчивалось все общим выгоранием.
Мне хотелось большей стабильности и работы над одним продуктом.
Тогда я сделала тестовое задание и прошла на стажировку в «Т-Банке», передо мной открылась новая дверь продуктового дизайна. Огромная компания с большой командой, разными продуктами, своими процессами и плюшками для сотрудников, о которых я раньше только слышала.
Насколько сложно тебе было перестроиться на долгую работу над одним продуктом?
Первым моим продуктом стал личный кабинет интернет-банка, где важно было быстро разрабатывать и обновлять флоу в продуктах, над которыми давно не работали из-за упора на мобильный банк, чтобы клиенты, которые столкнулись с удалением приложения из сторов, с таким же комфортом смогли продолжать пользоваться банком.
Так что задачи поменялись, а вот ритм нет. Зато есть преимущество долгой работы над одним продуктом: возможность влиять на его развитие, нести ответственность и стараться вложить в него все самое лучшее. В итоге радуешься каждой зарелизенной фиче.
Как ты чувствовала себя в такой большой компании?
Когда я впервые пришла в офис «Т-Банка», то увидела много дизайнеров с большим опытом. Невольно начала себя с ними сравнивать, стесняться небольшого опыта в продукте и предлагать свои идеи. Все больше погружаясь в задачи, я начала вливаться в команду. Стала активнее интересоваться продуктами других дизайнеров, пытаясь перенять их опыт.
Я столкнулась с необходимостью научиться задавать много вопросов, но не принимать чьи-то слова на 100%, перепроверять, докапываться до истоков проблем и решений. В большой команде важно как умение отстоять свое мнение, так и умение слушать и слышать других людей, выстраивать процессы взаимодействия, комфортные всем.
Что помогало бороться с неуверенностью в себе?
Я сама училась на своих ошибках. Когда ко мне приходили с обратной связью и подсвечивали моменты, которые можно было сделать лучше, то сразу вспоминала, как думала об этой фиче, но услышав альтернативное мнение от продакта или кого-то из команды, посчитала его более значимым и не стала дальше продвигать свою идею.
В большой компании много разных мнений, и если не отстаивать свое, то его легко задавят. Конечно, важно прислушиваться к другим, но не стоит отказываться от своей идеи только из-за того, что она сразу кому-то не понравилась.
Невозможно все знать и уметь — всегда есть вещи, которые предстоит изучить. И дизайнеры с большим опытом могут что-то упустить, а вопросы и предложения Junior-дизайнера могут подсветить эти моменты. Поэтому важно как слышать других людей, так и самому глубоко погружаться, чтобы обладать достаточной информацией для формирования своего мнения. Даже если у дизайнера недостаточно опыта, он не должен быть просто руками для чьих-то идей.
Теперь я всегда готовлюсь к крупным встречам и стараюсь подготовить для своих решений сразу несколько аргументов. Например, провести исследование, найти примеры в других продуктах, статьи на эту тему. Ну и, конечно, со временем опыт и начитанность в пользовательском опыте позволяют легче и быстрее отстаивать свое мнение.
Тревожность и гиперответственность в большой компании. Можно ли с этим бороться или это своеобразная часть корпоративной культуры?
Моя тревожность проявлялась, когда казалось, что мы будто недостаточно погружены в продукт. Было ощущение, что из-за этого мы упускаем важную часть для пользователей. Я не могла отпустить рабочие вопросы и все свободное время невольно была в них погружена — нарушился сон и пришел стресс.
Мне помогли вовремя сказанные лидом слова о том, что не все в команде зависит от меня. Нужно уметь отпустить ситуацию, выполнить хорошо свою часть работы, выдохнуть и оставить другим людям их работу. Пришлось заставлять себя переключаться на жизнь: в свободное время не думать о работе, больше заниматься спортом и гулять.
Тревожность не помогает продуктивнее работать, а только мешает.
Здоровый пофигизм — хорошая вещь, и иногда его нужно включать, чтобы отстраниться и посмотреть со стороны на ситуацию. Возможно, не все так плохо, а решение лежит на поверхности.
Что ты советуешь дизайнерам в начале пути?
Не бояться перемен, слушать себя, жадно впитывать информацию, знакомиться с разными людьми и не стесняясь заявлять о себе, ведь никогда не знаешь, от кого может прилететь предложение о работе. Также при постановке задач не думать сразу о красивом дизайне, а начинать с функциональности и полезности для пользователей, развивать эмпатию, проактивность и быть готовым к критике.
И конечно, вдохновляться не только референсами на Dribbble и Behance, но и миром вокруг. Искусство и дизайн во всем, что вас окружает.