Настя прошла большой путь от аспирантуры физтеха до руководителя дизайн-группы в «Яндексе», а сейчас работает продуктовым дизайнером в WhatsApp. Нас связывают с ней особые теплые отношения, ведь Настя была наставницей на самом первом потоке нашей годовой программы «UX/UI: дизайнер». Мы узнали, как ей дался переезд и адаптация в Лондоне и чем отличается работа дизайнера в международной компании.
В твоей карьере было несколько больших поворотов — как и почему они происходили?
Как и у большинства знакомых мне дизайнеров, у меня нет профильного образования. Я закончила Физтех и даже проучилась несколько лет в аспирантуре. Пока писала диссертацию, работала инженером в нефтеперерабатывающей промышленности. Во время кризиса четверти жизни появились вопросы, что я делаю и мое ли это решение. В том состоянии я была готова пойти куда угодно, лишь бы подальше от науки.
Как раз тогда в моду входил дизайн интерфейсов. У меня была максимально дурацкая причина, почему мне нужно в эту сферу, — парочка моих знакомых работали в дизайне и мне нравилось, какой они ведут образ жизни, как выглядят и одеваются. Я поняла, что хочу так же!
Я накопила подушку безопасности, бросила аспирантуру и работу. Ушла на стажировку в студию дизайна AIC. Тогда все было проще — ребята готовы были за бесплатно научить чему угодно. Звучит красиво, но ментально было тяжело. Все-таки к 25 годам уже формируется первая карьера. В новой области ты ничего не умеешь, твой руководитель младше тебя, да и финансово сваливаешься на другой уровень. Первые полгода я не понимала, зачем все это сделала, но потом начало получаться. Пойти в такую хардкорную практику — тоже вариант, чтобы освоить профессию, ведь дизайн больше ремесло и работа руками. Но это только мой путь. Уверена, что по-другому тоже может быть успешно.
Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Практика на реальных задачах и кейсах компаний. После окончания курса сможете зарабатывать от 70 000 рублей на позиции Junior.
Как ты попала в «Яндекс» и чем там занималась?
Я проработала в студии два года и все чаще стала задумываться о том, что происходит с моим дизайном дальше, как он воплощается. Пошла учиться на отличную бесплатную инициативу — Школу дизайна «Яндекса». Целое лето параллельно с работой мы делали учебный проект, как у настоящих продуктовых дизайнеров. Сразу после Школы я устроилась в «Яндекс» и проработала там пять лет.
Многие удивляются, что там можно так долго делать. Но внутри «Яндекса» много разных проектов и команд — я сама сменила два проекта. Сначала я работала над «Яндекс.Телефоном». Компания хотела попробовать свои силы в хардварных устройствах — тогда еще не было речи про колонку с Алисой. В нашей маленькой, но замечательной команде было три дизайнера, и мы втроем делали все: от коммуникационного дизайна и промо до мельчайших деталей интерфейса.
А что случилось с «Яндекс.Телефоном»?
Я ярый фанат этого проекта, он кажется мне жутко недооцененным. Это простой девайс, рабочая лошадка со всем необходимым функционалом для среднего российского пользователя, которому нужно, чтобы все было понятно, быстро, отзывчиво и работало на любом интернете и в любых условиях. Наши родители брали этот девайс и без подсказок понимали, куда нажимать и зачем. Моя мама до сих пор пользуется «Яндекс.Телефоном», которому уже четыре года. Только недавно я подарила ей iPhone — и она плюется, потому что неудобно.
Думаю, что мы могли сделать больше для того, чтобы правильно его подать нашей аудитории, а так получился зазор между позиционированием и самим продуктом. Мы распродали всю первую партию, но второй не случилось. Зато до сих пор есть лояльная аудитория — как мои родители!
Расскажи про «Яндекс.Дзен». Какие идеи вы изначально вкладывали в проект? Что удалось воплотить, а что нет? И что ты думаешь про нынешний «Яндекс.Дзен»?
После «Телефона» я перешла в «Яндекс.Дзен». Это была новая для меня ипостась, потому что «Телефон» по сути был стартапом внутри большой компании, а «Дзен» — продуктом с огромной аудиторией.
Что пошло не так? Это очень сложный и даже экзистенциальный вопрос. Изначально «Дзен» был устроен как отличный рекомендательный алгоритм. Просто талантливые инженеры собрались и сказали: «Мы понимаем, что пользователю интересно, и можем рекомендовать ему статьи по интересам». Вокруг этой идеи появился проект и оброс интерфейсом.
Но в какой-то момент мы поняли, что сервис из рекомендаций статей по интересам превратился в зеркало общества. Человеческая природа такова, что мы скорее отреагируем на сплетню о знаменитости, чем на статью о философии Канта. Сервис стал наполняться низкокачественным контентом, а авторы поняли, что заходят именно такие материалы. Это вообще характерно для многих контентных сервисов. Самая большая проблема, которую решала, и довольно успешно, команда, — как улучшить качество материалов при помощи работы с блогерами или дизайном.
Я сравниваю работу с отношениями. Когда они заканчиваются, ты все равно с теплотой их вспоминаешь. Я часто вспоминаю мой «Дзен» и команду, с которой мы над ним работали. Пытаюсь воспроизвести и повторить дизайн-культуру, которую мы создавали. Что стало с «Дзеном» сейчас? А можно я не буду оценивать?
А что это была за культура?
Я тогда была старшим дизайнером, а арт-директором — Сережа Томилов. Это человек, который максимально вовлечен в людей и в создание осознанной культуры, поэтому все кредиты за работу отдаю ему.
Во-первых, наш дизайн-отдел чувствовал себя обособленно. Однажды мы поехали всей командой на три дня в Красную Поляну и придумывали будущее «Дзена» — у нас был проект «Дзен 2030». 15 дизайнеров в горах брейнштормят, а вокруг никого. Мы с того выезда привезли идей на несколько лет вперед, и некоторые из них продолжают реализовываться до сих пор.
Во-вторых, мы практиковали осознанное построение нетоксичных отношений. Например, всегда спрашивали, как комфортно обращаться, учились давать фидбэк без оскорблений. К сожалению, в нашей индустрии раньше нормально было сказать начинающим дизайнерам: «Ты плохо рисуешь, переделай». Мы уделяли много времени культуре общения, а не только достижениям и метрикам.
Курс «Арт-дирекшн цифрового продукта»
Усилите свою экспертизу в создании цифровых продуктов, научитесь вызывать эмоции от интерфейса с помощью дизайна, формы, цвета и текста и узнаете, как продать конечный продукт благодаря знаниям о маркетинге и пиаре.
Как тебя нашла рекрутер из Meta*?
Еще во время работы в «Яндексе» я начала задумываться, что дальше. Мне всегда было интересно пощупать, что там за рубежом, но рекрутер сама нашла меня на LinkedIn. Я знаю, что сейчас есть целые гайды, как прокачать там свой профиль. Но два года назад ничего такого не было, поэтому я выбрала стратегию «кради как художник».
Я была подписана на интересных мне дизайнеров и само собой подсматривала, как у них устроен публичный профайл. Разумеется, я не копировала тексты, а просто адаптировала под свой опыт. Обращала внимание, как описываются проекты или как прикрепляются ссылки на выступления и конференции. Видимо, мой LinkedIn получился достаточно привлекательным для рекрутеров, потому что еще до Meta мне писало несколько компаний. Но именно с Meta сложилась история любви, и я переехала в Лондон.
Почему тебя привлекала именно Meta*?
Meta* — это компания, сервисы которой прежде всего про коммуникацию и человеческое взаимодействие. Мне всегда были интереснее контентно-медийные продукты, которыми я сама пользуюсь каждый день.
В итоге ты попала в WhatsApp. А пользовалась ли ты WhatsApp до того, как начала там работать?
Как и многие в России, я пользовалась им скорее для записи на массаж или когда меня просили писать именно туда, но основной инструмент у меня был Telegram. Уже работая в WhatsApp, я поняла, что социальные контакты определяют площадку, где ты будешь общаться. Если у меня один друг в Telegram, а 300 в WhatsApp, то даже вопросов не будет, какие там классные анимации и стикеры в Telegram. Забавно, что в Великобритании WhatsApp — это норма, а Telegram считается скорее маргинальным продуктом, а в России наоборот.
Расскажи про свою адаптацию. Что тебе сложнее всего давалось в первое время?
Сразу оговорюсь, что компания сильно помогла с переездом, но мне нравится метафора с деревом. Дерево растет, затем его вырывают и пересаживают в другую почву. И прежде чем у него образуются корешки и оно приживется, должно пройти время. Я себя так и чувствовала — меня вырвали с корнем, хотя и заботливо пересадили в новый горшочек.
Во-первых, я жутко комплексовала из-за языка. Это я сейчас понимаю, что необоснованно. До переезда мне казалось, что у меня все хорошо с языком, я нормально сдала IELTS. В первый же день я побежала в магазин для животных, чтобы купить лоток коту. И вот я стою на кассе и пытаюсь объяснить, что мне нужно, а девушка вообще не понимает меня, а я ее.
Хотя Meta* — международная компания и у многих здесь английский неродной язык, так вышло, что в моем отделе все британцы. Это не добавляет уверенности в себе, особенно в первое время. Несмотря на то, что все ребята дружелюбные и готовы ждать, когда ты сформулируешь свою мысль, главный критик — ты сам. Здесь ничего не помогает — никакое обучение или курсы, только время. Когда ты разрешаешь себе быть неносителем языка, только тогда начинаешь нормально выступать на встречах и высказывать свои мысли.
А во-вторых, было тяжело из-за масштаба компании. Мне казалось, что я все знаю о корпорациях и меня ничем не удивить, но «Яндекс» чувствуется как крошка стартап по сравнению с Meta*. Тут совсем другое количество команд, сотрудников, и первое время было очень тяжело привыкнуть, с каким количеством людей надо коммуницировать и скольким транслировать свои мысли. Я смогла немножко выдохнуть только спустя полгода.
Курс «Советы для творческих людей»
Пять лекций Дмитрия Карпова, которые полезно прослушать представителям любых профессий, чтобы регулировать свою эффективность и поддерживать огонь созидания.
В одном интервью ты рассказывала, что российские дизайнеры много рисуют и мало говорят, а западные — наоборот. Какие еще есть отличия в коммуникации?
Ребята в России очень сфокусированы на визуальной стороне дизайна. Конечно, так не везде, но я часто это замечала в личном общении. Если мы говорим про создание какой-то концепции, из-за общего культурного кода мне порой достаточно было просто показать дизайн или прототип и сказать, что он классный. И все соглашались. Это был тот уровень аргументации, которого хватало.
Здесь у всех разный бэкграунд, и нет общего культурного кода. Дизайнеру нужно отлично коммуницировать свои идеи, продавать их, оборачивать в сторителлинг и рассказывать так, чтобы каждый понял, почему это круто. Из этого и вытекает, что все очень много говорят. Как оказалось, в международной среде и больших компаниях картинки сами по себе не срабатывают. Визуальные навыки — это хорошо, но это один из инструментов в твоем «швейцарском ноже». Вот у тебя есть «отвертка» визуальный навык, а есть «отвертка» продуктовое мышление и так далее.
За что вообще ценят российских дизайнеров, а что не мешало бы прокачать?
Пока точно нет бренда «российский дизайнер», как, например, «российский разработчик». За рубежом понимают, что российский разработчик — это серьезный немногословный чувак, который сделает тебе такой код или такой алгоритм, что он сразу заработает. Такого стереотипа о дизайнерах нет, и это неплохо, потому что нам всем позволено быть разными. Каждый может свои навыки подсвечивать и прокачивать.
Когда у меня был один из первых раундов знакомства с коллегами, меня спросили: «А дизайн в России, он какой?» Коллега привел пример, что ребята из Индии очень любят красочные дизайны, градиенты — все как на Dribble. Я тогда не знала, что ответить, и сказала, что очень разный. Когда я потом думала об этом вопросе, то опять вспомнила поинт Сережи Томилова, что мы все дети советских инженеров и этот культурный код в нас неосознанно прорастает. Например, мы умеем придумывать сложные разветвленные схемы.
Ты осознанно не хотела уходить в руководство?
Это интересный вопрос, потому что я как раз хотела уходить в руководство в «Яндексе». В российских компаниях часто смещен фокус на один единственный путь развития — менеджмент и арт-дирекшн. И других путей я даже не видела, поэтому задержалась в «Дзене» еще на год, пробуя путь руководства. У меня была команда из трех дизайнеров, моих «птенчиков», как я их ласково называю. Кажется, я до сих пор отношусь к ним как к своим детишкам, хотят они этого или нет. Это однозначно был интересный опыт!
В конце концов я поняла, что мне хочется больше проявляться самой, а не через других людей. Поэтому, когда ко мне пришла рекрутер из Meta* и предложила на выбор путь IC или дизайн-менеджмента, я решила, что пока не дозрела, чтобы отпускать от себя работу руками.
Одно из важных для меня открытий в Meta*, что тебе может быть 50 лет, а ты все еще дизайнер, то есть растешь не в руководство, а вглубь своих навыков. Здесь есть настолько весомые эксперты в определенных областях (в прототипировании или продуктовом мышлении например), что думаешь: «Вау, еще так можно расти». Раньше мне таких примеров не попадалось.
В России дизайн-область еще молодая и по-хорошему дикая, а здесь объективно устоявшаяся. Я уже говорила, что я самоучка и у меня нет профессионального образования, и если в России это норма, то здесь я единственная. У меня коллеги закончили, например, Royal College of Art. Просто это очень разные индустрии.
Тебе мешает отсутствие образования?
Только на уровне самокритики. В первые месяцы меня это очень беспокоило, но потом обретаешь броню и уверенность, что ты тоже кое-чего стоишь. Сейчас прошел почти год и я вообще не вижу разницы. Дизайн, а особенно продуктовый, — это настолько быстроразвивающаяся область, что, если ты каждый день чему-то учишься, то этого вполне хватает.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов поможет расширить компетенции, развить насмотренность, углубить знания в смежных областях, чтобы эффективнее работать и повысить свою ценность на рынке.
Насколько тебе важно совпадать по ценностям с компанией и чувствуешь ли ты сейчас такое совпадение?
Я считаю, что в таких больших компаниях все сводится к людям в твоей команде, а мне повезло с моими ребятами. Но и компания много делает для сотрудников.
На одном из первых воркшопов мы учились распознавать людей, которым не очень комфортно, — моделировали ситуацию, когда сидим вшестером в переговорке. Один высказался, другой высказался, и сидит какая-нибудь девчонка, ведет записи встречи. Наше внимание обращали на нее и предлагали дать ей возможность поучаствовать в разговоре. Сотрудников сразу учат внимательности к таким вещам. Этот воркшоп раньше вела Шерил Сэндберг, бывшая СOО Facebook*, очень влиятельная женщина в индустрии (обязательно почитайте ее книгу Lean In или «Не бойся действовать» в русском переводе).
Конечно, в Великобритании на формальном уровне все точно лучше с сексизмом, но, к сожалению, в IT-индустрии он все еще существует. Многое меняется в том числе благодаря появлению девчонок арт-директоров и дизайн-лидеров. Мне важно больше говорить о дизайне, чтобы девчонки видели других девчонок. Когда я начинала, никого не было. Все еще довольно плохо, но стало легче и нормальнее говорить об этом.
Расскажи про наставничество в Bang Bang Education
Я тогда только начинала руководить, не умела давать нормальный фидбэк и не понимала, как этому можно научиться. Вселенная посылает возможности, и мне как раз пришло предложение из Bang Bang Education.
Это был первый поток годовой программы по UX/UI-дизайну, мы сами учились быть наставниками. Сначала я писала текстом фидбэк, а потом поняла, что проще записать голосом. Со временем начала находить правильный тон, правильные слова и конструкции. Этот «скелет» легко перенести на другое место работы и на других людей.
Помню, что сначала была не уверена, боялась, что буду тратить много времени. Но когда ты видишь, что знание, которое ты помогаешь получить, начинает превращаться в классный дизайн, — это заряд дофамина.
Мне нравится, что у BBE глубокий и здоровый подход к обучению. Мы транслируем студентам, что будем очень-очень много работать, но постепенно они приобретут новую профессию.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет изменить вектор карьеры, но боится или не находит сил?
В такие моменты нужно относиться к себе очень бережно, ведь мы начинаем сравнивать с предыдущей карьерой, говорить, что ничего не получается и никогда не получится. Психике надо, чтобы мы себя похвалили за эту невероятную вещь — за приближение к своей мечте.
Мне моя психолог посоветовала относиться ко всему с позиции детского любопытства. Дети ведь сначала ничего не умеют, но при этом не чувствуют себя ничтожествами. Им все любопытно. Каждый раз, когда я чувствую, что у меня что-то не получается, я пытаюсь переключиться в это детское представление.
Из практического совета — окружить себя людьми, на которых вы хотите быть похожими, компаниями, на которые хочется работать, миром, в котором хочется жить. Да, у тебя еще нет работы мечты, но уже появляется новая опора.
*Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ.