Каждому дизайнеру стоит попробовать выступить публично хотя бы раз. Вдохновляет наблюдать за спикерами со стороны, но не менее интересно оказаться на их месте и поделиться своими знаниями с аудиторией, особенно если это действительно полезная информация (а может, и не очень полезная, но круто представленная).
Хотя заработок на таких мероприятиях не является основной целью, это отлично развивает селф-бренд. А развитый селф-бренд открывает новые возможности. Во-первых, позволяет создать социальный капитал: привлечь клиентов, найти дизайнеров для сотрудничества или респондентов для тестирования. Своего рода нетворк, в котором вы оказываетесь в центре внимания.
Медийность открывает возможности. Если выбирать между двумя дизайнерами, один из которых медийный, то предпочтение, скорее всего, отдадут медийному, поскольку он может стать амбассадором бренда.
Но если вы не стремитесь к публичности, то лучше сфокусироваться на развитии других навыков — развитый селф-бренд нужен не всем.
А вот публичные выступления помогут укрепить уверенность в себе как в специалисте любому дизайнеру.

Первые шаги в публичных выступлениях
Junior
Я пробовал себя в выступлениях еще джуниор-дизайнером. На внутренних мероприятиях студии делился итогами работы. Это похоже на классическое демо, но количество зрителей было значительным. Я готовил презентации, изучая выступления людей, которые мне нравятся, и пытался перенять их привычки, ходы и детали, которые формируют успешное выступление.
Самое важное — презентация не должна быть сумбурной. Можно представить презентацию в виде книги или рассказа, где вы за руку проведете слушателя через историю, которую рассказываете.


Визуал в презентации не должен быть сильно увесистым, ведь картинки — всего лишь поддержка вашего рассказа, лучше фокусироваться на смыслах. Правило, которое я выделил для себя: показывать на слайде тезисы, про которые я сейчас говорю, или схему, которую я описываю, потому что на слух многим воспринимать довольно тяжело.


Middle to Senior
Я убежден, что уметь публично выступать полезно на любом уровне, но максимально прикладным этот навык становится на уровне Middle, Senior и выше, поскольку в этот момент человек начинает обрастать экспертизой. Дизайнеру уже есть чем поделиться, имеется определенный бэкграунд, и он может научить других.
В мире дизайна какой-либо конкретной специализации нет — конференции и другие мероприятия не всегда направлены на одну тему. Поэтому везде нужны свои спикеры, которые будут делиться знаниями по своей специализации.
Есть две разные стратегии. Первая — фокусироваться на узкой теме и быть «человеком первого выбора», когда речь заходит про какую-то тему. Например, когда речь заходит про JTBD, то многие думают о Ване Замесине, а когда про метрики — об Илье Красинском.
А можно уметь многое и быть неким дженералистом, который будет ходить на огромное количество мероприятий и охватывать бóльшую аудиторию.
Лично мой выбор — быть условно универсальным дизайнером, который и про метрики расскажет, и про дизайн-процесс, и про запуск продуктов, и про стратегию. Некоторые темы даются тяжеловато (например, дизайн-концепции), но участие в таких презентациях может неплохо вас прокачать, потому что придется подготовиться и чему-то дополнительно научиться.

Как начать выступать
Можно начать с написания статей. Это поможет вам стать чуть более заметным в медиапространстве. Я систематически пишу статьи, чтобы не терять навык структурирования информации. Это хорошо помогает на выступлениях.
Важно развивать нетворкинг. Если у вас много знакомых дизайнеров, менеджеров или диджитал-специалистов, вы можете обратиться к ним с вопросом о конференциях, на которых могли бы выступить. Возможно, среди ваших знакомых есть даже организаторы или соорганизаторы мероприятий — это всегда открывает дополнительные возможности.
Существуют публичные площадки, такие как «Дизайн-выходные» или Dprofile, которые регулярно устраивают мероприятия. Это отличная возможность для коллабораций и выступлений.
Также не стесняйтесь обращаться к изданиям или компаниям, с которыми вам интересно сотрудничать. Налаживайте связи с людьми, работающими в интересующих вас организациях. Например, если вы хотите выступить в банке, напишите дизайнерам из этого банка и предложите обменяться экспертизой в формате митапа.
Условия выступления
Обсудите с работодателем условия, на которых вы можете выступить. Существуют NDA-проекты, делиться деталями которых было неэтично. Но никто никогда не ограничивал меня в выступлениях, так как это только добавляет медийности компании на рынке.
Что касается бенефитов, то они зависят от места. В некоторых случаях вы можете получить компенсацию, в других — нет. Это все индивидуально и зависит от ваших взаимоотношений с работодателем.
Виды публичных выступлений и их особенности
Я бы выделил тут участие в подкастах, офлайн- и онлайн-выступления, а также ведение курсов и преподавание. Каждый из этих форматов значительно отличается по уровню подготовки.
Выступление в офлайне подразумевает дополнительный стресс. Напротив, онлайн-выступления упрощены тем, что у вас есть возможность использовать заметки: можно держать под рукой бумажку или открывать Notion в соседнем окне и периодически подглядывать, что не будет заметно.
Участие в подкасте
Осенью прошлого года я ходил на подкаст «Интуитивно понятно», где делился опытом, связанным с метриками. Я знал, что дизайн-лид с моей прошлой работы ведет вместе с лидом из VK подкаст про дизайн и продукты, и предложил им сделать коллаборацию. Для меня это было возможностью попробовать себя в новом формате, а для них — попиариться за счет человека с какой-то собранной аудиторией.
Мы заранее списались и накидали список тем, которые хотим обсудить. За пару дней до подкаста я собрал контент по теме в виде тезисов. Не могу сказать, что пришлось как-то сильно готовиться, потому что мы изначально договорить посидеть в свободном формате. Думаю, если бы это была какая-то серьезная встреча, а не просто дружеские посиделки, я бы готовился тщательнее, возможно, расписал бы текст более подробно.
Преподавание
Мне также довелось провести целый семестр курса в Институте бизнеса и дизайна. Преподавание требует отдельной подготовки и умения давать качественный фидбэк, так как это не просто выступление, а работа со студентами. Тем не менее преподавание отлично способствует развитию навыков публичных выступлений: вы рассказываете, ведете занятия и делитесь знаниями.
Если вам интересно преподавание, рекомендую попробовать себя для начала в менторстве. Поймите, какими навыками вы можете поделиться как эксперт, найдите менти, возможно, на бесплатных площадках вроде ADPList. Это отличная возможность начать развиваться как ментор.

Если вы чувствуете уверенность, можете взять больше менти или попытаться зайти в университеты и онлайн-площадки с курсами. Вы можете выступать как приглашенный спикер, делясь знаниями по определенной теме, или же стать ревьювером, куратором или преподавателем. Все зависит от конкретной площадки/компании и ваших предпочтений.
Весь этот опыт формирует медийность и помогает мне развивать мой канал. А комьюнити, которое формируется таким образом, открывает новые возможности, пути и знакомства.
Советы для подготовки и проведения публичных выступлений
- Пробуйте себя в выступлениях как можно раньше. Применять знания, которые у вас есть, — это один опыт, а понятно делиться ими же с аудиторией — совсем другой.
- Поймите, зачем вы выступаете, какая у вас цель. Вы хотите вдохновить, обучить или убедить кого-то? Это поможет построить логичное повествование.
- Смотрите и разбирайте выступления других спикеров, которые вам нравятся. Так вы поймете, что именно в них держит внимание и почему такой формат нравится людям.
- Сделайте презентацию, которая будет усиливать вас, а не заставлять слушателей разрываться между вами и картинками.
- Не тратьте ресурс на сложные вещи перед выступлением, лучше отдохните, не загружайте голову.
- Собирайте обратную связь: после выступления не стесняйтесь задавать вопросы о том, что понравилось, а что можно улучшить — это ценно для роста.
- Вовлекайте аудиторию — людям интереснее быть частью чего-то, чем просто наблюдать. Включайте мини-практики, ответы на вопросы, интерактивы — это хорошо держит внимание и сильно улучшает качество вашего выступления.