Современники столкнулись с невероятным для предков количеством разнообразной (это основное отличие) визуальной информации, и ее производство стало ежедневной рутиной не только для профессионалов, но почти для любого человека со смартфоном. И несмотря на то, что новые инструменты, фильтры и приложения делают доступными любые стили и виды визуального представления, силуэтные 2D-иллюстрации по-прежнему в тренде, а после последнего плоского бума, начавшегося с восьмой винды, мир в очередной раз с энтузиазмом вспомнил о потенциале чистого Силуэта.
Но, конечно, это не никакая не новинка, а естественный прием, уходящий корнями в пещерное прошлое, бессменно работающий в плакате и книжной иллюстрации и ставший очень популярным с развитием векторных программ.

Термин «силуэт» произошел от фамилии французского министра Этьена де Силуэта, известного своей скупостью. Силуэтами называли портреты, вырезанные из бумаги (или нанесенные в одну краску), которые по сравнению с живописью стоили недорого.
Но дешевый не значит простой. Сделать удачный и отвечающий задаче рисунок плоскими заливками почти так же вызывающе, на мой взгляд, как крутую абстрактную работу. Сконструировать свой работающий «плоский» мир — последний уровень сложности по шкале условности, а решение силуэтной композиции — наиболее интеллектуальный процесс в рисовании.

Форма света и тени — первое, что считывает мозг, фильтр, задающий настроение всей проекции мира. Эволюционно мы немедленно пытаемся разгадать знак, выданный нам в виде силуэта, и если это легко — мы удовлетворены и спокойны, чувствуем себя умными победителями игры воображения. Но добиться изящной узнаваемости — не такая тривиальная задача: Силуэт не терпит случайных мест. Или по-другому: все случайности Силуэта тщательно выверены. Хороший Силуэт прост, точен и медитативен. А в лаконичной картинке не спрячешься за красивыми разводами и мелкими штрихами — с формой придется поработать.
Как и с композицией. Движение является основой всего изо, а при решении иллюстрации с плоскими заливками движение — это почти все, что у нее есть.


Когда же вопрос Силуэта — формы (пространства) и композиции (времени) — решен, то усложнять иллюстрацию можно сколько угодно, добавляя объемы и детализируя. А можно ограничиться легкими градиентами или обойтись совсем без ничего — зависит от задачи. В любом случае, картинка уже состоялась, с ней все ясно.

Условные силуэтные иллюстрации особенно хорошо работают там, где надо показать метафору или емко рассказать историю. Когда считывается несколько знаков одновременно, зритель вовлекается в игру и Силуэт становится самостоятельным произведением со смыслом и сюжетом.
Пожалуй, это и есть основной прием чистого Силуэта — метафора и сюжет через пазл.

Если отвлечься от передачи метафор, форм и композиций, то у иллюстраций с плоскими заливками есть реальные преимущества: они хороши в любом размере и на любом носителе. С их помощью можно изящно решать самые деликатные задачи, и они отлично подходят для анимации.

Там, где нужна условность, Силуэт — решение номер один.
Я хотела бы пожелать и художникам и заказчикам не бояться простых форм и небольшого количества деталей. Скупой стиль требует работы и от иллюстратора, и от зрителя, но взамен он очень благодарен, и его удачное использование всегда восхищает людей своей лаконичной емкостью.