Содержание
- Войлочные завесы и ковры кочевников Центральной Азии
- Коптские ткани IV–XII веков
- Японская каллиграфия. «Исеху»
- Flora Delanica. Техника бумажной мозаики
- Комбинированная съемка
- Пикториализм
- Викторианский фотоколлаж XIX века
- Ширма Ганса Христиана Андерсена
- Идея синхронности
Делимся фантастическим исследованием Оли Раковой — выпускницы Bang Bang Education, основательницы волгоградской «Коллажной» и участницы сообщества «Режь да клей».
Если понимать под коллажем сочетание отдельных материалов и предметов, можно сказать, что он существовал всегда. Однако самостоятельным видом искусства коллаж признали только в ХХ веке, когда кубисты и футуристы начали наклеивать куски газет, обоев и фотографий на свои холсты. А что было до этого? Ответы — в этой статье!
Войлочные завесы и ковры кочевников Центральной Азии
Они сохранились благодаря вечной мерзлоте, ведь обычно органика разрушается в грунте.
Наиболее знамениты изделия из Пазырыкских курганов (VI–III вв. до н. э.) и ковер из гуннского кургана в Ноин-Уле (II–I вв. до н. э.), которые хранятся в Эрмитаже. Предполагают, что войлочное полотнище из Пазырыка служило частью шатра: при толщине в 3 мм его площадь составляет 30 м2, а детали из окрашенного войлока вбиты в основу и прошиты по краю.
Курс «Рисование: ежедневная практика»
За две недели выполните шесть интересных творческих заданий под руководством иллюстратора Софии Коловской в компании других студентов — и получите фидбек преподавателя.
Коптские ткани IV–XII веков
Коптами называют потомков древних египтян, принявших христианство, поэтому в их культуре смешались языческие боги и христианские святые.
Копты украшали ткани орнаментальными вставками в технике гобелена. Эти вставки привлекали коллекционеров XIX века: их вырезали и по отдельности продавали.
Японская каллиграфия. «Исеху»
В средневековой Японии для каллиграфии использовали декоративные листы, которые сращивались из обрывков крашеной бумаги. На листе выстраивались целые пейзажи, дополняемые рукописными эскизами или вырезанными бумажными фигурками, а поверх помещался текст. Пример этой техники — сборник «Исеху» средневековой поэтессы Исе, датируемый между VIII и XII веками.
Flora Delanica. Техника бумажной мозаики
Изобретательницей бумажной мозаики считают художницу XVIII века Мэри Делани. В 70 лет Мэри вдохновилась гербариями и начала создавать образцы растений из кусочков цветной бумаги — изящные и научно точные. Ее коллекция Flora Delanica включает тысячу коллажей, которые можно увидеть в Британском музее и Национальной галерее Ирландии.
Комбинированная съемка
В 1826 году появилась фотография — и манипуляции с ней. Первыми к комбинированной съемке обратились англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон. К 1843 году они смонтировали гигантское фото «Заседание Свободной церкви в Шотландии» из 470 заранее отснятых портретов. В тот период подобный монтаж был лишь методом фотообработки и построения реалистичного изображения с соблюдением перспективы.
Курс «Иллюстрация: создание портрета в векторе»
Изучите интерфейс Adobe Illustrator, освоите основные инструменты и команды программы, а после попробуете теоретические знания на практике. В результате создадите портрет из геометрических фигур в векторе.
Пикториализм
Метод англичанина Генри Робинсона вошел в историю фотографии как пикториализм: «Любой обман, трюк и колдовство любого сорта открыты для фотографа. Можно сделать очень много и создать прекрасные картины, смешивая в фотографии реальное и искусственное». Робинсон предложил сблизить фотографию с живописью, коллажируя несколько негативов.
Викторианский фотоколлаж XIX века
Викторианские аристократки экспериментировали с фотоколлажем за полвека до Пикассо и Брака, сочетая фотовырезки с живописью в своих альбомах.
Эти коллажи остроумны и фантастичны: создательницы соединяли человеческие головы и тела животных, помещали персонажей в воображаемые пейзажи и превращали лица в предметы быта, преодолевая условности ранней фотографии.
Ширма Ганса Христиана Андерсена
Андерсен обклеил комнатную ширму множеством вырезок из журналов, гравюр и фотографий известных мужчин и женщин, воссоздав ретроспективу эпохи. Так со своей постели стареющий писатель наблюдал культурный ландшафт, через который прошла его жизнь.
В этом коллаже 1874 года уже присутствует явное вторжение автора в реалистическую логику изображения: каждая панель посвящена определенной идее, и между собой они также связаны по смыслу.
Идея синхронности
Дизайнер Пол Рэнд заметил, что актуальная для коллажа идея синхронности отсылает нас к живописи Древнего Китая. В ней использовалась параллельная перспектива, чтобы совместить на рисунке одновременно происходящие в разных местах действия или множество событий. Элементы изображения свободно располагались за, над или под друг другом, традиционная перспектива игнорировалась, а планы определялись наложением объектов.
Курс «Наброски с Миной Милк: 13 упражнений для иллюстратора»
Исследуете свой стиль рисования, откроете для себя новые выразительные приемы и материалы, создадите много зарисовок и сгенерируете несколько эскизов для будущих иллюстраций.
Бонус от Оли
Тем, кто хочет вчитаться в тему, Оля рекомендует обратить внимание на статью «Коллаж до Пикассо. Неужели?!» в журнале «Человек и коллаж» №1, коллажные исследования Татьяны Алмонд и видеолекции Нины Фрейман.