Об изнанке работы ORNAMENT рассказали арт-директорки издания Вика Липирова и Люба Рыбакова.

В этом году ORNAMENT празднует пять лет. Как за это время изменился ваш подход к издательскому делу, самому журналу и месту иллюстрации в нем?
Люба: За пять лет наш подход к работе стал более осмысленным. Если вначале мы много экспериментировали и придерживались гибкой структуры, то сейчас у нас есть четко сформулированная концепция и узнаваемый стиль. Место иллюстрации в журнале всегда было и остается важным: она не просто украшает страницы, а усиливает текст, помогая передать сложные идеи через визуальные метафоры.


Оглядываясь назад, что бы вы сделали иначе, а в каких своих решениях, наоборот, укрепились?
Люба: Возможно, я бы уделяла больше внимания типографике и сеткам на ранних этапах. Мы стремились к индивидуальности каждого номера, но сейчас понимаем, что есть опорные точки в оформлении и верстке, которые создают каркас и отвечают за узнаваемость. Все же постоянство в некоторых деталях имеет значение!
Вика: В иллюстрациях из первых номеров было меньше свободы и сюжетной глубины — сейчас они более концептуальные и осмысленные. При этом не могу сказать, что я бы хотела что-то поменять: мне нравится то, к чему мы пришли за пять лет, и в эту точку нас привели поиски своего визуального языка.
Мы стремимся не перерисовывать кадры, а создавать дополнительные смыслы иллюстрацией, находить выразительные образы и непривычные ракурсы. В этом направлении хочется развиваться дальше, создавая более сложный и концептуальный визуал.
Как обычно выглядит работа над номером?
Люба: Все начинается с формулировки концепции и тематики, а после мы приступаем к структуре верстки и проработке нюансов. Иллюстраторы и иллюстраторки подключаются, когда у нас уже есть концептуальная основа номера, план с версткой текста и пятнами для иллюстрации.



Как вы выбираете иллюстраторов и иллюстраторок для сотрудничества?
Вика: Формированием иллюстраторской команды я занимаюсь чуть больше трех лет и ориентируюсь на четыре основных критерия. Первый — это авторский стиль, который должен встраиваться в визуальную концепцию номеров. Второй — умение мыслить нестандартно. Именно поэтому в задании опен-колла мы предлагаем поместить персонажа в необычную среду. Третий — комфортная коммуникация.
Четвертый критерий — способность погружаться в материал и обращаться к дополнительным источникам информации. Здесь хочу поделиться несколькими примерами из работы над одиннадцатым номером о триллерах. Чтобы проиллюстрировать материал про «Зодиак», Алсу Хасанова изучила улики по реальному делу преступника, а Оля Владимирова отыскала много интересных фактов для иллюстрирования статьи о «Бойцовском клубе», вшив в свои работы пасхалки.
А как ставите иллюстраторское ТЗ?
Вика: Первым делом мы рассказываем иллюстраторской команде о концепции номера и передаем гайд, где подробно прописаны все технические требования к файлу, представлены визуальные фишки номера и разложенная по флэтплану палитра. Вместе с гайдом иллюстраторы и иллюстраторки получают PDF-файл с практически финальной версткой (возможны небольшие подвижки), где выделены места под иллюстрацию.



Также в первые полторы недели мы делаем общие встречи, где активно штурмим над каждым материалом в номере. Поскольку мы всегда в поиске интересных идей и сюжетов, иллюстраторы и иллюстраторки изучают материал, пересматривают необходимые фильмы, читают дополнительную информацию, чтобы найти нестандартные решения и крутые образы.
За пять лет у вас наверняка выработался свой набор визуальных фишек, которые отличают ORNAMENT от других проектов. Расскажете о них?
Люба: Важной фишкой ORNAMENT безусловно является то, что это полностью иллюстрированный журнал. Мы также активно используем ручную типографику, которая придает индивидуальности каждому номеру, ищем интересные и смелые решения в верстке.
Вика: Последние пять номеров ORNAMENT начинаются с небольшой иллюстрации на форзаце, которая работает в связке со вступительным словом и задает тон номера. Например, в номере про женщин в кино это была палетка розового цвета Rose Force (локальная шутка, которая появилась из комментариев и зашла слишком далеко) — одна из множества насмешек над стереотипами, с которыми мы сталкиваемся.


Также у нас есть две большие иллюстрации в начале и в конце номера, которые дополняют друг друга. Номер про Кубрика начинается с полета нашего журнала в открытом космосе, который в финале приземляется на Землю. Приквелом этих иллюстраций был короткий анимационный ролик, где команда отправляет номер в печать.
И самая фанатская фишка последних номеров — большая иллюстрация вселенной по творчеству режиссера или сборнику, которую можно бесконечно долго рассматривать. А еще в самых свежих номерах мы пошли на эксперимент и не оставили ни одной белой полосы: на каждой есть свой подтон, и такой прием, возможно, с нами надолго.