Содержание
Клиент — это партнер дизайнера. Он не дает определенного плана действий, которые вы бездумно выполняете. Заказчик заинтересован в успехе продукта, знает его сильные и слабые стороны, а значит, может дать ценные подсказки по содержанию и ведению проекта. Но в работе вы с ним на равных, поскольку каждый из вас отвечает за результат.
Этапы работы с клиентом
Они могут меняться, в зависимости от сложности проекта и вида дизайна, но принято выделять следующие этапы:
- Знакомство.
- Брифинг, после которого появляется понимание, что вам нужно делать и в какой стилистике.
- Техническое задание при необходимости — выжимка из брифа по стилистике, референсам, дополнительные материалы от заказчика: текст, картинки, документы.
- Подписание договора, в котором вы прописываете количество правок, сроки, предоплату и невозвратную сумму, этапы работы, время ответа каждой из сторон.
Дизайнер Дмитрий Барбанель — о том, как у него устроены этапы работы с заказчиком:
«Первую встречу я назначаю лично — не в Zoom. Мы все выслушиваем и выспрашиваем таким образом, чтобы сразу на первой встрече предложить глобальное решение, с которым клиент эмоционально согласен. На встрече я максимально подробно рассказываю, как именно мы все будем делать. Так клиент понимает, насколько сложная работа, требующая большого труда, нам предстоит. Пообедав и обнявшись, мы уходим и уже на следующий день присылаем ТЗ и выставляем счет. Мы не работаем без предоплаты. Мы берем 50%, 25%, 25%. На каждом проекте есть два чата — один с клиентом, второй без него. Мы не облизываем клиентов, мы с ними дружим. Но пока оговоренная часть работы не оплачена, за следующую мы не принимаемся».
Попробуете себя в четырех направлениях. Вас ждет теория и практика, персональный фидбэк, еженедельные вебинары от экспертов из индустрии и практикум с карьерным консультантом. Добавите в портфолио качественные проекты.
Составление брифа
Бриф — краткое и четкое описание задачи или проекта и способ передачи информации от клиента к дизайнеру. Он содержит информацию о:
- заказчике;
- виде и объеме работ;
- целях проекта;
- сроках;
- целевой аудитории;
- особенностях бренда;
- требованиях к дизайну;
- пожеланиях к проекту.
Здесь же можно уточнить, как будет оцениваться ваша эффективность и кто будет принимать работу.
Для заказчика бриф — возможность точнее определить, какой результат он хочет видеть. Для дизайнера — инструмент знакомства с проектом. Одного брифа бывает достаточно, чтобы наладить взаимопонимание исполнителя и заказчика. С ним процесс дизайна идет быстрее, и ожидания чаще совпадают с реальностью.
«Если клиенту что-то не нравится не по объективным причинам — из-за вкусовщины или его недостаточной экспертности в этой области, — у дизайнера всегда есть два варианта. Можно сдаться и сделать так, как хочет клиент, а потом, скрипя зубами, прятать этот кейс. Либо можно все-таки попытаться донести до клиента мысль: “Вы к нам пришли, потому что у нас есть экспертиза и понимание того, как должен выглядеть и работать ваш проект с точки зрения дизайна”», — Саша Гладких, арт-директор и основатель Charmer Studio.
Конфликтные ситуации
У противоречий есть позитивные стороны. Прежде всего конфликт иногда позволяет всей системе перейти на новый уровень, потому что вскрывается что-то новое. Важно отнестись к этому как к части рабочего процесса и управлять конфликтом. Если воспользоваться этой ситуацией грамотно, она поможет лучше понять друг друга.
«Если вы работаете вместе, возвращайте себя и оппонента к тому, в чем вы согласны: вы оба хотите хорошего для будущего проекта. Тогда вашей задачей будет не победить друг друга в споре или отстоять свою правоту, а сделать так, как действительно будет лучше для результата», — Елена Лаврова, кандидат психологических наук, практикующий психолог, научный консультант образовательного центра «Психодемия», член Ассоциации ориентированных на решение практиков.
Типичные ошибки
Не проявлять интерес
Заказчик с большей вероятностью выберет не просто профессионала, а увлеченного человека. Если вы искренне заинтересованы в проекте, не бойтесь это показать: задавайте вопросы, предложите несколько идей. Будьте человеком, а не функцией.
Не определять рабочие часы
И дизайнеру, и заказчику будет удобнее и спокойнее, если каждый будет понимать, в какое время и в каком формате можно общаться. Уточните время и площадки, на которых будет удобно беседовать всем участниками процесса.
Использовать неуместный тон общения
Соблюдайте баланс: не стоит общаться канцелярским языком договоров, но и уходить в фамильярность не стоит. Общайтесь вежливо, но держите разумную дистанцию.
Употреблять большое количество терминологии
Обилие профессиональной дизайнерской лексики не подчеркнет ваш профессионализм, а непонятные термины и неясный результат могут оттолкнуть заказчика. Объясняйте доступным человеческим языком.
Не высказывать свое мнение
Аргументируйте свою позицию. Расскажите с точки зрения дизайна, почему выигрышно то или иное решение. Покажите наглядно или приведите в пример проекты, с которыми уже работали.
Не фиксировать договоренности
Все условия работы и оплаты должны быть прописаны в брифе, техническом задании и договоре. Внимательно читайте договор и не бойтесь вносить в него правки. А после звонков или встреч делайте саммари — краткое описание встречи и ее итоги.
Не страшно, если сотрудничество не сложилось: это часть профессионального пути. Учтите ошибки, опыт и просто идите дальше без сомнений в собственном профессионализме, даже если кто-то сказал вам обратное.
Курс «Дизайн-менеджмент: как создавать и продавать дизайн»
Освоите систему полезных навыков и знаний, позволяющих хорошо выполнять менеджерские функции в любом дизайн-проекте. Доступен по подписке на «Дизайн-библиотеку». После оформления вам откроется 80+ полезных курсов.
Лайфхаки от эксперта
Пять советов от графического дизайнера и иллюстратора Ии Гаас.
Опережайте вопрос предложением
Не заставляйте клиента расспрашивать — не тратьте общее время. Сразу выдайте всю важную информацию: сроки, форматы, схему работы. Расскажите, чем вы можете быть полезны и как видите свою роль в проекте.
Четко формулируйте свои условия
Конкретно определите, на что вы готовы выделить время и сколько это стоит. Пугающая вас сумма может оказаться чьим-то минимальным бюджетом.
Не бойтесь клиента
Помните, вы равноценные партнеры. Не соглашайтесь на все подряд и четко озвучивайте свою позицию.
Удивляйте!
Если вы можете предложить проекту что-то сверх своих обязанностей, предложите. Визуализацию, дизайн-идею для другого продукта, новую концепцию. Только делайте это из желания ярче показать себя как профессионала. Не стоит заваливать клиента пользой и просто делать бесплатную работу из-за синдрома самозванца.
Выбирайте себя
Работать честно и вовлеченно можно только тогда, когда вы чувствуете себя комфортно и безопасно. Если вам кажется, что вас используют или плохо обращаются с вами, работать с полной отдачей не получится. Выбирайте для себя лучшие условия, чтобы выдавать качественные результаты.
Курс «Дизайнер: старт в профессии»
Попробуйте себя в четырех востребованных профессиях в дизайне и выберите для дальнейшего развития ту специальность, которая подойдет вам больше всего. После обучения сможете работать младшим дизайнером, брать проекты на фрилансе и зарабатывать от 70 000 до 200 000 рублей и выше.
Стать востребованным дизайнером 💥Мемы для этой статьи взяли из телеграм-канала «мемы для дизайнеров».