Содержание
- Что такое креативность
- Как оценить уровень креативности человека
- Как подпитывать креативность
- Метод Уолта Диснея
- Стратегии Майкла Микалко
- Упражнения для иллюстраторов
- Развитие креативности по Бруно Мунари
Что такое креативность
Креативность — это навык работы с идеями с помощью техник и инструментов. А также способность оценить ситуацию с разных сторон и находить решение проблемы, несмотря на ограничения. Как любой ресурс, креативное мышление нужно подпитывать.
Психолог Джой Пол Гилфорд определял креативного человека как личность, обладающую широтой взглядов, гибкостью и самостоятельностью мышления, способностью критически оценить мир.
Сегодня, в условиях высокой конкуренции, уметь придумывать смело и нестандартно — критически важный навык для тех, кто занимается коммуникацией, дизайном и не только. Знание креативных техник и фреймворков поможет всем, кто хочет двигать бизнес вперед.
Виды мышления
Джой Гилфорд выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное предполагает действие по уже усвоенному алгоритму и нахождение единственно верного решения. Дивергентное состоит в поиске множественных решений одной и той же задачи. Именно второе и принято называть креативным мышлением.
Творческое и креативное мышление: в чем разница
Некоторые определяют навык креативно мыслить как обязательную составляющую творческих способностей. Другие разграничивают эти два понятия и определяют творчество как создание предметов искусства, а креативность как умение оригинально мыслить и по-новому подавать уже имеющуюся информацию.
Курс «Арт-дирекшн цифрового продукта»
Научитесь создавать, развивать и продвигать цифровые продукты. Сможете управлять командой дизайнеров. Создадите собственный цифровой продукт для портфолио.
Как оценить уровень креативности человека
Американский психолог Элис Пол Торренс выделял четыре критерия креативности:
- беглость
- гибкость
- оригинальность
- тщательность
Тест Торренса — одна из самых популярных диагностик креативности: она включает двенадцать тестов, объединенных в несколько групп.
Есть и более быстрые варианты. Опросник The Creative Types Test от Adobe натолкнет на размышления, своим ли делом вы занимаетесь. Тест Брунера поможет понять, насколько вы креативный человек. Он содержит 75 вопросов с ответами «да» и «нет».
Как подпитывать креативность
Собрали пять простых способов поддерживать себя в тонусе.
Пробуйте на себе чужие идеи
Побудьте целевой аудиторией и объектом чужого креатива. Проходите тесты, участвуйте в опросах, делитесь прикольными штуками с коллегами. Мозгу тоже необходимо развлекаться и иногда побыть ведомым.
Читайте книги
Книг о креативности действительно много, и не нужно пытаться прочесть их все. Но начитанность никто не отменял: иногда автор подкинет рабочую идею, иногда понимаешь, что чужая методика тебе не близка, но каждый раз — это инсайт и познание своего образа мышления. Советуем «Я хочу больше идей» Стива Роулинга и «Взлом креатива» Майкла Микалко.
Изучайте истории великих идей
Такие истории напоминают, что гениальные идеи часто приходят оттуда, откуда не ждешь. Попробуйте мини-сериал Small Thing Big Idea. Вы знали, что первые схемы метро пытались изображать со всеми наземными географическими точностями? И только инженер лондонской подземки догадался, что пассажирам важнее понимать, на какой станции по счету надо выходить, а не под какой улицей они проезжают.
Читайте тренд-отчеты и прогнозы
Аналитические гиганты перерабатывают огромные пласты информации о том, что заходит потребителям и как меняется настроение аудитории. Такие репорты часто публикуются бесплатно — читать полностью необязательно, можно обращаться к определенной сфере или теме. Начните с Wunderman Thompson или Trend Hunter.
Подписывайтесь на креативные медиа
Это может быть канал агентства, от которого вы фанатеете, или блог. Советуем выбрать один-два любимых, которые не дадут выпасть из контекста. Не забываем про FOMO, архивные папки и диджитал-гигиену — следить за всеми невозможно. Мы любим телеграм-канал httpwwwcom — раз в день там публикуется событие, изобретение или идея дня, а еще советуем seen.
Метод Уолта Диснея
Автор методики — создатель нейролингвистического программирования Роберт Дилтс. Ее цель — посмотреть на задачу разным взглядом: с точки зрения мечтателя, реалиста и критика. Такой метод помогает не только найти решение, но и развить умение креативно мыслить.
Мечтатель должен генерировать самые невероятные идеи, предлагать их и не думать о том, насколько они осуществимы.
Реалист думает о том, как реализовать идеи. Он структурирует и оценивает объективную сторону предложенных идей, возможность реализации, соответствие задаче. О том, что может пойти не так, в роли реалиста думать не нужно, это задача критика. Сосредоточьтесь на достижении цели.
Критик думает о возможных препятствиях, ищет слабые места и то, что может пойти не по плану. Здесь важно не просто высказывать любые негативные предположения, а опираться на уже предложенные идеи, но как бы смотреть на них со стороны, отстраненно.
Методику можно использовать и самостоятельно, и в команде.
Стратегии Майкла Микалко
Как развить креативность: подход Майкла Микалко, автора книги «Взлом креатива».
- Воспринимайте задачу как полностью новую. Сознательно откажитесь от использования прошлого опыта.
- Визуализируйте. Используйте схемы, картинки и майнд-карты для оформления своих размышлений.
- Думайте легко. Экспериментируйте и создавайте как можно больше: количество со временем перейдет в качество.
- Изобретайте новые комбинации, в том числе из уже известных элементов.
- Замечайте неочевидные связи между предметами и явлениями.
- Проявляйте открытость и любопытство. Не ограничивайте себя одной областью знания. Наблюдения за смежными и совершенно другими видами деятельности может открыть вам неочевидные пути решений.
- Не бойтесь неожиданных открытий. Эксперимент может пойти не по плану, но незапланированный результат может стать важным открытием.
- Сотрудничайте. Работайте в группе единомышленников: они могут натолкнуть вас на неочевидные решения задач, а мозговой штурм эффективнее проводить в команде.
Упражнения для иллюстраторов
Упражнение, которое дает своим студентам художник и режиссер анимации Наталья Грофпель, называется «Поиск персонажа из пятна». Сделайте лист из случайных пятен и на основе этих пятен нарисуйте разных персонажей. Следующий уровень — рисование из каракули. Нарисуйте на листе хаотичную замкнутую линию. Затем попробуйте вписать в нее персонажа: крутите лист, пробуйте увидеть в ней конструкции и взаимные подчинения форм. Можно пробовать рисовать не только людей, но и другие объекты: вписать натюрморт или содержимое сумки.
Многие боятся рисовать из-за отсутствия большого опыта и навыков. Однако даже самую сложную историю можно рассказать при помощи повседневных объектов и образов. Взяв за основу стул, иллюстратор и преподаватель Илья Митрошин показывает, как превратить простые наброски в полноценные иллюстрации. На вебинаре вы узнаете, как побороть синдром самозванца и создавать иллюстрации при помощи простых предметов.
«Мы не обязаны рисовать как боги. Если мы знаем набор элементов предмета и их последовательность — неважно, каким способом это будет нарисовано. Не обязательно даже знать перспективу. Вы можете нарисовать объект абсолютно любыми способами, даже собрать его из чего-то невообразимого», — объясняет Илья Митрошин.
Развитие креативности по Бруно Мунари
Бруно Мунари — итальянский дизайнер, художник, изобретатель и выдумщик. Он синтезировал искусство и дизайн, опираясь на науку, и формулировал выводы в своих книгах. Одна из них посвящена фантазии.
Мунари считал, что креативность мышления развивается, если сочетать работу фантазии и изобретательность, а самое потенциальное проявление этого процесса видел в обучении детей творчеству. Большая часть книги посвящена конкретным приемам, из которых складывается механизм фантазирования, остаток — техникам, которые можно попробовать с детьми (а мы советуем попробовать в дизайн-практике). Делимся упражнением из главы «Откуда что берется».
«Чтобы выявить скрытые соотношения, можно исследовать простой лист дерева. Предположим, мы сделали кальку с листа дуба. Наложим на нее лист полупрозрачной бумаги и обведем контур. На одном листе обозначим только внешние точки, на другом — внутренние точки контура. Еще на одном можно провести линии, соединяющие внешние точки с... На следующем...
Потом можно попробовать наложить какие-то листы (два или более) друг на друга — и получим много разных изображений, имеющих отношение к одному и тому же дубовому листку.
Вот что можно увидеть в одном листе дерева. Каждый найдет в нем что-то свое».