Содержание

Что такое креативность

Креативность — это навык работы с идеями с помощью техник и инструментов. А также способность оценить ситуацию с разных сторон и находить решение проблемы, несмотря на ограничения. Как любой ресурс, креативное мышление нужно подпитывать.

Психолог Джой Пол Гилфорд определял креативного человека как личность, обладающую широтой взглядов, гибкостью и самостоятельностью мышления, способностью критически оценить мир.

Сегодня, в условиях высокой конкуренции, уметь придумывать смело и нестандартно — критически важный навык для тех, кто занимается коммуникацией, дизайном и не только. Знание креативных техник и фреймворков поможет всем, кто хочет двигать бизнес вперед.

Виды мышления

Джой Гилфорд выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное предполагает действие по уже усвоенному алгоритму и нахождение единственно верного решения. Дивергентное состоит в поиске множественных решений одной и той же задачи. Именно второе и принято называть креативным мышлением.

Виды мышления по Гилфорду

Творческое и креативное мышление: в чем разница

Некоторые определяют навык креативно мыслить как обязательную составляющую творческих способностей. Другие разграничивают эти два понятия и определяют творчество как создание предметов искусства, а креативность как умение оригинально мыслить и по-новому подавать уже имеющуюся информацию.


Курс «Арт-дирекшн цифрового продукта»

Научитесь создавать, развивать и продвигать цифровые продукты. Сможете управлять командой дизайнеров. Создадите собственный цифровой продукт для портфолио.

Записаться на курс 🖌

Как оценить уровень креативности человека

Американский психолог Элис Пол Торренс выделял четыре критерия креативности:

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • тщательность

Тест Торренса — одна из самых популярных диагностик креативности: она включает двенадцать тестов, объединенных в несколько групп.

Один из тестов диагностики креативности Торренса
Один из тестов диагностики

Есть и более быстрые варианты. Опросник The Creative Types Test от Adobe натолкнет на размышления, своим ли делом вы занимаетесь. Тест Брунера поможет понять, насколько вы креативный человек. Он содержит 75 вопросов с ответами «да» и «нет».


Клиповое мышление: что это и нужно ли пытаться от него избавиться
По каким признакам определить клиповое мышление, и как уменьшить его негативные последствия
Читать далее

Как подпитывать креативность

Собрали пять простых способов поддерживать себя в тонусе.

Пробуйте на себе чужие идеи

Побудьте целевой аудиторией и объектом чужого креатива. Проходите тесты, участвуйте в опросах, делитесь прикольными штуками с коллегами. Мозгу тоже необходимо развлекаться и иногда побыть ведомым.

Читайте книги

Книг о креативности действительно много, и не нужно пытаться прочесть их все. Но начитанность никто не отменял: иногда автор подкинет рабочую идею, иногда понимаешь, что чужая методика тебе не близка, но каждый раз — это инсайт и познание своего образа мышления. Советуем «Я хочу больше идей» Стива Роулинга и «Взлом креатива» Майкла Микалко.

Изучайте истории великих идей

Такие истории напоминают, что гениальные идеи часто приходят оттуда, откуда не ждешь. Попробуйте мини-сериал Small Thing Big Idea. Вы знали, что первые схемы метро пытались изображать со всеми наземными географическими точностями? И только инженер лондонской подземки догадался, что пассажирам важнее понимать, на какой станции по счету надо выходить, а не под какой улицей они проезжают.

Читайте тренд-отчеты и прогнозы

Аналитические гиганты перерабатывают огромные пласты информации о том, что заходит потребителям и как меняется настроение аудитории. Такие репорты часто публикуются бесплатно — читать полностью необязательно, можно обращаться к определенной сфере или теме. Начните с Wunderman Thompson или Trend Hunter.

Подписывайтесь на креативные медиа

Это может быть канал агентства, от которого вы фанатеете, или блог. Советуем выбрать один-два любимых, которые не дадут выпасть из контекста. Не забываем про FOMO, архивные папки и диджитал-гигиену — следить за всеми невозможно. Мы любим телеграм-канал httpwwwcom — раз в день там публикуется событие, изобретение или идея дня, а еще советуем seen.


Метод Уолта Диснея

Автор методики — создатель нейролингвистического программирования Роберт Дилтс. Ее цель — посмотреть на задачу разным взглядом: с точки зрения мечтателя, реалиста и критика. Такой метод помогает не только найти решение, но и развить умение креативно мыслить.

Мечтатель должен генерировать самые невероятные идеи, предлагать их и не думать о том, насколько они осуществимы.

Реалист думает о том, как реализовать идеи. Он структурирует и оценивает объективную сторону предложенных идей, возможность реализации, соответствие задаче. О том, что может пойти не так, в роли реалиста думать не нужно, это задача критика. Сосредоточьтесь на достижении цели.

Критик думает о возможных препятствиях, ищет слабые места и то, что может пойти не по плану. Здесь важно не просто высказывать любые негативные предположения, а опираться на уже предложенные идеи, но как бы смотреть на них со стороны, отстраненно.

Метод Уолта Диснея

Методику можно использовать и самостоятельно, и в команде.


Стратегии Майкла Микалко

Как развить креативность: подход Майкла Микалко, автора книги «Взлом креатива».

  1. Воспринимайте задачу как полностью новую. Сознательно откажитесь от использования прошлого опыта.
  2. Визуализируйте. Используйте схемы, картинки и майнд-карты для оформления своих размышлений.
  3. Думайте легко. Экспериментируйте и создавайте как можно больше: количество со временем перейдет в качество.
  4. Изобретайте новые комбинации, в том числе из уже известных элементов.
  5. Замечайте неочевидные связи между предметами и явлениями.
  6. Проявляйте открытость и любопытство. Не ограничивайте себя одной областью знания. Наблюдения за смежными и совершенно другими видами деятельности может открыть вам неочевидные пути решений.
  7. Не бойтесь неожиданных открытий. Эксперимент может пойти не по плану, но незапланированный результат может стать важным открытием.
  8. Сотрудничайте. Работайте в группе единомышленников: они могут натолкнуть вас на неочевидные решения задач, а мозговой штурм эффективнее проводить в команде.

Упражнения для иллюстраторов

Упражнение, которое дает своим студентам художник и режиссер анимации Наталья Грофпель, называется «Поиск персонажа из пятна». Сделайте лист из случайных пятен и на основе этих пятен нарисуйте разных персонажей. Следующий уровень — рисование из каракули. Нарисуйте на листе хаотичную замкнутую линию. Затем попробуйте вписать в нее персонажа: крутите лист, пробуйте увидеть в ней конструкции и взаимные подчинения форм. Можно пробовать рисовать не только людей, но и другие объекты: вписать натюрморт или содержимое сумки.

Упражнение «Иллюстрация из пятна» Гропфель

Многие боятся рисовать из-за отсутствия большого опыта и навыков. Однако даже самую сложную историю можно рассказать при помощи повседневных объектов и образов. Взяв за основу стул, иллюстратор и преподаватель Илья Митрошин показывает, как превратить простые наброски в полноценные иллюстрации. На вебинаре вы узнаете, как побороть синдром самозванца и создавать иллюстрации при помощи простых предметов.

Вебинар Ильи Митрошина

«Мы не обязаны рисовать как боги. Если мы знаем набор элементов предмета и их последовательность — неважно, каким способом это будет нарисовано. Не обязательно даже знать перспективу. Вы можете нарисовать объект абсолютно любыми способами, даже собрать его из чего-то невообразимого», — объясняет Илья Митрошин.


Практики для создания идеи музыкального клипа
Полина Варфоломеева — о том, какие практики помогают придумать клип
Читать далее

Развитие креативности по Бруно Мунари

Бруно Мунари — итальянский дизайнер, художник, изобретатель и выдумщик. Он синтезировал искусство и дизайн, опираясь на науку, и формулировал выводы в своих книгах. Одна из них посвящена фантазии.

Мунари считал, что креативность мышления развивается, если сочетать работу фантазии и изобретательность, а самое потенциальное проявление этого процесса видел в обучении детей творчеству. Большая часть книги посвящена конкретным приемам, из которых складывается механизм фантазирования, остаток — техникам, которые можно попробовать с детьми (а мы советуем попробовать в дизайн-практике). Делимся упражнением из главы «Откуда что берется».

«Чтобы выявить скрытые соотношения, можно исследовать простой лист дерева. Предположим, мы сделали кальку с листа дуба. Наложим на нее лист полупрозрачной бумаги и обведем контур. На одном листе обозначим только внешние точки, на другом — внутренние точки контура. Еще на одном можно провести линии, соединяющие внешние точки с... На следующем...

Потом можно попробовать наложить какие-то листы (два или более) друг на друга — и получим много разных изображений, имеющих отношение к одному и тому же дубовому листку.

Вот что можно увидеть в одном листе дерева. Каждый найдет в нем что-то свое».

Карьера графического дизайнера

Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира. Через 6 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 150 000 ₽.

Стать графическим дизайнером ⚡️

Подпишитесь на рассылку

Поделиться