Этим текстом мы хотим поддержать проект и чат бережной психологической поддержки для подростков «1221». Вместе с командой проекта мы уверены, что на выбор жизненной траектории сильно влияет подростковый опыт. Детство и юность — время, когда люди максимально уязвимы. Этот период жизни насыщен кризисными ситуациями, которые вызывают сильное эмоциональное напряжение и стресс, но для решения которых опыта и умений пока недостаточно.
Ко Дню защиты детей мы попросили участников комьюнити BBE вспомнить себя в прошлом: как они пытались осознать свое предназначение и выбрать профессию, какие преграды вставали на пути, в какой точке они сейчас и с какими чувствами вспоминают тот опыт.
Наташа Пирожкова. Училась на экономиста-менеджера на предприятиях здравоохранения, сейчас — иллюстратор и наставница в BBE
Мне очень повезло с учительницей по ИЗО в школе. Татьяна Николаевна горела своим делом и привила мне любовь к рисованию. Но в середине 90-х мы переехали с Дальнего Востока в Курск, и в девятый класс я пошла в новой школе. С одноклассниками не срослось, тут я не вписывалась: не курила, не пила и была белой вороной, которая сидела с книжками. Меня вызвал к себе директор, сказал, что смотрел мой аттестат, и попросил «выдать хорошую успеваемость». Ничего выдавать мне не хотелось.
Тогда была такая штука, как УПК (Учебно-производственный комбинат), раз в неделю были занятия на получение какой-то профессии. Я записалась на дизайн. Компьютеров у нас не было, мы все делали на бумаге, и за все время нарисовали паттерн карандашами, какую-то композицию и большую работу. К нам приходила измученная женщина, которой было на все наплевать, она ничего толком не объясняла. Все, что я слышала: «ну как-то бледненько», «неаккуратно» и т. д. Сейчас я понимаю, что мне просто не хватало нормальных карандашей, чтобы было не бледненько, и малярного скотча, чтобы сделать аккуратно. Я забросила рисование на долгие годы, решив, что я криворукая и бесталанная.
Потом я поступила в экономический вуз и уехала в Москву, сделала успешную карьеру в финансах. Но меня все время догоняло чувство, что я занимаюсь не тем. В 2015 году я начала рисовать для стоков, самостоятельно освоив Illustrator, изучала рисунок по книжкам и бесплатным роликам на ютубе. В 2023 пришла на программу в Bang Bang Education, а в 2024 году сама стала наставницей годового курса по иллюстрации!
Сейчас у меня много крутых проектов. Я учу студентов верить в себя и свои силы, подробно им рассказываю, что можно улучшить в работе, потому что не хочу, чтобы их путь был таким же сложным.
Наверное, только сейчас я живу лучшую версию своей жизни и ложусь спать счастливой, поставив точку в сообщении в чате со студентами или отправив итоговый вариант работы заказчику. О предыдущем профессиональном опыте я не жалею, он мне помогает, но иногда завидую тем, кому сейчас по 20, и у них впереди куча возможностей развиваться, не сталкиваясь с токсичным преподаванием. Юной себе я бы пожелала побольше верить в себя и не сходить с выбранного курса. «Наташа, ты крутая, верь в это», — написала бы я ей!
Оля Николаева. Училась на психолога, сейчас — иллюстратор
Кажется, я родилась с карандашом в руках и необузданной фантазией. Рисовала всегда и везде, даже когда было нечем! Я росла в непростой семье с двумя старшими сестрами, абьюзивной мамой и папой-алкоголиком. Я быстро усвоила, что чем тише сидишь, тем меньше тебе попадает.
Однажды, лет в 7, я нарисовала какую-то картинку и была так довольна собой, что решилась показать маме. «Да кто так не умеет!» — остро кинула она, даже не посмотрев, и тем самым отправила маленького художника в крайне тяжелое состояние. Так начался очень долгий период в стол: я все еще рисовала, но никто этого не видел.
В 18 лет я рванула из гнезда, и началась отдельная жизнь. Мой молодой человек очень поддержал меня, ему нравились мои рисунки, это был разрыв шаблона! Я стала рисовать везде: в парках, городе и у всех на виду. Но, несмотря на любовь к рисунку, я все еще думала, что таких, как я, достаточно на рынке, и поэтому выбрала другую профессию для обучения. Рисование стало хобби.
Люди говорили, как им нравятся мои рисунки, и это разжигало огонь все больше. Во время карантина у меня неожиданно появилось много времени, и нужна была удаленная работа. Я нашла курсы по цифровой иллюстрации — и понеслось. Оказалось, я всем нужна и за мой талант можно получать деньги! Однажды мне вручили награду за «Лучшие иллюстрации», и тогда я вдруг поняла, что я — художник. На тот момент мне было 33 года.
Сейчас я работаю иллюстратором в штате, изучила 3D и развиваюсь в этом направлении. Мой третий ребенок тянется к рисованию, и я создала все условия для реализации всего творческого, что происходит у него в голове. Если бы у меня был шанс обратиться к себе семилетней, я бы сказала: «Ты уникальна, твои рисунки будут любить, они будут в магазинах, интерьерах, на билбордах и заставках телефонов! И к тебе будут приходить с самыми ценными словами: „Оля, только ты так можешь!“».
Алиса Попова. Училась на юристку, сейчас — редакторка и глава SMM-отдела BBE
Мне было ужасно сложно понять, чем я хочу заниматься в будущем. Кажется, что это вообще невозможно решить, когда тебе 17 лет. В этом возрасте я не знала о многих профессиях, например, кто такой PR- или SMM-менеджер. Мой список был ограничен. Я смотрела сериалы про юристов, а для поступления на юрфак нужно было сдать только обществознание и историю, которые мне неплохо давались. Поэтому я начала с юриспруденции.
В 11 классе я передумала и решила попробоваться на журфак. Для этого нужно было досдавать литературу, но учителя сказали, что уже поздно включать новый предмет в список экзаменов. Было обидно, что из-за какой-то глупой, бюрократической, совершенно необоснованной и странной системы я не поступлю на факультет, который мне может подойти. Судя по тому, как сложилась моя дальнейшая жизнь, стоило все-таки поступать.
В семье никто не верил в мои таланты, а мои увлечения не поощрялись, и даже когда я поступила в магистратуру юрфака, родители не проявили ни радости, ни одобрения. Спустя год я ее бросила, потому что не видела в ней смысла и понимала, что хочу работать в другом месте, быть свободнее, работать из дома, брать фриланс. Юриспруденция этого не предполагала.
Было страшно, ведь я потратила на учебу несколько лет. Мне было всего 20 с чем-то, но казалось, что жизнь прошла и уже поздно снова кем-то становиться. К счастью, мое желание работать удаленно было столь велико, что оно побороло тревогу, и постепенно я начала искать варианты.
Сначала я взяла халтуру в качестве SMM для художественной школы. Потом написала своим друзьям и подругам, которые работали в интересных мне местах. Сходила на стажировку в рекламное агентство, написала пару текстов для STRELKA MAG, потом что-то для The Blueprint, Buro 24/7. Все это — в течение 3–4 лет. Постепенно я поняла, что не все могут писать, а у меня это получалось делать хорошо, поэтому все сложилось.
Главное, что я бы сказала себе-подростку, — не надо никуда торопиться. Мне тогда казалось, что выбор, который я делаю, — на всю жизнь, и потом ничего не получится поменять. На самом деле — получится. Юный возраст — это классное время для экспериментов: можно пробовать стажировки, тыкаться в разные места, чтобы понять, что не за каждый выбор нужно держаться до конца жизни. Если нет возможности дать себя время и взять gap year, то это тоже нормально. Возможность расширить свой функционал, сменить профессию еще появится!
Федя Аброськин. Учился на экономиста, сейчас — графический и шрифтовой дизайнер, арт-директор, куратор BBE
Мне с самого детства хотелось быть творческим человеком. И с первого класса у меня был дикий комплекс, что я не такой. Я хотел рисовать, заниматься музыкой, чуть позже — фотографией и, наконец, дизайном. В каждой из этих сфер я ничего не умел. Я не получал достаточно поддержки от родителей в детстве. Может, все это им казалось неважным, может, они считали, что этим не заработать на жизнь, или им просто не хватало сил. Думаю, всего понемногу.
Помню, они говорили, что все это сложно, нужны способности, нужно стараться, учиться, и что даже самые талантливые все равно бедствуют и не могут пробиться. То ли дело такая стабильная профессия, как бухгалтер. Я отучился на экономиста и приобрел крепкий синдром бесталанного самозванца во всем остальном, что мне было интересно.
Довольно поздно, но я начал изучать то, что мне по-настоящему близко. Поначалу разбирался сам, по картинкам, кейсам, книгам, фестивалям. Старался напитаться знаниями везде, где мог. Было сложно структурировать информацию в своей голове — все равно остается много белых пятен, которые некому было объяснить. Я чувствовал необходимость более профессионального, фундаментального образования и пошел на двухлетнюю программу арт-дирекшена в Британку. Это был поворотный момент.
После выпуска я стал работать в профильных агентствах и студиях, попал в профессиональное комьюнити и стал развиваться. Кстати, от синдрома самозванца это меня не вылечило. Короткий период уверенности в собственных силах закончился чередой ошибок, ссор и разочарований. Пришлось долго учиться и расти, чтобы хоть как-то выбраться из этого состояния.
У меня был длинный и извилистый путь в профессии: я часто менял работу, пробовал себя в разных сферах. Теперь я понимаю, что все сложности, неудачи и сомнения меня многому научили, и я ни на что бы не променял этот опыт. Я бы пожелал себе в прошлом больше веры в себя, доверия своим чувствам, интересам, интуиции. Ну и мудрости поговорить с родителями так, чтобы получить от них достаточно поддержки.