
* Чтобы развивать осознанность в своём деле, то есть понимать связь формы и содержания (или почему форма и содержание не имеют ничего общего).
- Знание искусства и его логики расширяет кругозор. Насмотренность помогает быть оригинальнее других и, в конце концов, помогает ясно мыслить. Именно мыслить, то есть вести рассуждения на более сложном уровне, но при этом на понятном всем языке.
- Художники — флагманы современной культуры. Своими действиями они пытаются расширить её границы, задавая важные, неожиданные, а порой болезненные и провокационные вопросы, чтобы понять мир, в котором мы живём. Их действия часто мало кому понятны, но это не значит, что в них нет смысла. Время показывало, что многие работы были приняты обществом и получали признание только через годы после их создания.
- Фотография сегодня — уже не инструмент для избранных, ей пользуется почти каждый. А с развитием сети и мессенджеров — стала основой коммуникации между людьми. И если раньше фотография была инструментом, с помощью которого, можно рассказывать истории, то сегодня она неотрывно связана с нашим существованием. Поэтому, сегодня, как никогда, важно знать, что сформировало наш новый язык и как мы его используем.
- Всё, что можно узнать о теории фотографии — можно прочитать. Хотя, фотография и является тем, что можно увидеть — её сложно понять только рассматривая, потому что видению также нужно учиться. Это можно сказать и о современном искусстве в целом, полю которого принадлежит фотография.
- Многие путают любовь к искусству со знанием всех стилей живописи, но, к сожалению, это больше похоже на попытку выучить энциклопедию, не пытаясь разобраться в смысле вещей, которые в ней представлены. Несмотря на то, что современное искусство, на первый взгляд, труднодоступно для понимания, есть одно простое правило, которое поможет облегчить жизнь: чтобы удачно изучать искусство, нужно начать им интересоваться.— Хорошей инъекцией базовых знаний об искусстве будут курсы от MoMA на платформе Coursera. В быстром курсе [Modern Art & Ideas вы найдёте комбинацию самых важных имён (от Винсента ван Гога до Феликса Гонзалеса-Торреса) и контекстов (пространство и место, идентичность, повседневные объекты). → англ.— Seeing through Photographs — аналогичный курс о фотографии. В нём сочетаются данные по истории и основные подходы: от документального до «пост-фотографии». Есть версия с субтитрами на русском языке. → англ.

— «Что случилось с искусством за последние 100 лет» — оригинальный дайджест истории искусств за последние сто лет, состоящий из 12 видеолекций. → рус. — Visual Room — курс Проекции, который освещает историю фотографии через её основные концепты: от документальной фотографии, концептуального искусства, до современных кураторских практик и заимствованных изображений. Полезно всем, кто хочет разбираться в фотографии. → рус. — «Фотография и видение » — курс про то, как менялось представление человека о том, на что он смотрит. Рекомендуется всем, кто работает с визуальными образами. → [рус. ] (https://projection.media/courses/photography-and/photography-and-seeing)

— Ликбез по русскому искусству XX века от издательства Arzamas. → рус.— Концептуальное искусство и фотография — очень много ссылок, цитат и понятное изложение. Вы знаете, чем хорошая философия отличается от плохой? Хорошая — приглашает к размышлению и сразу даёт понять, что мыслить может каждый. → рус.

1. Artsy — изначально сайт задумывался как онлайн-платформа для коллекционеров искусства. Сейчас на сайте удобно читать о новостях сферы и просто изучать огромную коллекцию, запоминая имена. → англ.
- Artnet — важный ресурс, помогающий видеть актуальные имена художников, понимать о чём сегодня говорит искусство. → [англ.] (http://www.artnet.com/)
- За событиями в мире искусства поможет следить английская версия The Art Newspaper. В России также выходит эта газета, регулярно освещающая процессы, происходящие в искусстве в России и в мире. Следить оперативно за новостями можно на сайте. → англ.
- Раздел «искусство» на Colta — регулярно публикует анонсы и интересные интервью. → рус.
- АртГид — анонсы событий, критика, интервью с представителями российского и международного искусства. → рус.

1. Сэм Филлипс — Измы. Как понимать современное искусство
- Франческо Бонами — Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство
- Оссиан Уорд — Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство
- Джон Бергер — Искусство видеть
- Роузли Голдберг — Искусство перформанса: от футуризма до наших дней
- Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд — История картин: от пещеры до компьютерного экрана
- Артур Данто — Мир искусства
- Иосиф Бакштейн — Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве
- Сьюзен Сонтаг — О фотографии
- Вальтер Беньямин — Краткая история фотографии
— Aperture — старейшая организация, занимающаяся фотографией. Издаёт как новых звёзд, так и лучших классиков. Aperture — организатор самой авторитетной фотокнижной премии Paris Photo-Aperture PhotoBook Award. → англ.— Mack — издательство, которое представляет наиболее сильных авторов сегодня. Не зря почти каждый год их книга оказывается в шорт-листе Paris Photo-Aperture PhotoBook Award. → англ. — Mörel — небольшое издательство в Лондоне, которое выпустило книги таких мастодонтов, как Борис Михайлов и Роджер Баллен. → англ.— Oodee — издают одних из самых заметных современных фотографов, например, голландку Вивиан Сассен и художника из ЮАР Питера Хьюго. → англ.

— Искусство — хорошие материалы об актуальном современном искусстве. → рус.— Garage — в первую очередь, это журнал о моде, однако искусство в общее содержание вписано вполне адекватно. → англ.— Ф — журнал о современной фотографии «ФотоДепартамента». → рус.

— Yet Magazine — журнал полезен тем, что в нём можно увидеть обзор свежих проектов авторов, которые ещё не стали знамениты, а значит, есть шанс узнать тех, кто будет задавать тенденции мировой фотографии через несколько лет. → англ. — Foam — ведущий фотографический журнал из Нидерландов, всё самое интересное и актуальное о фотографии — в нём. Материалы Foam почти не найти в Интернете, поэтому каждый выпуск лучше читать в бумаге. → англ.

— Проекция Медиа — это место для анализа и критики современной фотографии в целом и процессов, которые происходят у нас в стране. Статьи с авторским мнением с обзорами последних тенденций в фотографии, большие авторские материалы и краткие дайджесты. → рус.— 1000 words Magazine — один из самых авторитетных источников критики и отзывов о современных процессах в фотографии, вышедших фотокнигах, кураторских выставках и фестивалях. → англ.

— Журнал Palais издательства Парижского музея современного искусства Пале де Токио. → англ.— ArtReview — издание о мировом искусстве, основанное в 1949 году. Один из ведущих журналов и сайтов про арт-сцену и общество. → англ. — Burn — онлайн журнал о фотографии, курируемый фотографом Magnum Дэвидом Аланом Харви. → англ. — Aint-bad — независимое издательство, блог и журнал о новом фотографическом искусстве. → англ. — Видео на ваш выбор по поиску “artist talk” на YouTube. → англ.— Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке. → рус.— Цикл лекций Ирины Кулик в Музее «Гараж». → рус.— Andy Goldsworthy’s Rivers & Tides (2001) — документальный фильм о работе британского художника и скульптора Энди Голдсуорси, который создает сложные и эфемерные скульптуры из природных материалов, таких как камни, листья, цветы и сосульки. ↓ англ.
— Документальный фильм Gerhard Richter: Painting. Фильм о творческом процессе одного из известнейших художников современности, серия интервью, критика его работ. → англ.— Marina Abramovic: The Artist Is Present — фильм про одноимённую работу-перфоманс художницы → англ.— Разговор с художником Джеймсом Тарреллом в Гуггенхайме → англ.— Интервью со скульптором Ричардом Серра → англ.— Интервью-беседа с фотографами Джефом Уоллом и Томасом Демандом ↓ англ.
— Интервью с художником Олафуром Элиассоном о истории его работ. → англ.— Фильм The Cool School, рассказывающий о развитии художественной сцены Лос-Анджелеса, о том как небольшая группа художников, среди которых Ed Kienholz, Larry Bell, Ed Ruscha, John Altoon, и Billy Al Bengston трансформировали американское искусство. → англ.— Короткое интервью художника Эда Руша о том, как он начинал свою карьеру и о процессе работы. → англ.— Илья и Эмилия Кабаковы: размышления об искусстве. ↓ рус.
— Foam Talent — награда от ведущей европейской институции фотографии, музея FOAM в Амстердаме. Каждый год отбирают около 30 финалистов, которым посвящают номер журнала под названием Talent. Финалистами в своё время были: Петер Пуклус, Лукас Блэйлок, Тарин Саймон, Андрей Богуш. → англ.

— Aperture Book prize — международный книжный конкурс, проходящий раз в год, в ноябре. Конкурс выбирает около 100 книг-финалистов, объявляет победителей в Париже во время ярмарки Paris Photo, а выставку участников шорт-листа показывает в Европе и Америке. В 2017 году в шорт-лист впервые попало российское издание — сборник 10 современных российских фотографов Амплитуда №1. → англ.
— MoMA New Photography — ежегодная выставка, организованная музеем современного искусства МоМА. Каждый год музей отбирает фотографов, которые, по их мнению, представляют будущее фотографии. В этом году тема выставки — Being, о том, как говорить о новых вопросах, используя классический подход к фотографии. Среди участников выставок были [Вольфганг Тилльманс](http://tillmans.co.uk/), [Борис Михайлов](https://www.saatchigallery.com/artists/boris_mikhailov.htm), [Томас Деманд](http://www.thomasdemand.info/) и другие авторитетные авторы. → [англ.] (https://www.moma.org/calendar/groups/1)

— The Turner Prize — крупнейшая британская награда молодых представителей современного изобразительного искусства, организованная музеем Tate. Среди прошлых призёров: [Anish Kapoor](https://www.artspace.com/artist/anish_kapoor), [Rachel Whiteread](https://www.artspace.com/artist/rachel_whiteread), [Damien Hirst](https://www.artspace.com/artist/damien_hirst), [Douglas Gordon](https://www.artspace.com/artist/douglas_gordon), [Wolfgang Tillmans](https://www.artspace.com/artist/wolfgang_tillmans), [Chris Ofili](https://www.artspace.com/artist/chris_ofili), [Richard Long](https://www.artspace.com/artist/richard_long). →[англ.](https://www.tate.org.uk/art/turner-prize) — Hugo Boss Prize, учреждённый [Музеем Соломона Гуггенхе́йма](https://www.guggenheim.org/). →[англ.](https://group.hugoboss.com/en/sponsorship/arts-sponsorship/hugo-boss-prize) — Премия Кандинского — российская ежегодная национальная премия в области современного искусства. →[рус.](http://www.kandinsky-prize.org/) * [Московский музей современного искусства](http://www.mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/oblako_zacepivsheesya_za_goru_br_personalnaya_vystavka_taus_mahachevoj/) — несмотря на преобладающий модернизм в выставках, показывают современное искусство, например, сейчас в музее проходит выставка художницы Таус Махачевой, зарекомендовавшей себя участием в разных международных событиях, в том числе Венецианское биеннале 2017. * [Garage](https://garagemca.org/ru) — ведущий музей современного искусства в России. Музей ведёт программу с разными поколениями российского современного искусства и активно следит за регионами. * [Мультимедиа Арт Музей (МАММ)](http://mamm-mdf.ru/) — главный музей в Москве, представляющий фотографию в контексте современного искусства.

* [Новая Третьяковка на крымском валу ](https://www.tretyakovgallery.ru/about/history/novaya-tretyakovka/) — после реорганизации регулярно демонстрируют современное искусство в больших масштабах. Сейчас ещё можно успеть посмотреть Московскую биеннале. * [Государственный Эрмитаж](https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru) — в последние годы главное “вместилище” наследия культуры ежегодно впускает в свои стены ведущих современных художников в программе “Эрмитаж XX-XXI”. Последние из них: Ян Фабр и Ансельм Кифер.

* За современными выставочными проектами стоит, также, следить по программе [Фотографического музея “Дом Метенкова”](http://dommetenkova.ru/main), который расположен в Екатеринбурге, но благодаря молодой команде и их открытости новым представлениям о фотографии, интегрирует её в другие медиа, а молодых авторов из Сибири и столиц — в центр уральской “столицы” современного искусства; * [МоМА](https://www.moma.org/) — один из центральных мировых музеев искусства, который одним из первых стал формировать коллекцию фотографии.

* Париж радует двумя институциями современного искусства, за выставочной программой которых стоит следить — это [Центр Жоржа Помпиду](https://www.centrepompidou.fr/) и [Palais de Tokyo](http://www.palaisdetokyo.com/). Если первый сочетает в себе классическое искусство модерна с ультрасовременными художниками, то в последнем самые неожиданные и актуальные художественные заявления происходят в программе Carte Blanche, где под выставки Пале де Токио отдает все свои залы одному художнику и он может творить всё, что пожелает.

* Три ведущих европейских институции, задающих тенденции смещения фотографии к современному искусству, а искусства в сторону изображения, являются [Фотографический музей в Амстердаме FOAM](https://www.foam.org/), центр фотографии [C/O Berlin](https://www.co-berlin.org/wim-wenders) в Берлине, и музей фотографии [Fotomuseum Winterthur](https://www.fotomuseum.ch/en/), расположенный в небольшом городке Винтертур в Швейцарии. * Амстердамский [Stedelijk](https://www.stedelijk.nl/en) представляет уникальную, и одну из самых масштабных коллекций всех направлений современного искусства. Музей был основан в 1999 и очень быстро обрёл известность благодаря экстраординарной коллекции работ таких имён как Бейкон, Абрамович, Уорхол среди прочих легенд современного искусства.— Биеннале Молодого Искусства — фестиваль, сосредоточенный на работах молодых, и кураторов, и художников. → [рус.](http://youngart.ru/) — Фестиваль Присутствие / Presence — независимый фестиваль о фотографии и её роли в нашей жизни. Организует его [ФотоДепартамент](http://fotodepartament.ru/), в Петербурге, но пишут о нём даже в британском журнале [British Journal of Photography](http://www.bjp-online.com/). → [рус.](http://presence.fotodepartament.ru/) — Manifesta — европейская Биеннале, которая ставит своей задачей развитие искусства в небольших городах, привозя лучших художников и кураторов. → [англ.](https://manifesta.org/) — Documenta — ведущая выставка современного искусства проходит в Касселе каждые 5 лет. → [англ.](http://www.documenta14.de/en/) — Unseen Amsterdam — фестиваль фотографии, ярмарка, книжный конкурс и маркет в одном лице. На нём объявляют результаты ежегодного конкурса молодых фотографов Foam Talent, а главные дискуссии проходят в течении нескольких дней фестиваля. → [англ.](http://unseenamsterdam.com/)

— За последние несколько лет фестиваль в Кракове — Krakow Photomonth стал самым заметным событием в области фотографии. Организаторы выбирают самые животрепещущие темы (конфликт или кризис), а также стараются привезти авторов, которых трудно увидеть на фестивалях (например, классика [Пола Грэма](http://www.paulgrahamarchive.com/), которого вообще сложно увидеть где-то за пределами крупных музеев или больших галерей. → [англ.](http://photomonth.com/en/) — Les Rencontres d’Arles — старейший фестиваль фотографии в Европе. → [англ.](https://www.rencontres-arles.com/) — Paris Photo Fair — самая крупная ярмарка фотографии и визуального искусства в Европе. Интересна не только тем, что выставляют в Гранд Пале, но и событиями, которые проходят параллельно в музеях и центрах искусства. → [англ.](https://www.parisphoto.com/) Выступление Джессики Бакус, директора проекта [Art Genome Project](https://www.artsy.net/categories), в котором она предлагает свою теорию «Почему вы не понимаете современное искусство» / Why You Don’t Get Contemporary Art. ↓ англ. ⠀ ⠀ ⠀
Фотография на обложке — работа художника Джеймса Таррелла, [источник](https://www.wmagazine.com/story/james-turrell-brings-new-glow-to-las-vegas).Этот список собран вместе с командой [Проекции](https://projection.media/) — онлайн-платформы курсов, практикумов и тем об отношениях фотографии и современного мира.