ВХУТЕМАС — выдающийся феномен в сфере художественного образования во всём мире. С приходом советской власти все высшее образование в стране было ликвидировано. Цель — построить жизнь заново. Предметом искусства провозгласили не изображение, а конструкцию. И студенты ВХУТЕМАСа учились придумывать новые формы, полностью абстрагируясь от образов внешнего мира и отрицая копирование.
Александр Родченко разработал базовый курс, обязательный для всех студентов. Он длился два года и предшествовал занятиям по специальности. Студенты изучали форму, объем, свет, цвет, ритм — чтобы стать универсальными художниками прежде, чем они выберут материал, с которым предстоит работать. Основные инструменты в этот период обучения — линейка и циркуль, с помощью которых выполняли упражнения Родченко: проектировали на основе простых геометрических фигур, прорабатывали зрительное равновесие и динамику. Многие из этих упражнений до сих пор входят в программу обучения дизайнеров.
Школа не избежала идеологических споров. Революционную программу критиковали за отрыв от государственных задач и утопизм. Вскоре она была изменена, новую по большей части разрабатывал Владимир Фаворский. После него, в 1926 году, ректором стал Павел Новицкий, и связи между факультетами заметно ослабели.
В этом году ВХУТЕМАС отмечает 100 лет с момента основания в Москве. В 2019 году столетие отмечал Баухаус. ВХУТЕМАС и Баухаус были первыми школами подготовки профессиональных дизайнеров. Обе разделяли стремление формировать новые принципы организации материальной среды: эргономика и гармония социального жилья, искусство, выражающееся в образе жизни и быте, функционализм в создании объектов материальной культуры.
ВХУТЕМАС и Баухаус имеют огромное культурное значение для мировой истории искусства и дизайна — юбилей ВХУТЕМАСа отмечают во всех странах, где систему дисциплин этих мастерских всё ещё признают как источник новаторских идей и педагогических подходов в искусстве и архитектуре.






И во ВХУТЕМАСе, и в Баухаусе в своё время преподавали Василий Кандинский и Александр Родченко, а студенты школ посещали мастерские друг друга. На разных факультетах ВХУТЕМАСа профессорами были важнейшие представители авангардных течений начала ХХ века: Варвара Степанова, Лазарь Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Алексей Щусев, Владимир Фаворский. В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН.







— Энциклопедия русского авангарда: Вхутемас–Вхутеин. → рус. — Баухаус/ВХУТЕМАС, истории двух легендарных школ. Readymag stories. → eng.— Дизайн в России — ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН. → рус.— Русский ответ немецкому Баухаузу. → рус.— Взаимодействие архитектуры и левого изобразительного искусства. → рус.— Институционализация авангарда: 1920—1930 Вхутемас. → eng. — Педагогика Николая Ладовского → eng.— Фотографии, выставленные на выставке THE VISUAL REVOLUTION: Russian Avant-Garde Photography, работы Александра Родченко and воркошоп ВХУТЕМАСа. → eng. — Город-линия И. Леонидова. → рус.— Художественные школы авангарда. Доклады конференции, напечатанные по решению Научно-методического совета МГХПА им. С.Г. Строганова. Внимание, очень много текста. → рус.— Архитектор Леонид Павлов: собрание архитектурных сочинений. → рус.— Interni #5: 100 лет дизайна. Место ВХУТЕМАСа в истории мирового дизайна. → рус. — Юрий Герчук о Владимире Фаворском. → рус. — Лекция Артема Дежурко: «Дизайн во ВХУТЕМАСе». → рус.— Дискуссия «Баухауз vs ВХУТЕМАС»: Советская и немецкая системы художественного образования в 20-е годы». → рус.— Лекция Анны Боковой «Vkhutemas + Bauhaus: On Common Origins, Different Futures, and Creation with Fire». → eng. — Юрий Герчук о Владимире Фаворском. ↓
— Важнейшие архитектурные школы XX века: от ВХУТЕМАСа и Баухауса до Architectural Association, лекция Анны Броновицкой. → [рус.](https://youtu.be/Ky-jXUe5A_I) — Дискуссия «Революционна Российская художественная школа: Московский ВХУТЕМАС». → [eng.](https://www.youtube.com/watch?v=NgI19Sh-HdI) — «Канал Культура»: Конструктивисты. Опыты для будущего. Родченко. → [рус.](https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/37225/episode_id/222267/video_id/222267/) — Лекция Анны Боковой «The “Science” of Architecture at Vkhutemas». → [eng.](https://www.youtube.com/watch?v=RZHwtBlM8Fo) — «Межпланетная революция» — один из первых советских мультипликационных фильмов, снятый в 1924 году. ↓

Книги в PDF
— ВХУТЕМАС. Книга первая. Хан-Магомедов С.О. 1995. → рус.— От Вхутемаса до Мархи. → рус. + eng.— The Great Utopia : The Russian and Soviet Avant-Garde, 1915—1932. → eng. — Вхутемас. Архитектура. → рус.— Илья Голосов. Мастера Архитектуры. → рус. — Манифест «Слово как таковое». Казимир Малевич, Алексей Крученых. Велимир Хлебников. → рус. — СА / Современная архитектура #5, 1928. → рус. — Архитектор Иван Леонидов. → рус. — Малевич. Художник и теоретик. → рус. — ЛЕФ. → рус.



Книги в магазинах
— Стиль Фаворского в живом восприятии. — Каталог выставки «Эль Лисицкий»— Александр Родченко. Революция в фотографии— Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917-1935— Любовь Попова. Форма, цвет, пространство— Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда.— Василий Кандинский. Размышления об искусстве— Василий Кандинский. О духовном в искусстве.— Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жильё советской эпохи.— Башня Татлина. Опыт графической реконструкции памятника мировой архитектуры.— Россия. Реконструкция архитектуры в Советском союзе.— Герчук Ю. Я.: Фаворский— Архитектура ленинградского авангардаКонстантин Мельников






Леонид Павлов





Алексей Щусев






Моисей Гинзбург




Другие архитекторы Вхутемаса:









→ Карта архитектурных проектов преподавателей ВХУТЕМАС в Москве.

Задания Александра Родченко в мастерской ВХУТЕМАСа:
упростить существующую вещь, т. е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т. д.;
улучшить существующую вещь — сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал;
разработать новые формы вещей, исходя из промышленных способов изготовления, использования разных материалов и т. д.;
предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями (например, оборудование избы-читальни, советского кооператива, общежития совхоза и т. д.).
сконструировать простые обыденные вещи: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова.
По мнению Родченко, нужно научиться в простейшей обыденной вещи проявить творческий подход, найти оригинальное и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности.Варвара Степанова







Лазарь Лисицкий







Владимир Татлин






Александр Родченко






Любовь Попова






Аристарх Лентулов





Александра Экстер





Иван Клюн




Моисей Гинзбург


Владимир Баранов-Россине






→ Работы, мастерские и имена ВХУТЕМАСа.

— Раскраска: Я - Малевич— Раскраска: Я - Кандинский. Раскраска для детей и взрослых — Раскраска: Я - Степанова— Раскраска: Я - Попова— Супрематический сказ про два квадрата— Тетрадь нелинованная «Кандинский В. В. Композиция VII»— Открытка: Дом Мельникова— Постер: Константин Мельников 1916-1945— Плакат «Магнитогорск»— Плакат: Николай Ладовский— Простые карандаши и открытка Вхутемас