Содержание
- Подробнее об истории школы
- Статьи
- Лекции и видео
- Книги в PDF
- Книги в магазинах
- Архитекторы ВХУТЕМАСа
- Задания Александра Родченко в мастерской ВХУТЕМАСа
- Художники ВХУТЕМАСа
- Все развлечения ВХУТЕМАСа
ВХУТЕМАС — выдающийся феномен в сфере художественного образования во всем мире. С приходом советской власти все высшее образование в стране было ликвидировано. Цель — построить жизнь заново. Предметом искусства провозгласили не изображение, а конструкцию. И студенты ВХУТЕМАСа учились придумывать новые формы, полностью абстрагируясь от образов внешнего мира и отрицая копирование.
Александр Родченко разработал базовый курс, обязательный для всех студентов. Он длился два года и предшествовал занятиям по специальности. Студенты изучали форму, объем, свет, цвет, ритм — чтобы стать универсальными художниками прежде, чем они выберут материал, с которым предстоит работать. Основные инструменты в этот период обучения — линейка и циркуль, с помощью которых выполняли упражнения Родченко: проектировали на основе простых геометрических фигур, прорабатывали зрительное равновесие и динамику. Многие из этих упражнений до сих пор входят в программу обучения дизайнеров.
Школа не избежала идеологических споров. Революционную программу критиковали за отрыв от государственных задач и утопизм. Вскоре она была изменена, новую по большей части разрабатывал Владимир Фаворский. После него, в 1926 году, ректором стал Павел Новицкий, и связи между факультетами заметно ослабели.
В этом году ВХУТЕМАС отмечает 100 лет с момента основания в Москве. В 2019 году столетие отмечал Баухаус. ВХУТЕМАС и Баухаус были первыми школами подготовки профессиональных дизайнеров. Обе разделяли стремление формировать новые принципы организации материальной среды: эргономика и гармония социального жилья, искусство, выражающееся в образе жизни и быте, функционализм в создании объектов материальной культуры.
ВХУТЕМАС и Баухаус имеют огромное культурное значение для мировой истории искусства и дизайна — юбилей ВХУТЕМАСа отмечают во всех странах, где систему дисциплин этих мастерских все еще признают как источник новаторских идей и педагогических подходов в искусстве и архитектуре.
И во ВХУТЕМАСе, и в Баухаусе в своё время преподавали Василий Кандинский и Александр Родченко, а студенты школ посещали мастерские друг друга. На разных факультетах ВХУТЕМАСа профессорами были важнейшие представители авангардных течений начала ХХ века: Варвара Степанова, Лазарь Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Алексей Щусев, Владимир Фаворский. В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН.
Подробнее об истории школы
Энциклопедия русского авангарда: Вхутемас–Вхутеин
Дизайн в России — ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН
Русский ответ немецкому Баухаузу
Курс «ВХУТЕМАС. История»
Рассмотрите такие вопросы, как отличия ВХУТЕМАСа и Баухауса, социальный состав и активность ее студентов, структура факультетов и особенности учебной программы, роль представителей авангардного искусства и основные периоды в истории школы.
Статьи
Институционализация авангарда: 1920—1930 Вхутемас
Педагогика Николая Ладовского
Архитектор Леонид Павлов: собрание архитектурных сочинений
Юрий Герчук о Владимире Фаворском
Лекции и видео
Книги в PDF
«ВХУТЕМАС.Книга первая» Хан-Магомедов С.О.
«The Great Utopia: The Russian and Soviet Avant-Garde» Paul Wood, Vasilii Rakitin
«Мастера Архитектуры» Илья Голосов
«Манифест "Слово как таковое"» Казимир Малевич, Алексей Крученых. Велимир Хлебников
«Современная архитектура» Алексей Ган
«Мастера Архитектуры» Иван Леонидов
Книги в магазинах
«Революция в фотографии» Александр Родченко
От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920-1936: Архитектурные проекты из собрания Музея МАРХИ
«Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917-1935» Схейен Шенг
«Форма, цвет, пространство» Любовь Попова
«Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда» Игорь Чубаров
«Размышления об искусстве» Василий Кандинский
«О духовном в искусстве» Василий Кандинский
«Архитектор Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жильё советской эпохи» Павел Кузнецов
«Башня Татлина. Опыт графической реконструкции памятника мировой архитектуры» Елена Лапшина
«Россия. Реконструкция архитектуры в Советском союзе» Эль Лисицкий
«Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель» Борис Кириков, Маргарита Штиглиц
Онлайн-фестиваль «ВХУТЕМАС. 100 лет»
В прямом эфире выступили российские и зарубежные эксперты — историки, искусствоведы, дизайнеры и архитекторы.
Архитекторы ВХУТЕМАСа
Константин Мельников
Леонид Павлов
Алексей Щусев
Моисей Гинзбург
Другие архитекторы Вхутемаса
Карта архитектурных проектов преподавателей ВХУТЕМАС в Москве
Задания Александра Родченко в мастерской ВХУТЕМАСа
- Упростить существующую вещь, т. е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т. д.
- Улучшить существующую вещь — сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал.
- Разработать новые формы вещей, исходя из промышленных способов изготовления, использования разных материалов и т. д.
- Предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями (например, оборудование избы-читальни, советского кооператива, общежития совхоза и т. д.).
- Сконструировать простые обыденные вещи: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова.
По мнению Родченко, нужно научиться в простейшей обыденной вещи проявить творческий подход, найти оригинальное и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности.