Содержание

Английский термин interface состоит из двух слов: interaction — «взаимодействие» и face — «лицо». Получается, что интерфейс — это своеобразное «лицо продукта» или услуги, благодаря которому происходит «взаимодействие».

Пользователь не может взаимодействовать напрямую с кодом программы — для этого ему нужна картинка, где он будет видеть код, иметь возможность менять его и видеть изменения на этой картинке. Здесь не обойтись без графических элементов, даже самых примитивных, и без четкой структуры, как ими пользоваться.

Что он помогает делать

  1. Вводить информацию, отображать ее и обмениваться ей. Все звуки и картинки, которые мы видим на экранах телефонов и компьютеров, — результат созданного интерфейса, с которым взаимодействует пользователь.
  2. Управлять приложениями — часть из них может регулироваться программными видами интерфейса пользователя.
  3. Взаимодействовать с технической частью устройств и систем.

Интерфейс нужен, чтобы наладить контакт как человека с устройством, так и системы с устройствами.


Типы интерфейсов

В продуктовом дизайне интерфейс — одна из главных составляющих веб-сервисов и приложений, с которыми взаимодействует конечный пользователь. Таким образом компания получает от него информацию и выдает ее ему. От грамотно спроектированного интерфейса зависит то, насколько результативным будет взаимодействие с продуктом или услугой. Выделяют три типа интерфейса, в зависимости от технической составляющей.

Аппаратные (Hardware). С их помощью обеспечивается подключение устройств к системе.

Примеры: привычные нам USB, Lightning, HDMI и т. д.

Программные (Software). Самый распространенный пример программного интерфейса — API: с помощью него программируются приложения. В процессе работы обеспечивается интеграция систем.

Примеры: мобильному приложению или сайту нужно получить данные с сервера. Настраиваются соответствующие запросы, обеспечивается документация, описывающая процессы.

В объектно-ориентированном программировании интерфейс нужен для описания общей структуры, без детального рассмотрения.

Пользовательские (User). Обеспечивают взаимодействие человека с системой. Многие пользовательские интерфейсы — графические, они представляют собой изображения. Но есть и консольные с вводимыми командами — CLI. Они сочетают пользовательские и программные компоненты.

Пример из области программирования — командная строка. В ней можно задать код, который затем выполнится программой. Язык интерфейса должен совпадать с языком операционной системы. На практике написание кода осуществляется как задание команд в BIOS компьютера, но существуют и другие разновидности помимо командной строки: они различаются по способу восприятия.

Текстовый и графический

Пример текстового интерфейса

Это одни из самых частых систем. В них входят изображения, меню, поля ввода, иконки, схемы, кнопки. Кстати, командная строка относится к текстовому виду интерфейса.

Жестовый и тактильный

Пример тактильного интерфейса

Это все то, что мы делаем каждый день: нажимаем иконки смартфона и клавиши компьютера. Сюда же относится управление мышью или джойстиком. Системы видеонаблюдения, света и охраны, реагирующие на движения, также используют жестовый тип. Взаимодействие с ним может быть как тактильным, так и бесконтактным.

Голосовой

Пример голосового интерфейса

Вы точно знаете функции «Окей, Google» и «Привет, Siri» — это примеры голосового интерфейса. Постепенно он совершенствуется: уже существуют нейросети, которые делают синхронный перевод при разговоре.

Пользовательский

Пример пользовательского интерфейса

Многие при слове «интерфейс» представляют именно пользовательский. Этот тип объединяет предыдущие — все то, что мы видим на экране.

Игровой и веб

Пример игрового интерфейса

Страницы на сайте содержат визуальную информацию и программную часть. Взаимодействие с кодом проходит через протокол HTTP и соответствующие браузеры. Похожим образом осуществляется взаимодействие в играх.


Принципы хороших интерфейсов

При создании интерфейса стоит придерживаться следующих правил:

  1. Адаптивность к ПК и гаджетам.
  2. Наличие единых оформления и стиля, собирающихся в логические блоки.
  3. Оптимизация без фанатизма — компьютерной графики должно быть ровно столько, чтобы обеспечить взаимодействие с системой.
  4. Интуитивность и лаконичность — пользователи уже примерно представляют, где должна быть кнопка выхода или меню. Если они вдруг из угла экрана переместятся в центр, это будет выглядеть довольно странно. Это правило относится ко всем видам интерфейсов. Лишнее время, которое человек тратит на поиск, пропорционально снижает желание взаимодействовать с продуктом дальше.
  5. Логичность действий — если это мобильное приложение или сайт, каждый будет совершать определенный набор действий. Не стоит нарушать эту логику.
  6. Учет ошибок — человек может нажать не ту кнопку и ошибочно продолжить оформление заказа. Всегда нужно позволять вернуться на шаг назад.
  7. Наличие контактов, ссылок на соцсети, грамотной формы обратной связи, если речь идет о сайте.
Интерфейс приложения Apple Store
Интерфейс приложения Apple Store

Что еще важно учесть

Всегда нужно отталкиваться от потребностей пользователей и учитывать, какую проблему они решают, используя ваш продукт. Если человек приходит за покупкой в интернет-магазин — важно спроектировать удобный каталог. Потребности пользователей во много определяют, что будет в интерфейсе первостепенным и какие способы выбрать для его реализации.

Если это сервисный продукт, то не стоит перегружать визуальное отображение. Хороший пример — интерфейс операционной системы iOS на iPhone с минимумом ярких цветов и понятной логикой.

Интерфейс iOS 17.1.1 на iPhone

Этапы реализации интерфейса

Создание пользовательского интерфейса проходит поэтапно:

  1. Сбор данных. В крупных компаниях проектный менеджер общается с клиентом, выявляет потребности и составляет техническое задание.
  2. Проведение конкурентного анализа. Важно проанализировать ошибки, найти удачные решения конкурентов и внедрить хорошие практики в свою работу.
  3. Создание черновика. Первая версия еще не идет в продакшн. Так дизайнер проверяет, насколько логично взаимосвязаны элементы, и проектирует дизайн. Чтобы получить обратную связь, черновой вариант отправляется клиенту. Часто в качестве черновика используют не полноценную тестовую версию продукта или услуги, а прототип.
  4. Реализация готового макета. После обсуждения с клиентом и доработок подготавливается финальная версия. Устраняются баги и проверяется работоспособность.
  5. Тестирование и сдача проекта. На больших проектах к этому подключаются тестировщики. При проверке необходимо давать подробную обратную связь о работоспособности системы.

Какие программы используются для реализации интерфейсов

Figma

Процесс создания интерфейса в Figma

Figma — сервис для моделирования прототипов сайтов и мобильных приложений с понятной навигацией. В нем также можно работать над проектом в одном пространстве с другими пользователями. Используется для создания прототипов приложений, сайтов, презентаций, тестирования визуальной составляющей и проектирования интерактивных досок.

Sketch

Процесс создания интерфейса в Sketch

Сервис помогает создавать мудборды и дизайн-макеты. У платформы есть минус — нельзя работать над одним проектом сразу нескольким пользователям. Зато она подходит для лендингов и других одностраничников, когда нужно предоставить только черновик, а затем готовую работу. Редактировать файлы можно онлайн.

Miro и FigJam

Это интерактивные доски для совместной работы в команде. Здесь же можно проводить мозговые штурмы и придумывать новые пути решения.

Процесс создания интерфейса в Miro

Они больше подходят для отрисовки общей структуры проекта с учетом блок-схем и логики проекта. В Miro есть опция добавления целой команды людей, чтобы назначать задачи другим сотрудникам. К примеру, копирайтер будет добавлять текст, дизайнер — дорабатывать графические элементы, разработчики — редактировать код. Не все доски предоставляют эту возможность.

Процесс создания интерфейса в FigJam
Напомним, что платные подписки во многих подобных сервисах нельзя оформить, если вы находитесь в России, или оплатить с российской карты.

Adobe XD

Процесс создания интерфейса в Adobe XD

Программа от Adobe Systems. Это еще один графический редактор, который содержит шаблоны интерфейсов под различные операционные системы и отдельные сайты. В нем доступна интеграция с другими Adobe-сервисами. В Adobe XD можно верстать макеты: в программе предлагается множество инструментов, в том числе для работы с интерактивными интерфейсами пользователей веб- и мобильных приложений.


Топ-25 программ и инструментов для UX/UI-дизайнеров в 2023
Рассказываем об основных программах, которые нужны как начинающим, так и опытным UX/UI-дизайнерам
Читать далее

Кто занимается разработкой интерфейсов

Пример мобильного интерфейса

Разработка внешнего вида интерфейса и его удобства для пользователей, — задача продуктового или UX/UI-дизайнера. В больших корпорациях этим занимается целая дизайн-команда, а в маленьких проектах может быть один специалист. Но во всех вариантах результативность разработки напрямую зависит от профессионализма дизайнера. Этому можно обучиться: полученные навыки будут полезны не только дизайнерам, но и другим специалистам, включая маркетологов и разработчиков.

Карьера в UX/UI-дизайне

Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира, корпорация или стартап, фриланс или создание собственной студии или бизнеса. Через 5 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 200 000 ₽.

Стать UX/UI-дизайнером ⚡️
Поделиться