Содержание
- Типы интерфейсов
- Принципы хороших интерфейсов
- Этапы реализации интерфейса
- Какие программы используются для реализации интерфейсов
- Кто занимается разработкой интерфейсов
Английский термин interface состоит из двух слов: interaction — «взаимодействие» и face — «лицо». Получается, что интерфейс — это своеобразное «лицо продукта» или услуги, благодаря которому происходит «взаимодействие».
Пользователь не может взаимодействовать напрямую с кодом программы — для этого ему нужна картинка, где он будет видеть код, иметь возможность менять его и видеть изменения на этой картинке. Здесь не обойтись без графических элементов, даже самых примитивных, и без четкой структуры, как ими пользоваться.
Что он помогает делать
- Вводить информацию, отображать ее и обмениваться ей. Все звуки и картинки, которые мы видим на экранах телефонов и компьютеров, — результат созданного интерфейса, с которым взаимодействует пользователь.
- Управлять приложениями — часть из них может регулироваться программными видами интерфейса пользователя.
- Взаимодействовать с технической частью устройств и систем.
Интерфейс нужен, чтобы наладить контакт как человека с устройством, так и системы с устройствами.
Типы интерфейсов
В продуктовом дизайне интерфейс — одна из главных составляющих веб-сервисов и приложений, с которыми взаимодействует конечный пользователь. Таким образом компания получает от него информацию и выдает ее ему. От грамотно спроектированного интерфейса зависит то, насколько результативным будет взаимодействие с продуктом или услугой. Выделяют три типа интерфейса, в зависимости от технической составляющей.
Аппаратные (Hardware). С их помощью обеспечивается подключение устройств к системе.
Примеры: привычные нам USB, Lightning, HDMI и т. д.
Программные (Software). Самый распространенный пример программного интерфейса — API: с помощью него программируются приложения. В процессе работы обеспечивается интеграция систем.
Примеры: мобильному приложению или сайту нужно получить данные с сервера. Настраиваются соответствующие запросы, обеспечивается документация, описывающая процессы.
В объектно-ориентированном программировании интерфейс нужен для описания общей структуры, без детального рассмотрения.
Пользовательские (User). Обеспечивают взаимодействие человека с системой. Многие пользовательские интерфейсы — графические, они представляют собой изображения. Но есть и консольные с вводимыми командами — CLI. Они сочетают пользовательские и программные компоненты.
Пример из области программирования — командная строка. В ней можно задать код, который затем выполнится программой. Язык интерфейса должен совпадать с языком операционной системы. На практике написание кода осуществляется как задание команд в BIOS компьютера, но существуют и другие разновидности помимо командной строки: они различаются по способу восприятия.
Текстовый и графический
Это одни из самых частых систем. В них входят изображения, меню, поля ввода, иконки, схемы, кнопки. Кстати, командная строка относится к текстовому виду интерфейса.
Жестовый и тактильный
Это все то, что мы делаем каждый день: нажимаем иконки смартфона и клавиши компьютера. Сюда же относится управление мышью или джойстиком. Системы видеонаблюдения, света и охраны, реагирующие на движения, также используют жестовый тип. Взаимодействие с ним может быть как тактильным, так и бесконтактным.
Голосовой
Вы точно знаете функции «Окей, Google» и «Привет, Siri» — это примеры голосового интерфейса. Постепенно он совершенствуется: уже существуют нейросети, которые делают синхронный перевод при разговоре.
Пользовательский
Многие при слове «интерфейс» представляют именно пользовательский. Этот тип объединяет предыдущие — все то, что мы видим на экране.
Игровой и веб
Страницы на сайте содержат визуальную информацию и программную часть. Взаимодействие с кодом проходит через протокол HTTP и соответствующие браузеры. Похожим образом осуществляется взаимодействие в играх.
Принципы хороших интерфейсов
При создании интерфейса стоит придерживаться следующих правил:
- Адаптивность к ПК и гаджетам.
- Наличие единых оформления и стиля, собирающихся в логические блоки.
- Оптимизация без фанатизма — компьютерной графики должно быть ровно столько, чтобы обеспечить взаимодействие с системой.
- Интуитивность и лаконичность — пользователи уже примерно представляют, где должна быть кнопка выхода или меню. Если они вдруг из угла экрана переместятся в центр, это будет выглядеть довольно странно. Это правило относится ко всем видам интерфейсов. Лишнее время, которое человек тратит на поиск, пропорционально снижает желание взаимодействовать с продуктом дальше.
- Логичность действий — если это мобильное приложение или сайт, каждый будет совершать определенный набор действий. Не стоит нарушать эту логику.
- Учет ошибок — человек может нажать не ту кнопку и ошибочно продолжить оформление заказа. Всегда нужно позволять вернуться на шаг назад.
- Наличие контактов, ссылок на соцсети, грамотной формы обратной связи, если речь идет о сайте.
Что еще важно учесть
Всегда нужно отталкиваться от потребностей пользователей и учитывать, какую проблему они решают, используя ваш продукт. Если человек приходит за покупкой в интернет-магазин — важно спроектировать удобный каталог. Потребности пользователей во много определяют, что будет в интерфейсе первостепенным и какие способы выбрать для его реализации.
Если это сервисный продукт, то не стоит перегружать визуальное отображение. Хороший пример — интерфейс операционной системы iOS на iPhone с минимумом ярких цветов и понятной логикой.
Этапы реализации интерфейса
Создание пользовательского интерфейса проходит поэтапно:
- Сбор данных. В крупных компаниях проектный менеджер общается с клиентом, выявляет потребности и составляет техническое задание.
- Проведение конкурентного анализа. Важно проанализировать ошибки, найти удачные решения конкурентов и внедрить хорошие практики в свою работу.
- Создание черновика. Первая версия еще не идет в продакшн. Так дизайнер проверяет, насколько логично взаимосвязаны элементы, и проектирует дизайн. Чтобы получить обратную связь, черновой вариант отправляется клиенту. Часто в качестве черновика используют не полноценную тестовую версию продукта или услуги, а прототип.
- Реализация готового макета. После обсуждения с клиентом и доработок подготавливается финальная версия. Устраняются баги и проверяется работоспособность.
- Тестирование и сдача проекта. На больших проектах к этому подключаются тестировщики. При проверке необходимо давать подробную обратную связь о работоспособности системы.
Какие программы используются для реализации интерфейсов
Figma
Figma — сервис для моделирования прототипов сайтов и мобильных приложений с понятной навигацией. В нем также можно работать над проектом в одном пространстве с другими пользователями. Используется для создания прототипов приложений, сайтов, презентаций, тестирования визуальной составляющей и проектирования интерактивных досок.
Sketch
Сервис помогает создавать мудборды и дизайн-макеты. У платформы есть минус — нельзя работать над одним проектом сразу нескольким пользователям. Зато она подходит для лендингов и других одностраничников, когда нужно предоставить только черновик, а затем готовую работу. Редактировать файлы можно онлайн.
Miro и FigJam
Это интерактивные доски для совместной работы в команде. Здесь же можно проводить мозговые штурмы и придумывать новые пути решения.
Они больше подходят для отрисовки общей структуры проекта с учетом блок-схем и логики проекта. В Miro есть опция добавления целой команды людей, чтобы назначать задачи другим сотрудникам. К примеру, копирайтер будет добавлять текст, дизайнер — дорабатывать графические элементы, разработчики — редактировать код. Не все доски предоставляют эту возможность.
Adobe XD
Программа от Adobe Systems. Это еще один графический редактор, который содержит шаблоны интерфейсов под различные операционные системы и отдельные сайты. В нем доступна интеграция с другими Adobe-сервисами. В Adobe XD можно верстать макеты: в программе предлагается множество инструментов, в том числе для работы с интерактивными интерфейсами пользователей веб- и мобильных приложений.
Кто занимается разработкой интерфейсов
Разработка внешнего вида интерфейса и его удобства для пользователей, — задача продуктового или UX/UI-дизайнера. В больших корпорациях этим занимается целая дизайн-команда, а в маленьких проектах может быть один специалист. Но во всех вариантах результативность разработки напрямую зависит от профессионализма дизайнера. Этому можно обучиться: полученные навыки будут полезны не только дизайнерам, но и другим специалистам, включая маркетологов и разработчиков.