Содержание

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это метод креативного решения задач и проблем. Чтобы им пользоваться, не обязательно быть дизайнером. Слово «дизайн» здесь означает проектирование и создание чего-то нового.

Особенность дизайн-мышления — в выходе за рамки привычных и очевидных идей, поэтому оно применяется как в создании новых продуктов и услуг, так и в повседневной жизни, когда обычные пути решения проблемы не работают.


Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Практика на реальных задачах и кейсах компаний. После окончания курса сможете зарабатывать от 70 000 рублей на позиции Junior.

Стать UX/UI-дизайнером ✨

Как появилось дизайн-мышление

Впервые идею дизайн-мышления сформулировал ученый Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, который продвигает идею дизайн-мышления.

Один из главных популяризаторов дизайн-мышления — дизайнер и инженер Дэвид Келли. В 1990-х Келли даже основал IDEO, одну из самых известных дизайн-компаний в мире, которая объявила подход дизайн-мышления своей основной доктриной.


Примеры, как использовать UX-копирайтинг для тестирования гипотез
Рассказываем, как UX-копирайтинг помогает тестировать гипотезы и чинить баги
Читать далее

Порядок этапов дизайн-мышления

Метод состоит из 6 этапов:
  • эмпатия;
  • фокусировка;
  • генерация идей;
  • выбор идеи;
  • прототипирование;
  • тестирование.
Эти этапы можно поделить на 2 фазы:
  • дивергентную (сбор информации и поиск разных решений проблемы);
  • конвергентную (анализ собранных идей и определение решения).

Весь процесс — итерационный, то есть допускает возврат от последующих этапов к предыдущим, поэтому не стоит воспринимать порядок этапов дизайн-мышления строго как последовательные шаги. Они могут идти в разном порядке или повторяться.

6 этапов дизайн мышления
6 этапов дизайн-мышления в итерационных двух фазах

Эмпатия

На этом этапе важно погрузится в проблемы пользователей, исследовать их опыт и понять переживания и мотивацию.

Например, вы владелец кафе. Вы заметили, что мотивация сотрудников-официантов к работе сильно упала, повысилось количество заявлений на увольнение по собственному желанию.

Фокусировка

Задача этого этапа — обработать и проанализировать полученные данные и сформулировать вопрос или инсайт для дальнейшей работы. Это и будет глубинная потребность пользователя или проблема, которую ему необходимо решить.

После разговора с сотрудниками вы выяснили, что проблема в чаевых. Раньше из них состояла большая часть их дохода — теперь посетители в основном платят картой, следовательно, оставлять на чай им неудобно.

Чтобы сформулировать ключевые идеи и держать их перед глазами, легче всего оформить их визуально. Для этого можно использовать следующие инструменты:

  • доска в Miro;
  • настоящая доска со стикерами, если удобнее писать от руки;
  • customer journey map, где прописаны шаги пользователя и все сложности на его пути.
Самое главное — представлять информацию в понятном виде, чтобы другие члены команды могли легко понять ваши находки.

Генерация идей

Когда проблема или вопрос определены, нужно найти как можно больше путей для их решения. На этом этапе допускаются любые варианты, поэтому откажитесь от критики.

Если вы генерируете идеи в команде, начните с индивидуальной работы. Сначала каждый может написать по 20–30 любых идей — от самых банальных до абсурдных — а потом озвучить находки команде.

На этом этапе также может помочь фреймворк HMW (How might we или «Как мы можем помочь»). Возьмите проблемы, полученные на предыдущем этапе, и переформулируйте их в вопросы. С их помощью будет легче определить, кому, в чем и как можно помочь.

Теперь вы  сформулировали для себя вопрос: как мне сделать так, чтобы официанты меньше увольнялись и лучше работали, если посетители не оставляют им чаевые? Начинайте придумывать идеи, как исправить ситуацию и спасти бизнес. Увеличить зарплату? Просить гостей платить наличными? А может, сделать какую-то систему, чтобы гости могли переводить чаевые с карты?

Выбор идеи

Теперь из всех идей нужно выбрать одну и сконцентрироваться на ней. Если идей получилось очень много, отсеивайте их постепенно. Сначала уберите совсем нежизнеспособные, далее сгруппируйте похожие, а затем подумайте, какие ограничения есть у оставшихся. В итоге у вас останется несколько идей, среди которых и нужно будет выбрать одну.

Кажется, что вариант с безналичными чаевыми наиболее оптимален для бизнеса. Так не придется увеличивать расходы на зарплату или причинять неудобства посетителям.

Прототипирование

Когда идея выбрана, переходите к созданию ее прототипа, чтобы проверить, сработает ли она на практике. Прототип может быть разным — от наброска на бумаге до тестовой версии приложения. Самое главное — сделать прототип дешевым и быстрым: пока задача проверить идею, а не сразу воплотить ее в жизнь.

На этом этапе вы создаете первый прототип сервиса оплаты наличных чаевыми.

Тестирование

Наконец, прототип встречается с потенциальными пользователями. Здесь важно оценить, как они взаимодействуют с прототипом и зафиксировать их впечатления. На основе этих комментариев можно принимать решение — дорабатывать прототип, возвращаться к предыдущим этапам или совсем отказаться от идеи. Вы поймете, жизнеспособна она или нет. И это тоже отличный результат — так вы не потратите лишние ресурсы на запуск бесполезного продукта.

Прототип готов и вы предлагаете посетителям воспользоваться вашим сервисом. Наблюдаете, насколько плавно проходит оплата, что говорят посетители и официанты.

Примерно так мог быть создан сервис «Нетмонет», но его создатель, Георгий Высоцкий, регулярно сталкивался с проблемой отсутствия наличных для официантов не как владелец, а как посетитель. Тем не менее все началось с эмпатии и проблемы, которую он решил исправить, создав сервис для оплаты чаевых картой с помощью сканирования QR-кодов камерой смартфона.

💡
Еще больше об использовании дизайн-мышления вы узнаете из записи вебинара «Методы дизайн-мышления» от преподавателя Юлианны Гричак.

Как корпорации используют дизайн-мышление

Электроника и крафт

Производитель техники Samsung Electronics столкнулся с проблемой картонных коробок для телевизоров. Покупатели часто жаловались на то, что коробка большая и хранить ее неудобно, при этом выкидывать коробку не хотелось на случай поломки телевизора. К тому же Samsung стремились минимизировать негативное воздействие на окружающую среду от мусора, который остается после доставки их товаров.

Тогда компания представила экологичную упаковку для телевизоров, из которой которой можно сделать, например, домик для кошки, журнальный стеллаж или полку для бытовых предметов. Причем сделать это очень легко: на обе стороны гофрокартона нанесена разметка, а также QR-код со ссылкой на инструкции. Так с помощью дизайн-мышления получилось придумать необычное решение проблемы мусора.

Медицина и включенность

Представители дизайн-компаний IDEO, о которой мы упоминали выше, с помощью принципов дизайн-мышления решили проблему передачи информации между сменами медсестер в больницах Kaiser. С помощью наблюдения за работой персонала они определили, что в больницах отсутствовала система передачи информации о состоянии пациентов. После генерации идей и прототипирования ситуации с персоналом они предложили обмениваться информацией не в сестринской, а в палате пациента. Так пациент чувствовал, что полностью участвует в процессе лечения, а медсестры не забывали, что необходимо полностью передать информацию.

Музыка и еда

Еще один пример неочевидной на первый взгляд идеи — таймеры-плейлисты на платформе Spotify для варки пасты Barilla. Идея родилась из того, что люди часто ставят таймеры, пока варят макароны или, наоборот, забывают про время и переваривают макароны. Продолжительность музыкальных плейлистов от 7 до 11 минут — столько времени требуется для получения пасты «аль денте» разных сортов. Так дизайн-мышление учитывает реальный контекст пользователей и помогает сделать даже привычные вещи удобнее и интереснее.

Более подробно о дизайн-мышлении, его значении и применении в жизни рассказывает преподаватель Дмитрий Карпов

Что почитать о дизайн-мышлении

«Дизайн-мышление в бизнесе», Тим Браун

Автор книги, CEO компании IDEO, рассказывает, почему потенциал дизайнера не ограничивается только созданием привлекательного облика готовых идей, а распространяется на все этапы их разработки.

«Дизайн всего», Скотт Беркун

Книга о вопросах, которыми должен задаваться дизайнер при проектировании функциональных и привлекательных продуктов.

«Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс

Инструменты и методики по созданию продуктов с помощью дизайн-мышления, собранные из опыта крупных корпораций. В книге вы найдете как описание всех стадий разработки продукта, так и чек-листы для брейнштормов в команде.

«Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров», Жанна Лидтка и Тим Огилви

Книга научит использовать дизайн как простой инструмент решения сложных креативных задач в бизнесе.

Карьера в UX/UI-дизайне

Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира, корпорация или стартап, фриланс или создание собственной студии или бизнеса. Через 5 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 200 000 ₽.

Стать UX/UI-дизайнером ⚡️

Поделиться