Я недавно подсчитала, что отношусь уже к пятому поколению нашей семьи, которое занимается творческими ремеслами и профессиями. Видимо иллюстрация — это моя судьба. Я всегда рисовала и знала, что буду этим заниматься в будущем.
В какой-то момент у меня прошел этап вкусовщины. Я поняла, что самая разная иллюстрация может быть классной. Хорошая иллюстрация ближе к искусству, она пробуждает сильные эмоции, которые не зависят от стиля и моды.
Поиск своего стиля можно сравнить с протиранием мутного зеркала — ты всматриваешься в отражение, чтобы разглядеть свою уникальность. Такой процесс постепенного очищения и вглядывания в особенности своей личности, характера, интересов.
Призму, через которую вы смотрите на мир, можно настраивать по-разному. Например, вести скетчбук, делать наброски значимых моментов и интересных деталей, собирать предметы, продумывать свой стиль в одежде.
В работах всех ярких художников и иллюстраторов чувствуется это длительное созерцание самого себя. Потому что иллюстрирование предполагает долгое нахождение наедине с собой.
Чтобы работать в интересных проектах, важно иметь насмотренность в сфере современной графики и делать что-то актуальное.
Но умение переобуваться и оставаться актуальным не отменяет личного узнаваемого стиля. Новые визуальные стилистики и тенденции — как новая прошивка. iPhone 7, iPhone 8, iPhone 10 — меняются модели, но мы всегда видим, что это айфон. Можно адаптироваться и быть верным себе — здесь нет противоречия. Это как кольца в стволе дерева — каждый год новое кольцо, но дерево то же самое.
Многие считают, что главное для иллюстратора — иметь свой стиль. На самом деле это далеко от правды. К примеру, в игровой индустрии иллюстратор может вообще не иметь своего стиля, зато быть очень подкованным технически и уметь круто рисовать. Важно работать быстро, уметь проводить исследование, знать рабочие процессы в команде, уверенно использовать программы, понимать техническую сторону дела. А собственный стиль — это лишь вершина айсберга, под которым еще очень большой пласт знаний.
Иллюстрация как спорт или йога. Без постоянных тренировок ничего не получится. Можно быть очень насмотренным, иметь миллионы сохраненных картинок на Pinterest — но прежде всего нужна набитая рука.
Поэтому начинающим иллюстраторам я бы посоветовала придумать себе какой-нибудь проект, требующий регулярного рисования, — например, собрать саундтрек из 90 композиций и три месяца ежедневно рисовать иллюстрации к песням. Результат можно выложить в соцсети как законченный проект, который сможет привлечь заказчиков.
Минимальные знания 3D — новая норма. Это обязательное требование при приеме в хорошие компании для графических дизайнеров и иллюстраторов. 3D-иллюстрация — это тренд последней пары лет. Ко мне приходит все больше запросов на 3D, и, учитывая интерес к VR и Metaverse, этот тренд будет только развиваться. Если иллюстратор выкладывает много качественных работ, хорошо оформляет свои проекты, регулярно ведет соцсети — велик шанс, что заказчики напишут ему сами. Но если не пишут, можно рассылать самому портфолио с ненавязчивой формулировкой: «Буду рад с вами когда-нибудь посотрудничать». Имейлы арт-директоров журналов и агентств всегда можно найти на сайтах. Эта схема работает — сама проверяла когда-то в начале карьеры. Бренды ищут бренды. Им интересны иллюстраторы с собственным узнаваемым лицом. Поэтому полезно выстраивать свой образ, представлять себя как некий продукт в соцсетях и иметь цельность. Брендам важно понимать, какой посыл ты несешь в своей работе — например, ты современная, дерзкая или женственная. Лично у меня веселый, позитивный стиль, который соответствует моему характеру и подходу к жизни.
Я работала с американскими и британскими журналами Popular Science, Quartz, Culture trip и с большими брендами вроде Nike и Apple. Западные заказчики просят показывать мультикультурность. Я часто получала комментарии по поводу цвета кожи и пожелания изобразить людей разных национальностей. Для иллюстраторов, которые хотят работать для международных брендов, — это очень важный момент. Одна из комнат у меня отдана под мастерскую — я стараюсь создать там пространство для вдохновения, развешиваю бумажные скульптуры, мудборды, наброски — это мой мирок, safe space, в котором я возвращаюсь к пониманию того, кто я есть.
Фантазия и вдохновение — не работают, когда человек устал и перегорел. В утомленном состоянии можно делать только технические вещи, работать через ум и логику, но не через интуицию. Самые свежие и классные идеи приходят ко мне, когда я выспавшаяся, сытая и чувствую себя счастливой. Очень важно следить за своим физическим и психологическим состоянием.
Очень нежные иллюстрации, удачно симулирующие пластилин и глину с помощью 3D.
Абстрактные и смешные 3D-скульптуры с очень хорошими материалами и текстурами.
Ранние работы Гарри — настоящая кукольная анимация. Интересно смотреть, как ему удалось сохранить свой метод и перенести его в компьютер.
Чудесное российское производство элементов декора и игрушек, вдохновленных народным искусством. Я большой фанат.
Классика экспериментальной анимации — короткометражка, которая показывает, как минимальными графическими методами рассказать целую историю.
Иллюстрация с фольклорными мотивами на одежде и украшениях.
● Understanding Comics, Scott McCloud
Эта цельная и понятная книжка про сторителлинг в графике ответила на множество моих вопросов. Разговаривала Ася Чачко