Графический дизайнер и наша преподавательница Света Туркина работала бренд-дизайнером в Ony и делала проекты для «Яндекса», «Мегафона», «Союзмультфильма», «СберБанка» и PepsiCo.
Мы попросили ее рассказать, по каким критериям оцениваются шрифтовые логотипы, зачем учиться работать с буквами и какие кейсы она бы отметила.
Критерии хорошего шрифтового логотипа
Визуальные критерии: буквы не должны быть пропорционально кривыми и не должны шататься в строке, важно, чтобы они содержали общие стилевые особенности и воспринимались единообразно.
Смысловые и эмоциональные критерии: чтобы характер надписи не спорил с характером бренда, чтобы логотип особым образом отражал идею.
Изучите основы типографической композиции, поработаете с текстом в Adobe InDesign. Узнаете, как обращаться с сеткой и выстраивать систему для типографики. Сможете брать первые заказы уже после 6 месяцев обучения.
Нужно ли быть шрифтовым дизайнером, чтобы рисовать логотипы
Важно понимать природу букв, а также — какими способами можно создавать логотипы, различать ритмы и рифмы в графике, уметь работать в векторных программах. Для разработки логотипов необязательно иметь специальные знания и технические навыки шрифтовых дизайнеров. Хотя со временем захочется и в этой области разобраться подробнее. Тем более что в профессиональных редакторах работать с контурами букв намного удобнее.
Зачем все это, если есть готовые шрифты
Если знаешь, как создавать буквы, то сможешь глубже смотреть на шрифты, замечать особенности и, как результат, более прицельно их выбирать под проект или логотип.
Примеры
Логотипов, которые мне нравятся, много. Логотип — только часть айдентики, и эта та часть, которая не всегда влияет на восприятие бренда так сильно, как мы привыкли думать. Чаще всего влияет весь набор характеристик фирменного стиля. Тем не менее логотип важен как входная точка, как часть всего проекта.
Приведу в пример пять отличных логотипов. Мой выбор составлен по категориям: исторический подход, дизайн без дизайна, яркий характер, форма как основное отличие и смысловой подход.
Здесь проведена тонкая работа с советским наследием, с традициями раннего архитектурного леттеринга той эпохи, поэтому с точки зрения смысла все предельно ясно. Визуально проект выглядит очень круто и стильно, зритель считывает историчность и чувствует атмосферу особенного, культового места, а не замшелого советского заведения. Мне кажется, вытянутые пропорции подчеркивают эту исключительность и изящность. При этом выглядит все современно.
Я в целом не очень люблю логотипы, в которые дизайнер пытается включить знак или символ, так как часто это выглядит надуманно. Но здесь удалось избежать назойливости этого приема засчет простоты. Пропорции вроде бы обычные, насыщенность тоже — все такое ровное и незаметное, поэтому символ в надписи становится приятным акцентом. Особенности можно заметить уже в самом шрифте, заложенном в основу проекта. В нем много непривычных деталей, которые считываются не сразу. В итоге по смыслу и эмоционально получается очень тихо, вкрадчиво, как и должно быть в проектах, где на первом месте люди, а не дизайн ради дизайна.
Классный ритмический логотип: воспринимается сразу как блок, при этом читается довольно разборчиво. Видишь такой лого и сразу чувствуешь, что подход в студии, скорее всего, уверенный, но артовый: это впечатление создает общая насыщенность (жирность) букв и их необычные формы.
Поймете, как выбирать подходящее графическое решение, наполняя его смыслами. В результате занятий дополните портфолио логотипом, созданным по учебному брифу.
Мне нравится, когда формальный подход (буквально физика продукта) соединяется со смыслом. Надпись тает, как и мороженое или сорбет, который ты купил, — надо скорее съесть! Мне кажется, здесь смысл соединяется с детскими эмоциями, и получается круто. Банку такое не сделаешь. О визуале: важно было найти нужную графему, чтобы название считывалось как буквы, но при этом таяло, и добавить текучей пластики форм для поддержки идеи.
Логотип визуально подчеркивает архитектурную картину города, который был полностью перестроен после Второй мировой. В архитектурной пластике букв считывается идея строительства комьюнити — это смысловая часть. Логотип эмоционально сдержанный, так как бренд соединяет разнонаправленные инициативы. При этом в формах считывается ощущение устой.
Почему сложно подступиться к работе со шрифтами
У всех индивидуально, но, как правило, ты просто не знаешь, с чего начать и что выбрать для старта из обилия информации. Мне всегда помогает сначала узнать историю вопроса, а потом сосредоточиться на изучении компонентов. Или ты боишься, что твои работы будут ругать, писать гневные комментарии — конечно будут! И это надо просто принять и воспринимать критику как приглашение к исследованию, что улучшить, а иногда наоборот — отстоять свою точку зрения, подкрепив аргументами.