Мы живем в не самый простой для человечества век, но при этом в прекрасное для образованных людей время. С одной стороны, наше время дает нам доступ к неисчерпаемому источнику информации, которая представлена в любом виде — текстов, подкастов и видеороликов. Но с другой стороны, такое количество информации подавляет нас. В результате мы вместо того, чтобы анализировать и синтезировать на основании этой информации что-то свое, просто потребляем ее. Это ведет к нервному истощению и быстрой утомляемости. Мы просто смотрим, смотрим и смотрим, пока наш информационный буфер не переполнится, и нам не станет плохо. Чем-то это похоже на бездумное потребление фастфуда.

Тут важно уточнить, что услуги образования (в обществе потребления) могут как вести к повышению образованности, так и просто развлекать человека, становиться своеобразной отдушиной и симуляцией полезно проведенного времени. На этом паразитируют современные бизнес-тренеры, блогеры и некоторые научпоп-каналы, включая TED с их парадигмой эдьютейнмента (edutainment — образование в игровой форме).

Модным становится то, что дает быстрый, но не долговечный результат и, как следствие, вызывает зависимость от поставщика услуг. Потребитель просто начинает ждать очередную лекцию, чтобы провести время с мнимой пользой. Важно помнить, что реальное образование не является пассивным действием. Ведь необходимо не только найти образовательную услугу, которая несет в себе ценное содержание, но и быть нацеленным на анализ полученной информации, превращение ее в знание через синтез своих выводов и мыслей на основании нее.

Другими словами, если мы изучаем теоретическую дисциплину, то после прохождения урока, просмотра лекции или чтения статьи необходимо попробовать пересказать ее собственными словами коллеге на работе или написать по памяти небольшой пересказ в социальной сети.

Если же мы изучаем что-то практическое — например, анимацию, то нужно как минимум повторить все действия преподавателя, а в идеале постараться сделать что-то свое, например, заанимировать свою иллюстрацию или персонажа, используя новые знания. Таким образом происходит синтез ваших умений и навыков для решения аналогичных, но не идентичных задач. Кроме того, вопросы, возникающие во время решения собственной задачи, подстегнут вас изучить дополнительные материалы или задать вопрос преподавателю — это поможет закрепить новую информацию и зафиксировать полученные навыки на более долгий срок.

Только так информация перестает быть просто информацией и переходит в статус знаний и умений, а образование перестанет быть простым потреблением ради потребления.

И, на мой взгляд, это может быть критерием оценки качества образовательного продукта: есть ли в предлагаемой информации что-то ценное, что можно проанализировать и использовать для себя в дальнейшем, или это просто повторение общеизвестных знаний и топтание на месте? Но даже если выбранный образовательный продукт оказывается пустым, то, анализируя его и проверяя подлинность и логичность, вы получаете пусть и небольшую, но пользу.

Является ли образование позитивным потреблением? Уверен, что да, но необходимо подходить к потреблению образовательных продуктов осознанно и делать над собой усилие: анализировать полученную информацию и превращать ее в знания и навыки.

Я считаю, что важно вернуть отбитую обществом потребления любовь к самообразованию и системному мышлению. Это самая правильная инвестиция в будущее — как для каждого отдельного учащегося, так и для общества в целом.

Поделиться