Последние несколько лет я продаю графику на стоках. Все, чему я научилась за время рисования для таких площадок, пригодилось мне в коммерческой иллюстрации.
Я смогла развить свои любимые темы, набить руку, пообщаться с покупателями, познакомиться с разными художниками. Стоки отлично учат художников разбираться в авторском праве. Это возможность иметь выбор и быть независимым, возможность разнообразить источники своих доходов.
Площадки, продающие графику, отличаются по формату продукта:
❶ Микростоки. Например: Shutterstock, Adobe Stock, Getty Images. Товаром здесь является лицензия, а не само изображение/аудио/видео. Соответственно, файлы не продаются, а лицензируются. Роялти выводят в конце месяца, если собралась минимальная пороговая сумма. У новичков это может занять больше времени.
❷ Макростоки. Авторы проходят конкурс, работы стоят дороже, продаются реже. Товар — авторская эксклюзивная история.
❸ Онлайн-площадки для дизайнерских ресурсов. Здесь (Creative Market, Etsy) продукт — это набор графики в разных форматах, в разных версиях для печати. Эти площадки имеют другую аудиторию, нежели микростоки. Там больше общения с покупателем, это может стать полезным опытом для художников.
❹ Принтшопы. Автор предоставляет графику для печати на товарах, получает за это заявленную выплату. Покупатель получает изделие, а не цифровой файл. В одних шопах печатают на футболках, в других — специализируются на текстиле (Spoonflower).
❺ Сервисы для графического дизайна. Например, Canva — сайт для подготовки макетов и оформления социальных сетей. Художники получают выплаты за использование их графики, пользователь оплачивает подписку.
Знать и уметь защищать свои права важно при любых обстоятельствах — особенно в работе с такими площадками.
Несколько способов передачи прав на авторские изображения:
На микростоках права на изображения остаются у автора. Художник может продавать свои работы на разных площадках, по разным ценам, собирать в наборы, раздавать бесплатно. Цена работы зависит от лицензии. Чем больше тираж, тем дороже изображение. Автор может получить предложение об эксклюзивной продаже с удалением изображения с других площадок.
Есть площадки с эксклюзивными изображениями. Например, такая программа есть у Getty Images. Patternbank продает только эксклюзивные паттерны, при этом художник может продавать другие свои работы на других площадках. Когда что-то рисуется по техническому заданию, исполнитель не имеет права перепродавать или использовать эти изображения в коммерческих целях. Отдельным пунктом оговаривается использование изображений в портфолио художников и подача их на участие в конкурсах.
Плюсы таких площадок для художников:
• можно рисовать на любимые темы и наполнять свое портфолио;
• можно совмещать с другой работой;
• учиться и пробовать новые техники. Нет обозначенного задания, которое бы ограничивало;
• хорошо прокачиваются навыки аналитики, построения процессов: авторы учатся делегировать, нередко художники обращаются к дизайнерам за оформлением для магазина, к переводчикам и лингвистам за ключами для описания своих работ;
• качественные работы рано или поздно принесут доход, если не на одной площадке, то на другой;
• каждую новую площадку можно рассматривать как визитку; • выплаты со стоков могут выручить, когда нет возможности взять новый заказ, например во время больничного или декрета;
• Adobe Stock дарит подписку на свои продукты, например на Photoshop — мелочь, а приятно.
Минусы:
• никаких гарантий со стороны площадки;
• отсутствие обратной связи. Никто не скажет, что работы низкого качества, нужно обращаться за консультациями к более опытным художникам. Не на всех площадках есть форма связи с покупателем;
• большой объем работы. С опытом приходит знание удобных площадок и понимание процессов и необходимых объемов для загрузки;
• отсутствие дедлайнов. Это может стать проблемой для тех, кому сложно себя организовать;
• отсутствие команды. Ее можно создать самостоятельно с другими авторами или помощниками;
• ожидание первой выплаты. Необходимо время на раскачку на любой площадке, подкопить значительное количество работ. Если доход нужен прямо сейчас — это точно не история с микростоками. Микростоки — это про долгое планирование и рост.
Особенности работы на стоках
Налоговая определяет доход, получаемый со стоков, как «авторское отчисление», «получение гонорара», «продажу авторских прав». Все легко и удобно оформляется. От каждой площадки приходят налоговые формы в конце года.
Несмотря на то что работа на стоках существенно отличается от найма и работы на заказ, я не могу назвать это пассивным доходом. Алгоритмы площадок настроены на активность авторов, покупателям нужна актуальная графика в новых стилистиках и направлениях. Если происходит долгий перерыв в загрузке новых работ, может упасть доход с продажи старых.