Как работать со шрифтами, где искать кириллические шрифты и как их сочетать?
Рассказываем о базовых правилах и показываем яркие кейсы 2025 года: платные и бесплатные, тиражные и проектные шрифты, а также победители российских дизайн-премий и студенческие работы.
Содержание
Как использовать шрифт легально
Шрифт — это авторский проект с установленными правилами использования.
Чтобы использовать шрифты не нарушая авторских прав, опирайтесь на следующие правила:
- Читайте лицензию, предоставленную правообладателем. В ней закреплены правила работы как для коммерческих проектов, так и некоммерческих.
- Бесплатный шрифт тоже должен иметь лицензию или описание с правилами использования. Если вы не находите никакой информации, лучше не брать бесплатный шрифт в работу, даже если он нужен для студенческих или личных проектов.
- Указывайте авторство шрифта в проектах и делитесь активными ссылками на автора, если того требуют правила, или просто в благодарность за пользование. Особенно если используете шрифт бесплатно.
Как подбирать шрифты
Как правильно подбирать и сочетать шрифты в проектах? Даем несколько советов начинающим дизайнерам:
- Избегайте визуального хаоса: лучше не использовать больше двух шрифтов в одном проекте.
- Каждому шрифту — своя функция. Например, один шрифт — для заголовков, а другой для основного текста.
- Помните о принципах подобия и контраста. Шрифты в паре могут быть похожи, а могут сильно отличаться. Здесь важно опираться на цели и задачи проекта и не забывать о визуальной целостности.
25 новых шрифтов с кириллицей
Struve

Шрифт вдохновлен промышленными гротесками начала XX века и объединяет в себе эстетику табличек и надписей на тендерах локомотивов и современные графические решения.
Автор: Евгений Юкечев
→ Изучить на сайте Schrift Foundry
Bering Stencil

Предположительно в 1960-х неизвестный художник из шведского портового городка нарисовал смелый трафаретный леттеринг на спасательном круге. Потом круг оказался в Германии, в городе Росток, где его и обнаружили авторы. Шрифт хорош и в заголовках, и в небольших текстах.
Авторы: Евгений Юкечев, Дмитрий Пиликов
→ Изучить на сайте Schrift Foundry
Nada

Геометрический гротеск, вдохновленный значками на багажниках и дизайном автомобилей 70–80-х. Может быть полезен в логотипах, заголовках, подзаголовках, цитатах и коротких основных текстах.
Автор: Федя Аброськин
Biersal

Отправной точкой для создания шрифта послужил немецкий плакат начала 30-х. Авторы хотели сохранить не только пропорции, но и ощущение небрежности и живости леттеринга из референса.
Команда: Марина Ходак, Алина Габидулова, Юрий Наконечный, Станислав Тихонов, Иван Гладких, Елизавета Островская, Виктор Рубенко
→ Изучить на сайте студии TypeType
Fors 2.000

Новая версия шрифта. Проект опирается на исследование геометрических гротесков XX века. Актуальный и универсальный шрифт, который можно использовать для любых задач — от брендинга и дизайна упаковки до работы в интерфейсах и приложениях.
Команда обновления: Анна Тихонова, Анастасия Врублевская, Надыр Рахимов, Станислав Тихонов, Елизавета Островская, Анна Кондрашова
Paplane

Акцидентный сквадраченный гротеск. В названии, образованном от словосочетания paper plane, отразилась идея шрифта: буквы как будто сложены из бумажной ленты.
Команда: Марина Ходак, Антонина Самохина, Юрий Наконечный, Станислав Тихонов, Иван Гладких, Елизавета Островская, Виктор Рубенко
Kristolit 2.0

Новая версия шрифта. Строгая антиква с технологичным оттенком, вдохновленная англо-шотландскими шрифтами XIX века. Отлично впишется в айдентику, плакаты и рекламу, подойдет печатным и цифровым изданиям.
Автор: Саша Денисова
Chloris

Акцидентная контрастная антиква с мрачным настроением. Крупнокегельный шрифт, который хорошо подойдет для заголовков и коротких текстов.
Автор: Ульяна Меркульева
Trolleybus

Акцидентный гротеск с наивно-брутальным характером, вдохновленный конструктивными особенностями троллейбусов и технической типографикой. Шрифт может решать разнообразные художественные задачи в зависимости от контекста, внутри которого он существует.
Автор: Саша Киселёв
Dentegra

Антиква c выраженными заквадраченными деталями, при этом контур букв не лишен плавных линий. Шрифт создан для работы как с объемными текстами, мелкими подписями, так и с крупными заголовками.
Автор: Елизавета Шмагина
Agse

Динамическая узкая антиква, сочетающая в себе характер исторического прототипа с современной каллиграфией и пластикой шрифтов ар-нуво. Заголовочный шрифт, который хорошо работает в паре с более спокойной текстовой антиквой или гротеском.
Автор: Елена Новосёлова
→ Изучить на сайте type.tomorrow
Maregraphe Mega Compressed

Продолжение коллекции Maregraphe, начавшейся с надписи на стене Марсельского мареографа — прибрежной станции, которая больше века регистрирует колебания уровня моря.
Чем больше кегль, тем лучше, но никто не запрещает иронизировать над текстами с особыми требованиями к читабельности.
Команда: Юрий Остроменцкий, Илья Рудерман, Михаил Струков
→ Изучить на сайте type.tomorrow
Retiler

Благодаря простым конструкциям знаков этот шрифт идеален для DIY-проектов, будь то трафаретное граффити, меню однодневного поп-ап кафе или табло дворового турнира по футболу.
Автор: Родион Илюхин
→ Изучить на сайте type.tomorrow
Pofo

Статический вариативный неогротеск, созданный изначально как плакатный шрифт. Однако он прекрасно показывает себя и в сплошном наборе.
Команда: Артемий Лебедев, Савелий Морозов, Елена Новосёлова, Алексей Малков, Александр Тетерько
→ Изучить на сайте Студии Артемия Лебедева
Gothic № 60

Шрифт вдохновлен Lining Gothic № 60 словолитни Chicago, Barnhart bros. & Spindler и советскими фотожурналами. Скачать можно бесплатно.
Автор: Алина Молчанова
Apophis

Апофис, или Апеп, — это древнеегипетский бог хаоса и разрушения. Как и любой уважающий себя древнеегипетский бог, он с максимальной серьезностью относится к эстетике всего, что его окружает, даже если это холод, зло и разрушение.
Шрифт хорош как в огромных заголовках, так и в текстах и даже в мелкокегельных подписях.
Автор: Дмитрий Голуб
Sinitsa

Шрифт родился из желания экспериментировать с буквами. Говорят, набранное этим шрифтом не нужно читать, — только любоваться. Если правильно подобрать слова, то буквы становятся паттерном.
Автор: Таня Черкиз
→ Изучить на сайте фестиваля «Среда»
Wildfire

Острый, резкий сериф для смелых и диких заголовков. Прописные в наборе играют главную роль, строчные поддержат в небольших текстах.
Автор: Таня Черкиз
Simon

Реконструкция шрифтов пуансониста и типографа XVI века Симона де Колина. Спокойная антиква для книжного набора и культурных проектов.
Команда: Криста Радоева, Дмитрий Голуб, Александр Любовенко
ESH

Фирменный акцидентный шрифт дизайн-студии ESH gruppa. Получился дисплейный шрифт, который сочетает геометричность с живой округлостью и небольшим ретропослевкусием, дополняя гуманистичный логотип ESH.
Команда: Катя Даугель-Дауге, Стефан Лашко, Филипп Третьяков
OKAWA

Основан на японских жирных гротесках, обладает сочетанием гибкости и массивности. Шрифт отлично подойдет для использования в заголовках и логотипах.
Автор: Владислав Крылов
Schrifted Serif

Вдохновлен Стокгольмом. Дизайнеры видят в своем проекте грациозные исторические здания, «смелую» антикву, динамику и ботанические мотивы.
Авторы: Юлия Гонина, Кирилл Маслов, Алёна Линнаск
→ Изучить на сайте Schrifteria
Kudry

Изящный декоративный шрифт для использования в сверхкрупном размере. Подойдет для свадебных приглашений, культурных проектов и выставок, логотипов, книжных обложек, упаковок косметики — всегда, когда нужен красивый шрифт.
Команда: Александра Королькова, Изабелла Чаева, Ник Недашковский
Лучизм

Шрифт для выставки «Лучизм: иконография невидимого», посвященной научным, философским и духовным открытиям XIX–XX веков, которые помогли сформировать основу концепции живописного лучизма Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
Автор: Софья Хмелёва
Shotek

Брусковая акциденция, вдохновленная гномами, лепреконами, но в первую очередь одним конкретным домовым по имени Шотек. Устойчивый и приземленный шрифт отличается двумя типами засечек: закрученные башмаки внизу и ровный «сруб» цилиндра вверху.
Автор: Степан Разорёнов
Заключение
Каждый шрифт в этой подборке — это не просто буквы, а целый мир историй, эмоций и дизайнерских экспериментов.
От индустриальных гротесков до изящных антикв, от брутальных акцидентных начертаний до геометрических композиций — современные российские шрифты показывают: типографика — это живое искусство.
Не бойтесь экспериментировать, открывайте новые шрифты и помните: правильно выбранная гарнитура может превратить обычный текст в настоящее визуальное послание.
Дополнительные материалы по теме:


