Как работать со шрифтами, где искать кириллические шрифты и как их сочетать?

Рассказываем о базовых правилах и показываем яркие кейсы 2025 года: платные и бесплатные, тиражные и проектные шрифты, а также победители российских дизайн-премий и студенческие работы.


Содержание


Как использовать шрифт легально

Шрифт — это авторский проект с установленными правилами использования.

💡
Перед использованием прочитайте пользовательское соглашение и текст лицензии (даже если шрифт бесплатный). И не стесняйтесь писать авторам и шрифтовым студиям, если есть вопросы.

Чтобы использовать шрифты не нарушая авторских прав, опирайтесь на следующие правила:

  • Читайте лицензию, предоставленную правообладателем. В ней закреплены правила работы как для коммерческих проектов, так и некоммерческих.
  • Бесплатный шрифт тоже должен иметь лицензию или описание с правилами использования. Если вы не находите никакой информации, лучше не брать бесплатный шрифт в работу, даже если он нужен для студенческих или личных проектов.
  • Указывайте авторство шрифта в проектах и делитесь активными ссылками на автора, если того требуют правила, или просто в благодарность за пользование. Особенно если используете шрифт бесплатно.

Как подбирать шрифты

Как правильно подбирать и сочетать шрифты в проектах? Даем несколько советов начинающим дизайнерам:

  • Избегайте визуального хаоса: лучше не использовать больше двух шрифтов в одном проекте.
  • Каждому шрифту — своя функция. Например, один шрифт — для заголовков, а другой для основного текста.
  • Помните о принципах подобия и контраста. Шрифты в паре могут быть похожи, а могут сильно отличаться. Здесь важно опираться на цели и задачи проекта и не забывать о визуальной целостности.

25 новых шрифтов с кириллицей

Struve

Шрифт вдохновлен промышленными гротесками начала XX века и объединяет в себе эстетику табличек и надписей на тендерах локомотивов и современные графические решения.

Автор: Евгений Юкечев

Изучить на сайте Schrift Foundry

Bering Stencil

Предположительно в 1960-х неизвестный художник из шведского портового городка нарисовал смелый трафаретный леттеринг на спасательном круге. Потом круг оказался в Германии, в городе Росток, где его и обнаружили авторы. Шрифт хорош и в заголовках, и в небольших текстах.

Авторы: Евгений Юкечев, Дмитрий Пиликов

Изучить на сайте Schrift Foundry

Nada

Геометрический гротеск, вдохновленный значками на багажниках и дизайном автомобилей 70–80-х. Может быть полезен в логотипах, заголовках, подзаголовках, цитатах и коротких основных текстах.

Автор: Федя Аброськин

Изучить на сайте дизайнера

Biersal

Отправной точкой для создания шрифта послужил немецкий плакат начала 30-х. Авторы хотели сохранить не только пропорции, но и ощущение небрежности и живости леттеринга из референса.

Команда: Марина Ходак, Алина Габидулова, Юрий Наконечный, Станислав Тихонов, Иван Гладких, Елизавета Островская, Виктор Рубенко

Изучить на сайте студии TypeType

Fors 2.000

Новая версия шрифта. Проект опирается на исследование геометрических гротесков XX века. Актуальный и универсальный шрифт, который можно использовать для любых задач — от брендинга и дизайна упаковки до работы в интерфейсах и приложениях.

Команда обновления: Анна Тихонова, Анастасия Врублевская, Надыр Рахимов, Станислав Тихонов, Елизавета Островская, Анна Кондрашова

Изучить на сайте TypeType

Paplane

Акцидентный сквадраченный гротеск. В названии, образованном от словосочетания paper plane, отразилась идея шрифта: буквы как будто сложены из бумажной ленты.

Команда: Марина Ходак, Антонина Самохина, Юрий Наконечный, Станислав Тихонов, Иван Гладких, Елизавета Островская, Виктор Рубенко

Изучить на сайте TypeType

Kristolit 2.0

Новая версия шрифта. Строгая антиква с технологичным оттенком, вдохновленная англо-шотландскими шрифтами XIX века. Отлично впишется в айдентику, плакаты и рекламу, подойдет печатным и цифровым изданиям.

Автор: Саша Денисова

Изучить на сайте Bolditalic

Chloris

Акцидентная контрастная антиква с мрачным настроением. Крупнокегельный шрифт, который хорошо подойдет для заголовков и коротких текстов.

Автор: Ульяна Меркульева

Изучить на сайте Bolditalic

Trolleybus


Акцидентный гротеск с наивно-брутальным характером, вдохновленный конструктивными особенностями троллейбусов и технической типографикой. Шрифт может решать разнообразные художественные задачи в зависимости от контекста, внутри которого он существует.

Автор: Саша Киселёв

Изучить на сайте Bolditalic

Dentegra

Антиква c выраженными заквадраченными деталями, при этом контур букв не лишен плавных линий. Шрифт создан для работы как с объемными текстами, мелкими подписями, так и с крупными заголовками.

Автор: Елизавета Шмагина

Изучить на сайте Bolditalic

Agse

Динамическая узкая антиква, сочетающая в себе характер исторического прототипа с современной каллиграфией и пластикой шрифтов ар-нуво. Заголовочный шрифт, который хорошо работает в паре с более спокойной текстовой антиквой или гротеском.

Автор: Елена Новосёлова

Изучить на сайте type.tomorrow

Maregraphe Mega Compressed

Продолжение коллекции Maregraphe, начавшейся с надписи на стене Марсельского мареографа — прибрежной станции, которая больше века регистрирует колебания уровня моря.

Чем больше кегль, тем лучше, но никто не запрещает иронизировать над текстами с особыми требованиями к читабельности.

Команда: Юрий Остроменцкий, Илья Рудерман, Михаил Струков

Изучить на сайте type.tomorrow

Retiler

Благодаря простым конструкциям знаков этот шрифт идеален для DIY-проектов, будь то трафаретное граффити, меню однодневного поп-ап кафе или табло дворового турнира по футболу.

Автор: Родион Илюхин

Изучить на сайте type.tomorrow

Pofo

Статический вариативный неогротеск, созданный изначально как плакатный шрифт. Однако он прекрасно показывает себя и в сплошном наборе.

Команда: Артемий Лебедев, Савелий Морозов, Елена Новосёлова, Алексей Малков, Александр Тетерько

Изучить на сайте Студии Артемия Лебедева

Gothic № 60

Шрифт вдохновлен Lining Gothic № 60 словолитни Chicago, Barnhart bros. & Spindler и советскими фотожурналами. Скачать можно бесплатно.

Автор: Алина Молчанова

Изучить на Behance

Apophis

Апофис, или Апеп, — это древнеегипетский бог хаоса и разрушения. Как и любой уважающий себя древнеегипетский бог, он с максимальной серьезностью относится к эстетике всего, что его окружает, даже если это холод, зло и разрушение.

Шрифт хорош как в огромных заголовках, так и в текстах и даже в мелкокегельных подписях.

Автор: Дмитрий Голуб

Изучить на сайте Bolditalic

Sinitsa

Шрифт родился из желания экспериментировать с буквами. Говорят, набранное этим шрифтом не нужно читать, — только любоваться. Если правильно подобрать слова, то буквы становятся паттерном.

Автор: Таня Черкиз

Изучить на сайте фестиваля «Среда»

Wildfire

Острый, резкий сериф для смелых и диких заголовков. Прописные в наборе играют главную роль, строчные поддержат в небольших текстах.

Автор: Таня Черкиз

Изучить на сайте «Бюробукв»

Simon

Реконструкция шрифтов пуансониста и типографа XVI века Симона де Колина. Спокойная антиква для книжного набора и культурных проектов.

Команда: Криста Радоева, Дмитрий Голуб, Александр Любовенко

Изучить на сайте Paratype

ESH

Фирменный акцидентный шрифт дизайн-студии ESH gruppa. Получился дисплейный шрифт, который сочетает геометричность с живой округлостью и небольшим ретропослевкусием, дополняя гуманистичный логотип ESH.

Команда: Катя Даугель-Дауге, Стефан Лашко, Филипп Третьяков

Изучить на сайте ESH gruppa

OKAWA

Основан на японских жирных гротесках, обладает сочетанием гибкости и массивности. Шрифт отлично подойдет для использования в заголовках и логотипах.

Автор: Владислав Крылов

Изучить на сайте НИУ ВШЭ

Schrifted Serif

Вдохновлен Стокгольмом. Дизайнеры видят в своем проекте грациозные исторические здания, «смелую» антикву, динамику и ботанические мотивы.

Авторы: Юлия Гонина, Кирилл Маслов, Алёна Линнаск

Изучить на сайте Schrifteria

Kudry

Изящный декоративный шрифт для использования в сверхкрупном размере. Подойдет для свадебных приглашений, культурных проектов и выставок, логотипов, книжных обложек, упаковок косметики — всегда, когда нужен красивый шрифт.

Команда: Александра Королькова, Изабелла Чаева, Ник Недашковский

Изучить на сайте Paratype

Лучизм

Шрифт для выставки «Лучизм: иконография невидимого», посвященной научным, философским и духовным открытиям XIX–XX веков, которые помогли сформировать основу концепции живописного лучизма Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

Автор: Софья Хмелёва

Изучить на сайте НИУ ВШЭ

Shotek

Брусковая акциденция, вдохновленная гномами, лепреконами, но в первую очередь одним конкретным домовым по имени Шотек. Устойчивый и приземленный шрифт отличается двумя типами засечек: закрученные башмаки внизу и ровный «сруб» цилиндра вверху.

Автор: Степан Разорёнов

Изучить на сайте НИУ ВШЭ


Заключение

Каждый шрифт в этой подборке — это не просто буквы, а целый мир историй, эмоций и дизайнерских экспериментов.

От индустриальных гротесков до изящных антикв, от брутальных акцидентных начертаний до геометрических композиций — современные российские шрифты показывают: типографика — это живое искусство.

Не бойтесь экспериментировать, открывайте новые шрифты и помните: правильно выбранная гарнитура может превратить обычный текст в настоящее визуальное послание.

Дополнительные материалы по теме:

Как сделать свой шрифт: создание собственных шрифтов
Как создать собственный шрифт и какие сервисы для этого существуют
Бесплатные шрифты
Подборка бесплатных кириллических и латинских шрифтов.
Как определить шрифт по фото онлайн — поиск шрифта по картинке
Узнаете, какие программы использовать, чтобы быстро и точно определить шрифт по картинке
Поделиться