Содержание
- Виды цветовых моделей
- RGB — пространство для экранов
- CMYK — пространство для печати
- Lab — промежуточное цветовое пространство
- HSB — пространство для человека
- FAQ
Человек не воспринимает мир беспристрастно и объективно — на нас влияет прошлый опыт, окружение и другие факторы. То, как мы видим цвет, зависит от зрительной памяти и наших ожиданий. Для компьютера же цвет — это абстрактная модель описания в виде наборов чисел, которая обычно состоит из трех или четырех значений, называемых цветовыми координатами. Все возможные значения цветов, задаваемые моделью, определяют цветовое пространство.
Цветовые пространства необходимы, чтобы избежать цветовых разночтений. Например, чтобы изображение на мониторе и печатном оттиске было максимально схожим, цвета указывают по координатам.
Виды цветовых моделей
Цветовых пространств много. Они отличаются принципами работы и возможностями для их отображения. Ниже мы рассмотрим те цветовые пространства, с которыми чаще всего работают дизайнеры, иллюстраторы и фотографы.
Освоите профессию дизайнера с нуля. Вас ждет теория и практика, персональный фидбэк, еженедельные вебинары от экспертов из индустрии и практикум с карьерным консультантом.
RGB — пространство для экранов
Цветовая модель, в основе которой лежат три цвета: Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий). Эти же цвета образуют и все промежуточные. Пространство служит для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства.
Цветовая модель RGB предполагает, что вся палитра складывается из светящихся точек. Невозможно изобразить цвет в цветовой модели RGB на бумаге, так как бумага поглощает цвет, а не светится. Исходный цвет можно получить, если прибавить к несветящейся — или изначально черной — поверхности проценты от каждого из ключевых цветов.
Данная цветовая модель является аддитивной, то есть любой цвет можно получить сочетанием основных цветов в различных пропорциях. Если совместить все три компоненты, то получим ахроматический серый цвет, при увеличении яркости которого происходит приближение к белому цвету. При 255 градациях тона минимальные значения RGB (0,0,0) соответствуют черному цвету, а белому — максимальные значения с координатами (255, 255, 255).
С RGB обычно работают графические дизайнеры. Это пространство по умолчанию используется при подготовке изображений для цифровых носителей, потому что принцип его работы аналогичен излучению монитора. При создании макетов для печати работа на компьютере преимущественно ведется в RGB и только на этапе предпечатной подготовки переводится в другое пространство — CMYK.
CMYK — пространство для печати
CMYK используется в полиграфии для печати фотографий, цветных иллюстраций, небольших тиражей, а также в домашних и офисных принтерах.
Представим, что мы направили лучи красного, зеленого и синего цветов в одну точку на белой стене. В центре получится белое пятно, интенсивность цветов в этой точке достигает 100%. В местах, где лучи соприкасаются, вы увидите новые оттенки:
- зеленый + синий = сине-зеленый (Cian);
- синий + красный = пурпурный (Magenta);
- красный + зеленый = желтый (Yellow).
Эти три цвета лежат в основе цветовой модели CMYK. CMYK — субтрактивная модель (от англ. subtract — «вычитать»), которая основана на вычитании из белого первичных цветов: сине-зеленый цвет вычитает из белого цвета красный, желтый вычитает синий, а пурпурный — зеленый.
Буква К в названии модели CMYK взята у слова Black, она обозначает ключевой цвет — Key Color. При смешении трех основных цветов должен получиться черный, но в модель CMYK добавлен дополнительный черный цвет. Он нужен по следующим причинам:
● В красках есть примеси, и вместо чистого черного цвета обычно получается неопределенный грязно-коричневый.
● При печати смешение сразу трех цветов ради получения черного очень сильно увлажняет бумагу. Чтобы получить максимально близкий к черному цвет, используя сине-зеленый, пурпурный и желтый, на лист нанесут 300% краски. Чистый черный цвет — это всего лишь 100% краски.
● Цветные краски — дорогие. Если нам нужен темно-зеленый цвет, можно составить его из зеленого, синего и красного, а можно — из зеленого и черного. Второй вариант обойдется дешевле при печати.
Обычно изображения не редактируют в CMYK. В это пространство конвертируют готовый файл из RGB, Lab или HSB, чтобы проверить совпадение цветов и предельно допустимую сумму красок под нужный тип бумаги.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция платных и бесплатных курсов поможет расширить компетенции, развить насмотренность, углубить знания в смежных областях, чтобы эффективнее работать и повысить свою ценность на рынке.
Lab — промежуточное цветовое пространство
Одно из первых пространств, которое лежит в основе системы управления цветом в Photoshop. Его используют как промежуточное цветовое пространство для конвертирования RGB в CMYK и наоборот, поскольку оно не привязано к конкретному носителю.
Lab — это система координат из трех осей:
● L — яркость объекта (изменяется от 0 до 100);
● а — ось, по которой отложены градации от красного к зеленому;
● b — ось с градациями от желтого к синему.
За единицу в пространстве принимается минимальное цветовое различие, воспринимаемое человеческим глазом. Поэтому Lab имеет максимальный цветовой охват. Главное преимущество Lab — это возможность корректировки яркости с помощью значения L без изменения цвета.
HSB — пространство для человека
Описывая цвет, мы формулируем цветовой оттенок, насыщенность и яркость. Модель HSB тоже характеризуется этими сущностями и состоит из трех координат:
- Hue — оттенок цвета;
- Saturation — насыщенность;
- Brightness — яркость.
HSB основана на модели RGB, но у нее другая система координат: каждый цвет в этой модели получается путем добавления к основному спектру черной или белой краски. В HSB цветовой тон задается в градусах на цветовом круге — от 0° до 360°, а насыщенность и яркость в процентах — от 0% до 100%. Это пространство понятно, в нем легко ориентироваться. Оно по умолчанию используется для выбора цвета в Photoshop.
Иногда цветовое пространство HSB называют HSV, где Hue — цветовой тон, Saturation — насыщенность, а Value — значение. Это альтернативное название, а не другое цветовое пространство.
Подборка курсов по графическому дизайну
Освоите современные графические инструменты, разберетесь в основах типографики и научитесь разрабатывать фирменный стиль.
FAQ
Какие цветовые модели используются в компьютерной технике?
RGB, CMYK, CMY. Очень похожие, но не идентичные — HSB и HSL, Lab и LCh.
Какие цветовые модели наиболее широко используются?
Чаще всего используются RGB, CMYK, HSB и Lab. О каждой из этих цветовых моделей мы подробно рассказали выше.
Какие цветовые модели универсальны?
Универсальными цветовыми моделями можно назвать RGB и HSB.
RGB по умолчанию используется при подготовке изображений для цифровых носителей, потому что принцип ее работы аналогичен излучению монитора. Даже при создании макетов для печати работа на компьютере преимущественно ведется в RGB.
В HSB легко ориентироваться. Кроме того, она по умолчанию используется для выбора цвета в Photoshop.
Как не потерять цвет при переводе изображения из одной цветовой модели в другую?
Если вы выбираете цвет для покраски стен, то экран монитора покажет вам цвет согласно модели RGB, то есть созданный свечением пикселей. При печати цвет будет переведен в модель CMYK. А саму краску для стен вы будете выбирать в магазине в соответствии с принятой там системой кодирования красящих пигментов.
Чтобы корректно и без видимых изменений транслировать цвет из одного пространства в другое, нужны специальные инструменты:
● Для перевода из RGB в CMYK можно использовать конвертер, встроенный в большинство графических редакторов.
● Для перевода RGB или CMYK в табличные модели лучше воспользоваться цветовыми веерами или специальными плагинами и программами для конвертации цвета — их разрабатывают компании, которые выпускают краску, краситель или пигмент.
Итоги
Пространства, которые мы рассмотрели выше, — основные. Они упрощают работу, но реальная цветопередача всё равно остается непредсказуемой.
Знать механику цветовых пространств важно всем дизайнерам, иллюстраторам и фотографам. Но особенно внимательная работа с цветом необходима в полиграфии.
Важно помнить, что на цвет при печати влияет еще много факторов — качество и поверхность бумаги, возможности печатной машины, внешние условия. Лучше сделать цветопробу и увидеть на бумаге цвет будущего тиража.
На смартфонах разных поколений одни и те же цвета будут выглядеть по-разному, как и на разных видах бумаги. Эту проблему решают RGB и CMYK. Они соответствуют физическому представлению цвета на носителе.