Ты работаешь на стыке искусства и дизайна. Как так вышло?

Сначала я поступила в Британку, а когда закончила ее, начала работать в галерее современного искусства дизайнером. То есть искусство и дизайн появились в моей жизни почти одновременно и вместе с пониманием, как и в какой сфере я могу раскрывать приходящие мне идеи.

Делая первые афиши для выставок, я старалась донести кураторскую мысль до зрителя через графическую плоскость. Эта работа была похожа на перевод — из образов в структуры. И получилось так, что язык, на котором я начала придумывать работы, сформировался в диалоге и стал универсальным. Теперь выхватывать из него конкретные области — дизайн или искусство — стало отдельной мысленной задачей.

После перехода в кураторство я сначала собирала выставки в команде с более опытными коллегами, а уже потом сольно. Мне хотелось продолжения работы с образами за пределами доступных дизайнеру инструментов. Иногда на выставках я выполняла две задачи одновременно: поочередно переключалась между искусством и дизайном, забирая открытия из одной сферы в другую. Кураторская оптика, например, позволяла почувствовать визуальную тональность графики, а дизайн помогал в художественном опыте яснее чувствовать структурные узлы.

Чем искусство отличается от дизайна?

И дизайн, и искусство трансформируют действительность. Но дизайн для зрителя чаще выступает как собирающий оператор. Он фокусирует и структурирует опыт. А искусство, наоборот, как расширяющий оператор. Оно способно множить интерпретации, двигать зрителя на новую чувственную и смысловую территорию.

С чего начать, если никогда не погружался в цифровое искусство?

Для входа я предложила бы настроиться на окружающую вас цифровую среду — начать замечать ее интерфейсы, думать над их функциями, пробовать делать реверс-инжиниринг их сути. Такой переход с языка предметов на язык интерфейсов позволяет переключить наше восприятие с нарративов на действия, сигналы и сообщения.

А практически — я посоветовала бы начать с приложения Adobe Capture. Оно позволяет трансформировать ежедневные фотографии в десктопные графические инструменты: кисти, узоры и материалы. Делайте наблюдения, изучайте, как устроены цифровые изображения. Или поищите другие бодрые творческие приложения.

Анализ тактильности практики взаимодействия с телефоном может стать отличным переходом от физических методов к цифровым. Самое главное в отношениях с новым медиумом — снять языковое недопонимание, чтобы перейти от ощущения машины как барьера к принятию машины как соавтора.

Можешь назвать пять арт-проектов, которые созвучны тебе и твоей работе?

Первый: cкульптура Уолтера де Мария «Вертикальный километр». Сделана в 1997 году для 6-й «Документы» в Касселе в виде латунного километрового стержня. Он полностью закопан в землю так, что на поверхности осталась видна только вершина. В этом расхождении внешнего и невидимого, потраченных усилий и легкости иронии я нахожу для себя отклик. Простая и емкая форма резонирует во множество прочтений. Как писала художница Сара Уилсон, работа «ставит под вопрос доверие между художником и зрителем: а мы верим, что там, под землей, правда есть километровый штырь?».

Walter De Maria, The Vertical Earth Kilometer, 1977. © The Estate of Walter De Maria. Photo: Nic Tenwiggenhorn

Второй: «Солнце из закатов с Flickr» Пенелопы Умбрико (2006 — настоящее время). Художница использует веб-сайты для обмена фотографиями в качества архива. В этой серии она наблюдает за присутствием источника жизни в электронном виде и преломлением физического света цифровыми инструментами.

Солнце из закатов с Flickr, Пенелопа Умбрико (2006 — настоящее время)

Третий: «1000 волн» Май Ямасита и Наото Кобаяси (2007). Дуэт насчитал и пронумеровал на видео тысячу волн Балтийского моря, разместив порядковый номер на каждом гребне. В таком описании физического числовым отражается точно пойманная капитуляция любой языковой структуры перед опытом.

Четвертый: SAVE, Инес Кокс (2019). Это книга артефактов программного обеспечения и онлайн-платформ. Через коллекцию пользовательских шаблонов Инес Кокс обнаруживает бессознательное формирование новой логики восприятия реальности под влиянием контакта с виртуальной средой.

SAVE, Инес Кокс (2019)

И последнее —это социальные сети Пабло Роша. Автор делает интервенции в цифровом и физическом пространстве, нарушая ожидаемые границы между ними. Мне кажется важным включить не конкретную работу, а саму его практику размещения проектов в социальных сетях. Она ставит под вопрос представления о том, в какой точке искусство может встретить зрителя. Проекты Пабло Роша осмысляют социальный и рекламный язык, превращая пребывание на страницах популярных медиа в сайт-специфический опыт, а смелые коммерческие интеграции в художественное спонсорство выставки.

В своих диких проектах Пабло Роша растягивает и перекручивает девайсы, делает из румба-пылесоса то парикмахера, то скейтера, то логотип DVD на ностальгической заставке. Он печатает объявления для голубей и размещает в городе бесплатные точки Wi-Fi с паролями многометровой длины. Художник совершает тонкие наблюдения за массовой культурой и возвращает их ей же.

Поделиться