История CG- и моушн-дизайнера Даши Шмаковой
Когда-то она пришла в школу студенткой: училась на типографике и айдентике у Свята Вишнякова, параллельно проходила курс по кинетической типографике у Димы Родионова. Сегодня креативы Даши — это визуальная визитная карточка школы, а ее работы можно увидеть на международных выставках.
Расскажи, как устроена твоя ежедневная работа?
В основном я работаю над разными большими проектами: 3D-роликами, объектами, 2D-анимацией, айдентикой, поэтому каждый день у меня может быть новый этап в проекте. Если я создаю 3D-ролик, то могу один день собирать референсы и группировать их по смыслам и техническим характеристикам, в другой день рисовать эскиз объекта, сцены и создавать раскадровку. Затем моделить объекты, собирать сцену, свет и текстуры. Потом выводить тестовый рендер и собирать на монтаже под выбранную музыку. После всех согласований готовить к чистовому рендеру и собирать финальный ролик. Примерно одинаковый пайплайн для каждого такого большого проекта, для айдентики правда он получается еще больше, туда входит ресерч и тест по разным носителям, шрифтам, графике и дополнительным элементам (например, для фильма «Лепота» мы делали еще носители в виде игры и AR). На каждом из этапов интересно поработать, так получается чаще переключаться между разными типами задач и не так сильно уставать.
Как ты справляешься с рутинными задачами?
Я в основном работаю над масштабными проектами, от них особая усталость, она отличается от рутинности одинаковых задач. Каждый проект требует большой ответственности и всегда очень качественного и нового результата, иногда ты должен из раза в раз обновлять айдентики, которые создаешь сам, и генерировать все новые идеи. В школе я могу развивать свой стиль, потому что мой стиль стал визуалом школы и я делаю то, что мне хочется. Мои рабочие проекты становятся моими личными. Перед каждым новым проектом испытываю небольшой страх, что не получится оправдать ожидания, которых от меня ждут. Я думаю, такое испытывают все в творческих индустриях, когда каждый раз стараешься создать что-то новое и более сложное, что не получалось в прошлые разы, это и помогает расти в профессии.
Ты чаще работаешь по гайдлайнам или же у тебя полет фантазии? И как тебе комфортнее: когда есть четкое ТЗ или когда есть пространство для интерпретации задачи? Почему?
Я в основном никогда не использую гайды или строгие правила. Работая уже достаточно давно в школе, я практически интуитивно могу подобрать новую текстуру, цвет или объект, который бы вписался в нашу айдентику, немного расширяя и развивая ее. Я могу работать и по строгому ТЗ (если оно написано вовремя и процессы все настроены), и когда есть пространство для практически любой интерпретации. В первом варианте я иногда использую ограничения как помощь, и в целом, возможно, для психики это более безопасный вариант, когда есть понятные условия, но в этом случае для экспериментов остается мало места. Во втором случае может получиться что-то совершенно новое и экспериментальное, часто такие проекты помогают мне освоить какой-нибудь новый инструмент в программе и в дальнейшем работать с этими знаниями уже над строгими ТЗ.
Что тебя вдохновляет?
Чаще всего я вдохновляюсь тем, в какую сферу меня особенно тянет в данный период жизни. В последнее время меня очень вдохновляют глубокие погружения во внутренний мир личности и психологические портреты разных людей. За последний месяц я прочитала и посмотрела несколько книг и сериалов про серийных убийц, в которых анализируется детство, жизнь, психологические заболевания и события, которые могли привести к случившемуся. Моя любимая книга за этот период — «Killing for Company» Brian Masters (1985), в ней очень глубокий анализ личности, выполненный автором книги из переписок, дневников, стихов, рисунков и личных бесед с Деннисом Нильсеном. Прочитав эту книгу, я будто познакомилась с человеком, на которого сильно похожа: отношением к миру, работе, политике и мыслями об одиночестве — необычное ощущение. Также делюсь этими двумя сериалами, которые оставили наиболее сильное впечатление: Dahmer (2022) и Mindhunter (2017). Для меня эти истории стали каким-то нестандартным способом соотнести свое состояние с жизнями и поведением других людей, которые оказались удивительно похожи друг на друга. Сейчас я нахожусь в процессе сбора разной информации и в небольшом исследовании, прежде чем начну думать о собственном проекте. Я всегда стараюсь выделять время на свои проекты, они мне помогают переживать разные мысли и периоды жизни, 3D в этом смысле — отличный инструмент.
Участвуешь ли ты во внешних инициативах?
Я стараюсь свои проекты отправлять на выставки и конкурсы, чтобы мои диджитал-работы стали немного физическими. Хочется со временем перейти на работу со скульптурами и объектами, но пока я не представляю себе этот процесс и производство, это уже настоящая арт-работа фул-тайм. Начиная с 2022 года я иногда участвую в выставках со своими уже существующими проектами.
Некоторые групповые выставки:
Piuda ArtSpace, Loneliness, Seoul, Korea, 2025 (будет только в мае 2025 года)
Art Magnitude, Loneliness, Stowmarket, United Kingdom, 2024
Festival ArtComa, Loneliness, Moscow, 2024
Приятно видеть нашу совместную работу в галереях (я работаю над личными проектами в команде с саунд-дизайнером Амалем Ковтуном), но в какой-то момент подача проектов на опен-колл становится настоящей работой продюсера, это очень утомляет. Но участие в выставках — это действительно хорошая возможность сделать что-то новое или посмотреть на свой проект в новом для него пространстве и через реакции зрителей.