Оля Лопатина, наставница курса «UX/UI-дизайнер», семь месяцев назад приняла оффер и переехала работать продуктовым дизайнером в Mercedes-Benz.io в Португалию.

Она рассказала нам, как выстраивала коммуникацию с коллегами из разных стран, на что важно обращать внимание в международной компании и почему в Португалии лучше проводить очные встречи.

Оля Лопатина

Культурные различия

Я занимаюсь внутренним продуктом — делаю CMS для 50 стран. Весь контент и цены на продукты сервисного обслуживания зависят от работы нашей команды. Культурные различия становятся ключевым аспектом профессиональной среды, а работа продуктового дизайнера — настоящим искусством адаптации.

Прежде всего нужно принять разнообразие и ценить все сходства и различия участников команды. Также важно быть открытым, любознательным и уважительным, избегая формирования предположений, суждений или стереотипов. Для более глубокого понимания культур и контекстов ваших коллег можно читать блоги, слушать подкасты или курсы.


Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира, корпорация или стартап, фриланс или создание собственного бизнеса. 

Стать UX/UI-дизайнером ✨

Многонациональная команда

Бизнес у нас немецкий, продакт-менеджер — болгарин, разработка из Бразилии и Португалии. Один из бразильцев — японский бразилец. Работать в такой команде очень интересно, потому что у всех разный опыт, образование и культурный фон. В результате такой коллаборации проще решать сложные задачи и адаптировать продукт к различным рынкам и регионам.


Знакомство

Первая неделя в компании — это онбординг, то есть погружение в культуру компании, знакомство с политикой, ценностями и процедурами. Продуктовой работы в эту неделю еще нет.

Моя команда приехала в офис, чтобы лично со мной познакомиться и сходить на обед. Я в первый же день поймала своего продакта с просьбой рассказать о продукте, на что он ответил: «У тебя неделя на онбординг, вот им и занимайся. А решать продуктовые задачки ты всегда успеешь».


Как стать продуктовым дизайнером: советы для новичков
Продуктовый дизайнер в «Тинькофф» Мария Сафронова — о пути в большие продукты
Читать далее

Small talk

Перед каждой встречей надо перекинуться парой предложений. Это абсолютно нейтральная беседа — про погоду или выходные. И только потом можно переходить к теме встречи. Всю сложность смол тока я ощутила, когда поехала на трехдневную встречу всех дизайнеров. Захожу в холл, а там пятьдесят дизайнеров из разных стран. Я никого не знала, потому что по работе пересекалась с другими командами. Мне надо было представиться и что-то обсудить, потому что совсем молчать просто невежливо. Но это полбеды. Сложнее всего было на третий день, когда я устала от английского, но приходила на завтрак и понимала, что все равно надо со всеми перекинуться парой слов и вести беседу. Зато быстро прокачивается английский!


Межкультурные особенности

Немцы известны своим прямым и ясным стилем коммуникации — у них достаточно легко запросить обратную связь. А в португальской культуре часто ценится более косвенный и деликатный подход к общению, поэтому, когда тебе говорят, что работа хорошая, это не значит, что не прилетят правки.


Почувствуете себя настоящим участником продуктовой команды и каждую неделю будете решать задачи дизайнера в IT-компании, проходя через все ключевые этапы.

Освоить профессию!

Учет культурного контекста

В разных странах есть табуированные темы, такие как религия, политика, гендерная ориентация, деньги и многое другое. Перед началом разговора хорошо подумать, на какие темы корректно разговаривать с собеседником, а на какие нет. Полезно провести небольшое исследование перед встречей, чтобы понять, что вы можете обсудить, а чего лучше не касаться.


Правильное произношение имен

Лучше сразу спросить, чтобы не обидеть собеседника. Например, одно и то же имя на бразильском и португальском может произноситься по-разному. А моя фамилия Лопатина для португальцев сложная, поэтому я сразу меняю ударение, чтобы им было легче.


«Меня вырвали с корнем, хотя и заботливо пересадили в новый горшочек»
Настя Миронова — о работе дизайнера в международной компании
Читать далее

Гибкость и адаптация

Важно установить общие правила для работы, при этом учитывая контекст. Немецкая бизнес-культура часто отличается высоким уровнем формальности и профессионализма. Подход к деловым отношениям более структурирован, а уважение к иерархии играет значимую роль. Для немецких стейкхолдеров очень важно понимать, кто за что несёт ответственность и какие у команды роли.

В португальской культуре больше внимания уделяется личным отношениям и неформальному общению. Если хочешь быть своим — важно приезжать в офис на встречи лично.

Курс «UX/UI-дизайнер»

Освоите новую профессию с нуля. Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Получите возможность устроиться в большую корпорацию или стартап в любой точке мира.

Хочу учиться ⚡️

Поделиться