Последний раз мы разговаривали с тобой весной 2022 года. Расскажи, что произошло в твоей жизни за последний год? Где ты сейчас и что делаешь?
Одно из важнейших событий этого времени — переезд в Великобританию. Теперь я в Лондоне. Работаю в 3D на фрилансе и продолжаю развивать свою художественную карьеру на новом месте.
Какую визу ты получила? Почему решила податься именно на нее?
У меня Global Talent виза как у цифровой и видео-арт художницы. Эта виза позволяет работать, учиться и открывать свое дело в исследовательской, творческой или технологической сферах.
Когда я думала над потенциальной страной для переезда, для меня была очень важна прозрачность требований для визы, внятный процесс подачи заявки и возможности, которые эта виза дает. Британская показалась самой оптимальной: я изучала аналогичные визы других стран, и там мне все видится более сложным и неоднозначным, с большим количеством бюрократии. Да и в целом я тяготела к Великобритании, хотя никогда не была здесь прежде.
Научитесь с нуля создавать моушн-графику для брендов, рекламы, ТВ и IT-продуктов. Освоите инструменты для работы с 2D и 3D: After Effects, Cinema 4D и Redshift.
Что было самым сложным? И что поддерживало тебя в это время?
Самыми сложными были периоды ожидания, когда не было до конца ясно, одобрят ли визу на каждом из этапов. Первые месяцы на новом месте тоже были непростыми: тот самый период первичной адаптации, когда ты заново учишься делать какие-то очень понятные раньше вещи в новых условиях — снимать жилье, оплачивать счета, записываться к врачу. Я рада, что это позади и все сложности удавалось относительно мягко преодолеть при поддержке семьи и друзей.
Сейчас я стараюсь больше верить в себя и меньше корить за ошибки, с пониманием относиться к процессам внутри и давать себе время, потому что переезд — это все-таки стресс и экстремальный выход из зоны комфорта.
Как ты адаптировалась после переезда? Было сложно совмещать решение бытовых вопросов и работу?
Процесс моей адаптации еще идет, и в целом это довольно долгая вещь. Сейчас я, конечно, уже понимаю, как устроены бытовые механизмы, и в принципе ощущаю себя комфортно на новом месте, но разные нюансы и локальные особенности всплывают. И это интересно!
В адаптации помогает сразу же начать тренировать язык и социализироваться, так как это основной инструмент погружения в среду. Записаться на курсы, ходить на нетворк-сессии и открытия выставок, волонтерить. Чем больше взаимодействуешь с людьми, тем быстрее идет процесс интеграции, тем быстрее включаешься в среду.
Мне как фрилансеру бывало сложно выходить из дома и запускать все эти процессы, но я понимала, что это единственный путь, чтобы не засахариться в четырех стенах и чувствовать себя хорошо.
Как изменилась твоя работа в Лондоне по сравнению с работой в России?
Я все так же работаю на фрилансе, но изменился рынок — сейчас я сконцентрирована на проектах внутри Великобритании и ЕС. Также я стараюсь больше развивать свою художественную практику, но балансировать между дизайном и искусством бывает сложно. Особенно потому, что после переезда пришлось переосмыслять каждую из этих сфер на новом месте, а они разные.
Курс «Моушн-дизайн: от простого к сложному»
Научитесь создавать в After Effects анимацию для рекламы, интерфейсов и видео.
Давай перейдем к наставничеству и преподаванию на программе «Моушн-дизайнер». Почему ты помогаешь студентам программы? Зачем эта практика лично тебе?
В какой-то момент я поняла, что имею достаточно опыта, знаю много классных приемов и фишек, чтобы делиться ими с другими людьми. Поэтому работа наставницей стала для меня такой возможностью. Мне нравится помогать студентам находить собственный визуальный язык и советовать, как справляться с рабочими трудностями. Я думаю, что процесс обучения — это двусторонний обмен: через работы, вопросы и мысли я делюсь своим опытом, а студенты — своим. Мне важно впитывать это и учиться новому у них.
Наставничество помогает анализировать и систематизировать знания, которые ты можешь годами применять на практике, но делать это машинально. Поэтому для меня быть наставницей — это особый метод рефлексии и над собой, и над своими работами, и над практикой в целом. Смотреть на работы другого человека и помогать делать их лучше — это важный скил, который требует коммуникации, эмпатии и вдумчивости.
С какими вопросами студенты обращаются к тебе? Что волнует их больше всего?
Самые популярные вопросы связаны с технической реализацией заданий, но есть и другие — про идейную сторону работы, взаимосвязь формы и содержания. И это, наверное, самые сложные и интересные задачи.
Вспоминая свою учебу, я понимаю, что многие вещи мало меняются — каждого студента волнует его будущее. Как построить карьеру после обучения? Какие проекты выбирать и как их вести? Как выстраивать рабочий процесс? Как сделать свой визуальный язык уникальным? Я хочу помочь им найти ответы на эти вопросы, посоветовать направления развития. Но я все равно считаю, что каждый двигается по своему уникальному пути.
Что тебе удается в преподавании, а что нет? С какими трудностями ты сталкиваешься?
Надеюсь, у меня получается давать основательный и полезный фидбэк по работам. По крайней мере, я вижу прогресс студентов с каждой новой версией проектов и не могу не радоваться, ведь в этом есть и моя заслуга. Самое сложное — всегда быть на связи. Вопросы могут возникнуть в любой момент, а из-за фулл-тайм работы помочь удается только в определенное время.
Курс «Фотореалистичный рендер»
Научитесь постановке света, работе с материалами и монтажу, чтобы делать фотореалистичные визуализации и рекламные ролики продуктов.
Кто такие наставники и какая у них роль на программе?
Наставник — это в первую очередь человек, который помогает другим. Не так важно, в чем именно, потому что бывают очень разные вопросы. Иногда технические, а иногда в развитии концепта. Для многих, кто осваивает новую профессию или переходит в смежную, уже прошедший этот путь человек крайне важен. Общение с наставником — это способ не допускать ошибки, которых можно избежать, анализируя опыт другого человека. Это возможность получить поддержку в своих творческих начинаниях.
Рита, и последнее: у тебя есть профессиональные планы на будущее сейчас?
Обычно я подробно планирую хотя бы ближайшие пару лет своей жизни, а сейчас живу в большей неопределенности, открыта к разным возможностям — мне хочется пробовать неожиданное и браться за непривычные проекты.
Из основных задач — найти баланс между развитием в дизайне и искусстве, разнообразить свой подход к проектам, больше экспериментировать с разными медиумами и быть смелее в своей экспрессии. Пока я планирую работать на фрилансе, но со временем я бы хотела начать свое дело. Уже какое-то время я задумываюсь о собственной арт- или дизайн-студии, и, кажется, пора оформить мысли во что-то более цельное, начать действовать.