Содержание
- Что такое моушн-дизайн
- Инструменты для моушн-дизайна
- Компьютер для моушн-дизайна
- Где работать моушн-дизайнером
- Задачи моушн-дизайнера
- Навыки моушн-дизайнера
- Как стать моушн-дизайнером
- Перспективы карьеры в моушн-дизайне
- Сколько зарабатывает моушн-дизайнер
Что такое моушн-дизайн
Моушн-дизайн (от англ. motion design) — одно из направлений в профессии дизайнера, связанное с созданием анимационной графики и визуальных эффектов. Примеры моушена вы видите каждый день. Рекламы, титры кино и сериалов, интерфейсы цифровых продуктов, обучающие ролики, презентации, видеоигры и концерты сегодня сложно представить без участия моушн-дизайнера.
Профессия объединяет разные специализации. Например, кинетическую типографику, анимацию интерфейсов и персонажей, работу и на плоскости — 2D, и в объеме — 3D. Для разных направлений характерен разный набор навыков и задач.
Основные принципы моушн-дизайна
Анимация позволяет наглядно и емко передать смысл за короткий промежуток времени, эффектно рассказать историю и удержать внимание зрителя, поэтому моушн-дизайн используется во многих сферах производства контента. Но в отличие от графического или UX/UI-дизайна, ролики с движущейся 2D- или 3D-графикой работают не только с пространством, которое видит пользователь, но и со временем — это еще одна переменная в моушн-дизайне.
Для работы в профессии нужно быть междисциплинарным специалистом: наравне с инструментами дизайнера разбираться в постановке света (если речь идет о 3D-сцене) и понимать, как характер движения соответствует эмоциям, настроению.
История моушн-дизайна
Моушн-дизайн, каким мы знаем его сегодня, это крайне молодая профессия: еще 15–20 лет назад персональные компьютеры не были такими мощными и доступными. Тем не менее попытки сделать движущиеся изображения имеют длинную историю. Оптические эксперименты XIX века, формальные поиски в начале и создание титров в середине XX века в кино стали прообразами того, чем сейчас занимается моушн.
Проследите динамику изменений моушн-роликов на трех примерах.
Тут есть и движение вырезанных изображений по линиям, и стоп-моушн физических объектов, но нет, например, CG и 3D, каким представляется моушн-дизайн сегодня.
Много совершенно разного моушн-дизайна более чем 10-летней давности. Визуально даже похоже на то, что можно увидеть сейчас.
А это работа 2023 года. Компания Microsoft выпустила ролик продукта, вдохновленный стихотворением, — это не просто красивое видео, но многоуровневое по смыслу произведение.
За 13 месяцев обучения вы освоите профессию и сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера или брать самостоятельные проекты.
Инструменты для моушн-дизайна
Для создания анимационной графики используют платный и бесплатный софт по работе с видео, звуком и самой анимацией. Программ для моушена много, и часто при создании одного проекта специалисты переключаются между ними.
Общий список основных программ и их назначений выглядит так:
Но на отдельных этапах работы моушн-дизайнер может использовать и другие программы, например Adobe Photoshop или Adobe Illustrator для подготовки графики к анимации, а также Figma.
Как видите, некоторые программы повторяются в разных разделах — их функционал позволяет работать сразу с несколькими типами визуала. Рассмотрим каждую группу.
2D-анимация
Это графика, объекты которой имеют только два измерения — ширину и высоту. Помните, как в старых мультфильмах Disney? Для разработки подобных 2D-проектов моушн-дизайнеры в первую очередь используют After Effects, а также Adobe Animate.
3D
Такая графика существует в трехмерном пространстве, а работающие в сфере моушн-дизайнеры создают или используют готовые 3D-модели, настраивают материалы объектов и свет. То есть учитывают такие параметры, которых нет в 2D-анимации, и наоборот.
Для работы с 3D моушн-дизайнеры используют Cinema 4D, Blender или Houdini — это самые распространенные, но не единственные программы.
Монтаж, цветокоррекция
Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects и DaVinci Resolve могут понадобиться вам для склейки цельного видео из отдельных объектов или изменения различных параметров ролика: например, яркости и контрастности.
Кроме того, эти программы можно использовать для сборки уже готовых футажей на финальном этапе производства моушн-проекта.
Видеоэффекты
Как выглядит работа с видеоэффектами в моушн-дизайне? Это может быть добавление графики к уже существующему видео. Такую графику специалист создает сам или получает готовой от другого дизайнера. К примеру, если моушн-дизайнеру предстоит работать с уже отснятым на зеленом экране видео, то его задача — наложить необходимый фон. Это и есть видеоэффект.
Сделать такое совмещение двух видео в одной композиции, то есть так называемый кеинг, можно в программах After Effects, Notch VFX или TouchDesigner.
Как разобраться в софте
Во-первых, вам не нужно знать все программы — достаточно тех, что закроют актуальные для вас задачи. Часть функционала у многих программ идентичная, а отличаются они интерфейсом, совместимостью друг с другом и разработчиками.
Во-вторых, обратитесь к туториалам!
На официальном сайте компании Adobe есть масса обучающих материалов. С их помощью вы освоите, например, After Effects, и сделаете первые проекты.
У владельца программы Cinema 4D — компании Maxon — нет официальных туториалов, но это легко компенсировать: на YouTube можно найти десятки полезных коротких роликов.
На YouTube также есть официальный канал, посвященный программе Blender, — с записями конференций, туториалами и примерами конкретных кейсов.
Компьютер для моушн-дизайна
Для эффективной работы в программах моушн-дизайнеру нужна мощная техника — стационарный компьютер или ноутбук. Процесс ее выбора можно организовать по-разному.
Во-первых, купить готовый комплект. Тогда вы сэкономите время на подбор комплектующих или изучение технических особенностей разных устройств. Но в то же время такая техника не будет заточена под ваши индивидуальные цели.
Во-вторых, можно собрать свой компьютер, и тут все наоборот. Вам потребуется время на изучение и подбор комплектующих, но это принесет свои плоды — техника будет адаптирована под ваши профессиональные интересы и особенности.
Главное правило для всех — не покупайте все самое дорогое, будьте осознанны при выборе. Вам предстоит работать с конкретным моушн-софтом, и у него тоже есть свои требования. Кроме того, цена зачастую зависит от дополнительных характеристик продуктов, которые для моушн-специалиста могут не играть роли.
И последнее — в сети есть большое количество конструкторов, помогающих проверить совместимость разных элементов компьютера между собой. Мы предлагаем воспользоваться одним из них, например конфигуратором сайта DNS.
Курс «Моушн-дизайн и CG. Введение в профессию»
Пять вебинаров от практикующих специалистов, чтобы познакомиться с миром моушн-графики и дизайна. Освойте профессию и работайте из любой точки земного шара.
Где работать моушн-дизайнером
Сфер применения моушн-дизайна много, но вот основные из них.
Брендинг, реклама и SMM
С помощью моушн-роликов компании презентуют себя, повышают узнаваемость бренда, продвигают товары и услуги.
Кино и ТВ
Открывающие ролики и закрывающие титры — самые распространенные примеры моушн-дизайна в этих сферах. Кроме них, с помощью моушн-проектов можно создать спецэффекты для короткометражного или полнометражного кино.
Цифровое искусство
Анимационные работы можно выставлять в качестве самостоятельных арт-проектов, а также встраивать в части выставок, инсталляций.
Игры
Моушн-дизайн используется для создания сюжетных роликов в видеоиграх и для рекламных роликов игровых компаний.
Задачи моушн-дизайнера
Этапы работы могут меняться в зависимости от направления, но в основном они делятся на три группы.
Препродакшн
- Общение с заказчиком и работа с брифом.
- Определение задачи моушн-ролика.
- Создание концепции будущего проекта.
- Сбор референсов и мудборда.
Продакшн
- Создание моделей и анимации.
- Создание текстур и световых схем.
Постпродакшн
- Монтаж моушн-ролика.
- Работа со звуком, цветокоррекция.
- Финальный рендер.
Тест «Кем стать, когда вырос?»
Подскажем, в каком направлении искать любимое дело и работу мечты. После прохождения теста откроем доступ к курсу о самореализации в карьере.
Навыки моушн-дизайнера
Хард-скилы
Цвет, композиция, шрифты и типографика. Это необходимые всем дизайнерам скилы вне зависимости от направления их работы, будь то статика или анимация, 2D или 3D.
Камера и освещение, движение и монтаж, раскадровка. Характерные навыки именно для работы с видео. Моушн-дизайнер — и оператор, и сценарист ролика.
Сет-дизайн, материалы и текстуры. Часто моушн-дизайнер работает с конкретными объектами в своих роликах, например, моделями домов и машин, ювелирных изделий и мебели. Это требует понимания, как устроены и взаимодействуют между собой такие объекты.
Софт-скилы
Коммуникативные навыки. В своей работе моушн-дизайнер встречается с заказчиками и коллегами, проходит итерации правок и согласований. Это требует компетенций, совершенствованию которых стоит уделить внимание.
Тайм-менеджмент. Умение распределять свое время и соблюдать дедлайны.
Креативное мышление. Способность творчески подходить к решению задач, искать новые подходы и точки зрения.
Способность к обучению. Особо важный навык в индустрии моушн-дизайна, которая постоянно развивается вместе с техническим прогрессом.
Критическое мышление. Способность анализировать информацию и обосновывать суждения.
Как стать моушн-дизайнером
Онлайн-курсы
На курсе «Моушн-дизайнер» мы последовательно ведем студентов от основ профессии к свободному творчеству — от теории цвета, света, композиции и объема через 2D-анимацию и 3D-моделирование к созданию продуктового ролика на основе реального брифа. А на программе «Моушн-дизайнер Plus» в дополнение к этому даем специализацию — учим моушн-дизайнеров для кино или игровой индустрии. Курсы подходят для новичков.
На сайте школы также есть бесплатная зона. В ней собраны курсы о ключевых навыках разных креативных профессий, гайды по входу в дизайн, полезные статьи и фильмы. И там же можно найти наши вебинары по моушн-дизайну. Например, теоретические, на которых специалисты разных направлений моушн-дизайна рассказывают о том, как устроена их профессия.
Теоретические вебинары, на которых специалисты разных направлений моушн-дизайна рассказывают о том, как устроена их профессия:
Вебинары практического характера, на которых вы шаг за шагом можете создать свою работу:
Туториалы на YouTube
Сделать первые шаги в изучении софта вы также можете сами. Вот, например, три лекции нашего преподавателя Константина Новикова по работе в Adobe After Effects:
Своими рекомендациями YouTube-каналов c туториалами поделилась и Даша Шмакова — моушн- и CG-дизайнер школы: «Когда я только начинала заниматься 3D, смотрела именно эти каналы, и до сих пор нахожу в них что-то новое и полезное».
И вот еще несколько.
Cinema 4D + Redshift
Maxon Training Team — отличные уроки по всем обновлениям программ.
Fattu Tutorials — здесь можно найти ответ на любой технический вопрос.
TouchDesigner & Houdini
PPPANIK — хорошие уроки по TouchDesigner; особенно приятно, что разбираются визуально красивые работы.
Entagma — самые понятные туториалы по работе в Houdini.
Полезные книги
The Theory and Practice of Motion Design, Брайан Стоун
Не переведенный на русский язык сборник статей и эссе, с разных сторон рассказывающий об аспектах работы над моушн-графикой.
«Профессия — аниматор», Федор Хитрук
На материале своих и чужих работ известный режиссер-аниматор рассказывает о фундаментальных законах профессии и делится опытом. Книга будет полезна не столько в прикладных навыках моушн-дизайнерам, сколько в понимании самой сути работы с движением.
«Дизайн вещей будущего», Дональд Норман
Научит замечать абсурдное, видеть плохой дизайн, который порождает столько проблем современной жизни. Также поможет улавливать хорошее и понимать, как заботливые дизайнеры поработали, чтобы сделать нашу жизнь проще и легче.
«Искусство цвета», Иоханнес Иттен
Первая попытка системно изложить знания о цвете, закономерности цветовых контрастов и гармонии. Книга написана автором известного форкурса Баухауса, который лег в основу преподавания во многих художественных учебных заведениях.
«Типографика», Эмиль Рудер
Легендарный квадратный том представителя интернационального стиля в графическом дизайне. Здесь собран материал лекций, которые Рудер читал на протяжении двадцати лет в Базельской высшей школе ремeсел.
Телеграм-каналы
Специалистам нужно постоянно следить за тем, что происходит вокруг: когда выходят новые версии софта, какие проекты создают разные студии и продакшены, где появляются новые вакансии, стажировки, премии и фестивали.
Чтобы вы могли уследить за всем этим, мы собрали подборку телеграм-каналов.
BBE: моушн-дизайн и CGI — канал нашей школы, где публикуются полезные материалы для практиков.
After Effects / Motion Design — галерея постоянно пополняющихся моушн-проектов.
CG News — новости из мира CG: скрипты, инструменты и открытые уроки.
Post Tribe Inspiration — крутые примеры и референсы от команды Post Tribe.
Polygon Station | 3D | CG — инструменты, уроки и лайфхаки для 3D-моделирования.
Hipnc Club — о программе Houdini: новости и советы в использовании.
Houdini Lib — туториалы для работы в Houdini.
Motion designer hunter — вакансии для CG-специалистов.
Точка входа — канал нашей школы с вакансиями, в том числе моушн-дизайнерам.
CG Freelance — канал для поиска работы.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях профессии.
Перспективы карьеры в моушн-дизайне
Рассказывает Дима Родионов, моушн-дизайнер и преподаватель школы:
«Сейчас моушн-дизайнеры востребованы во многих плоскостях, поэтому профессиональный опыт вы можете получать в разных направлениях.
Во-первых, все больше крупных компаний и студий приглашают в штат отдельных дизайнеров, которые занимаются моушеном и 3D. В таком случае у вас будет стабильный рабочий график, а фокусироваться придется на конкретных продуктовых задачах.
Во-вторых, вы можете уйти на фриланс, искать клиентов самостоятельно. Это даст большую свободу выбора и вариативность проектов, но меньшую стабильность и защищенность.
В-третьих, если готовы пробовать много экспериментальных техник, пока не найдете что-то свое, — становитесь независимыми художниками и развивайтесь, например в NFT.
Так или иначе, моушн-дизайн открывает дорогу в разные профессиональные стороны, выбор которых будет за вами».
Возможности для роста
Освоив моушн-дизайн на плоскости, вы можете расширять скилы в сторону 3D или 2D-анимации других сущностей — это будет горизонтальным ростом, то есть расширением скилов или углублением внутри одного направления.
Более классическая модель для роста в профессии — вертикальная.
Стажер (Intern). Еще не имеет сильного портфолио, но знаком с общим процессом работы. Умеет выполнять поручения, действует по инструкции.
Младший моушн-дизайнер (Junior Motion Designer). Способен включаться в небольшие задачи на любом этапе работы над проектом. Задает уточняющие вопросы, если требуется.
Моушн-дизайнер (Middle Motion Designer). Самостоятельно отслеживает задачи по мере их поступления, выбирает одно из подходящих и известных решений.
Ведущий моушн-дизайнер (Senior Motion Designer). Самостоятельно работает с моушн-проектами любой сложности. Контролирует работу младших коллег. Придумывает нестандартные и уникальные решения.
Сколько зарабатывает моушн-дизайнер
В этом вопросе много переменных. Все зависит от опыта, направления работы, количества заказов, личного бренда и многих других вещей. Но давайте обозначим средние цифры, которые помогут сориентироваться при выходе на рынок.
По данным hh.ru, зарплата моушн-дизайнера в России в рублях такая:
Резюмируя
Моушн-дизайн — активно развивающаяся профессия, в которую можно прийти с нуля или из любой другой креативной сферы: графического или UX/UI-дизайна, иллюстрации и так далее. Создавая анимированную графику, вы будете востребованы в разных сферах и сможете развиваться в том, что вам интересно.
Работа в сфере моушн-дизайна подойдет вам, если вы готовы:
- работать не только с пространством, но и со временем;
- совмещать разные компетенции: дизайнера, режиссера и оператора;
- решать проблемы бизнеса и творить, не дожидаясь вдохновения;
- освоить программы и постоянно развивать технические навыки;
- работать в команде, продвигать свои идеи и отстаивать решения.