Юра Видакас — студент курса по графическому дизайну и сооснователь футбольного клуба «47 в Игре» для людей с синдромом Дауна в Санкт-Петербурге. На момент интервью Юра вышел из проекта и переехал в Турцию, где продолжает изучать тему инклюзивного спорта и сотрудничает с местными футбольными клубами для людей с ограниченными возможностями. Сейчас он помогает выстроить позиционирование и имидж футбольному клубу людей с ампутированными конечностями в Измире.

В этом материале Юра рассказывает о том, какие возможности открывает социальный проект, если вывести его из контекста благотворительности, как он попал в дизайн и какое влияние могут оказать специалисты по коммуникациям на социальную сферу.

Юра Видакас с Антоном Шевельковым и Лизой Даниловой
Проект «47 в Игре» появился в 2020 году. Мы понятия не имели, как все устроено в инклюзивном спорте. Нам казалось, что нужно просто собрать ребят и начать их тренировать, — и все получится. Так и случилось.

Идея принадлежала моему другу Паше Путинцеву, с которым мы вместе играли в футбол. Он был ответственен за спортивную часть, а я за медийную — по образованию я специалист по связям с общественностью.

Летом мы арендовали зал. На первую тренировку пришло где-то шесть ребят. К тому моменту мы нашли человека с опытом работы с людьми с синдромом Дауна и видели в нем главного тренера команды. Но одной тренировки хватило, чтобы понять, что его методика — не то, что нам нужно. Мы отказались от того тренера, но уже не смогли расстаться с ребятами.

Алеся Евсеева и Лиза Данилова на тренировке
Я убежден — чтобы работать с людьми с синдромом Дауна, не нужен какой-то специальный опыт. Эти ребята — абсолютно обычные люди, просто со своими особенностями, какие есть у любого из нас.

Нужно делать небольшую поправку на синдром и на базовом уровне понимать особенность физиологии спортсмена. Этого достаточно, чтобы выстроить тренировочный процесс.

После истории с первым тренером мы взяли все в свои руки — Паша начал тренировать игроков так, как он считает нужным, а я освещал процесс в социальных сетях. Нам было важно отойти от привычного образа социального проекта — классических коллективных фотографий, отчетов вроде «мы сходили туда, мы сходили сюда, а здесь мы улыбаемся». Мы сразу поняли, что ребята гораздо более многогранны, и хочется показывать весь спектр их эмоций. Их родители полностью нас поддержали: они тоже устали от этой клишированности.

Необязательно давить на жалость, чтобы чего-то добиться в социальной сфере.

Глядя на тот контент, который публикует проект, ты испытываешь не чувство жалости, а восхищение. Это подтолкнуло «47 в Игре» к развитию. Нам было важно ввести в инфополе молодого поколения тему, что есть дети и взрослые с синдромом Дауна, и они могут быть настоящими спортсменами. Никаких энциклопедических штук о 47 хромосомах. Все это чувствовалось через контент, который мы воспроизводили.

Для кого-то жалость действительно срабатывает лучше. Таких проектов, как «47 в Игре», меньшинство. Тем более сейчас, когда все западные инклюзивные программы, которые развивали тему трудоустройства людей с ОВЗ (например IKEA), ушли из России.

Но ведь с точки зрения визуальной коммуникации здесь все действительно очень просто: ты смотришь, как все делается в топовых футбольных клубах, и делаешь небольшую поправку на свою тему. Ты не можешь заинтересовать людей, увлеченных футболом, показывая им контент про жалость. А если ты показываешь, как кто-то забил крутой гол и потом сделал какую-то крутую штуку на камеру, ты разговариваешь на понятном для аудитории языке.

Алеся Евсеева с тренером Александром на сборах на базе профессионального футбольного клуба «Зенит». Александр — папа вратаря команды «47 в Игре» Лизы Даниловой
Мы заявили в обычный любительский футбольный турнир Петербурга человека с синдромом Дауна, на тот момент нашего лучшего игрока Ваню Ясточкина. Сейчас Ваня играет в другой команде.

Он провел на поле 15 минут и ни разу не коснулся мяча. Для первого опыта это много, и все восприняли это нормально. Мы подходили к соперникам перед матчем, говорили: «За нас выйдет Ваня, пожалуйста, не относитесь к нему снисходительно». Мы просили не грубить, но играть в полную силу, и игроки вообще его не щадили. На питерский любительский футбольный мир эта история произвела сильное впечатление.

Sports.ru написали о нас большую статью, после которой о проекте узнало много людей. Бывший футболист и блогер Евгений Савин, который вдохновил нас на проект, сделал репост. Мы тогда заполучили первую фанатскую базу. Через несколько дней нам позвонили из Puma с предложением о партнерстве — они предоставляли нам форму, экипировку, инвентарь для тренировок. В феврале 2022 года у нас уже была договоренность, что в партнерстве с брендом мы будем стоять на одной ступени с другими клубами Российской премьер-лиги, а футболки с именами игроков будут продаваться в магазинах. Перспективы были классные, но они свернулись.

За три года ребята сильно выросли и стали показывать игру другого уровня. Медийные люди начали узнавать про проект и рассказывать о нем, а Паша привлекал новых тренеров и выстраивал с ними обучение.

Поначалу наши ребята казались совсем малышами по сравнению с другими командами. По сути так и есть — средний возраст футболистов на тот момент был 12-14 лет, когда за другие команды играли 30-летние ребята. В первом турнире мы заняли седьмое место, а спустя два года стали занимать первые места и сейчас являемся действующими чемпионами почти во всех значимых турнирах. Самое важное, мы поняли, что ребята-то готовы к обществу. И это, наоборот, обществу нужно помогать правильно воспринимать людей с синдромом Дауна.

Андрей Борков
Чтобы пробиться в инфополе, приходится немного выйти за грань и реализовывать смелые идеи.

Если бы в индустрии спорта для людей с инвалидностью работали эксперты по продвижению, то социальные проекты выходили бы на нужную аудиторию, а инклюзивный спорт быстрее бы развивался. Сейчас прогресс есть, но он очень-очень медленный.

С «Ничего Обычного» мы делали мерч — футболку с одним удлиненным рукавом. Посыл был такой: «Попробуй забрать на себя часть внимания, которое привлекают к себе наши ребята каждый день». Кстати, этот странный удлиненный рукав еще и круто смотрелся!

Мы сотрудничали с UEFA — нас приглашали на пресс-конференцию во время Евро-2020, где выступала Лиза Данилова, вратарь команды. Хотелось как можно больше подсвечивать ребят в выгодном для проекта свете.

От некоторых историй мы отказывались. Например, мы осознанно не шли в телевизор. Как-то нам поступил запрос от телеканала, они хотели приехать на тренировку и сделать о нас репортаж. Я говорю: «Давайте! Только напишите, как вы это видите». Там сценарий начинался примерно так: «Сквозь большие окна надежды падает луч света, который озаряет будущее этих детей». Естественно, мы не пустили их на тренировку, такие новостные выпуски только вредят имиджу клуба.

Лиза и Юра на конференции Евро-2020
Важно выходить из контекста благотворительности там, где это возможно. Есть те, кому здесь и сейчас нужна помощь, и есть те, кому здесь и сейчас помощь не нужна.

Как только деятельность проекта перестанет восприниматься как что-то из ряда вон выходящее, тогда мы и придем к равноправию.

Наши футболисты учат нас быть искренними, их не волнует, что о них подумают другие. И они просто живут здесь и сейчас — живут своими интересами, высказывают свое мнение. Они действительно очень счастливые люди, но не все в них это видят.

Они не солнечные, ведь они обладают огромным спектром эмоций. Цепляясь за эту стигму, мы обесцениваем другую сторону их жизни. Ответственность за это несут большие фонды: им удобно педалировать эту тему. Возможно, она эффективно работает, но последствия проявляются в том, что мы либо вообще не знаем, кто такие люди с синдромом Дауна, либо думаем, что они солнечные из-за дополнительной хромосомы, которая делает их какими-то другими. Какими — непонятно.

Я учусь дизайну, чтобы помогать некоммерческим проектам развиваться и формировать о них правильное представление.

Становиться профессиональным дизайнером и идти работать в «Яндекс» — не моя история. Связи с общественностью — очень широкий профиль, и я решил, что мне интереснее сфокусироваться на дизайне, если я хочу реализовывать свои проекты. У меня есть задумка создать международный портал, посвященный людям с ограниченными возможностями в спорте. Я знаю, что делать с точки зрения пиара и какие ценности туда вкладывать, но мне важно понять, как проработать проект хорошо с визуальной точки зрения.

Я хотел сам создать логотип для «47 в Игре» и уже сделал набросок, когда появились ребята из Adept Works и разработали крутой свежий качественный логотип, опираясь на мой референс. Их работа стоит больших денег, но они все сделали бесплатно, просто потому что им откликается проект. Этот случай — живой пример того, как грамотное позиционирование привлекает профессионалов.

Андрей Борков во время матча против команды «Антон тут рядом» на турнире «Зенит тут рядом»
В России нет недостатка в профессионалах. Ты можешь быть пиарщиком или креативным специалистом, а чтобы помогать — достаточно желания.

По сравнению с той же Турцией, в России мы гораздо дальше ушли в дизайне, визуально-смысловой нагрузке. У нас очень много интересных медиа, компаний, креативных пространств, много талантливых людей. И абсолютно не обязательно обладать специфическими знаниями в области взаимодействия с людьми с особенностями развития. Главное — твой бэкграунд, который и так у тебя имеется, адаптировать к делу, которым ты хочешь заниматься.

Турция считается мировым лидером в области инклюзивного спорта. У них есть свой чемпионат для людей с синдромом Дауна, для людей с ампутированными конечностями, даже чемпионат по баскетболу на колясках. Команды выписывают игроков из других стран и платят за трансферы, их поддерживают крупные местные компании, а сборные по этим видам спорта становятся чемпионами мира. То, чего пытается достичь «47 в Игре», здесь налажено с точки зрения спортивно-организационной составляющей.

У меня рядом с домом — кафе, где работают только люди с синдромом Дауна. Кажется, эта нация знает какой-то секрет. Я думаю, что работа и ценности, которые реализовываются в «47 в Игре», абсолютно точно можно экстраполировать и применять где угодно.

«47 в Игре» открыт к коллаборациям с проектами, которые разделяют те же ценности.

У нас есть партнер-барбершоп, где ребят стригут бесплатно, фирма, которая предоставляла очки, несколько проектов с Севкабелем. У нас был проект с «Буше» — наш ассистент тренера Диана Толстых училась у них готовить кофе. Потом она была бариста на нашем же турнире. Впоследствии мы бы хотели, чтобы она прошла стажировку и получила трудоустройство, но пока что эта идея отложена. Ребята могут справиться с очень большим количеством обязанностей, а с точки зрения имиджа такие истории — только плюс для бренда, который мыслит в одном направлении с «47 в Игре».

Помочь можно много чем. Возможно бартерное партнерство, спонсорство. Если у кого-то есть организация, которая готова спонсировать проект — это было бы супер. Если есть идеи — пишите в соцсети «47 в Игре»*.

Мы всегда стремились к тому, чтобы оплачивать чужой труд. Да, друзья помогали с продакшеном и съемками, но это снова уводило нас в благотворительность. К сожалению, от бесплатной работы страдает качество — мотивации может хватить на какое-то время, а когда тебе нужно внести правки, это превращается в «я сделаю, когда у меня будет время».

Алеся Евсеева
Пока мы говорим про благотворительность, мы все дальше от равноправия и продолжаем дискриминировать людей с ограниченными возможностями и особенностями развития.

Этот тезис не очень популярен, он идет как бы вразрез с общепринятым представлением о добрых поступках. Но люди несут ответственность за эксплуатирование определенных эмоций и создание флера, который не хочется пускать в свою жизнь. Люди с синдромом Дауна действительно активны — некоторые ходят в школу и на несколько видов спорта, поют, танцуют, кто-то учит английский. В общем, нужно видеть человека, а не диагноз. Банальная мысль, но ее не лишним будет повторить.

*Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ

Профессия «Графический дизайнер»

Айдентика, типографика, ноу-код — и все за год

Посмотреть программу
Поделиться