Виктор Ландер — сооснователь и креативный директор мультимедиа-студии Avocado Toast, основатель агентства Landerlander.

Про экспириенс-дизайн, учебу в Royal College of Art, насильственную и добровольную коммуникацию, законы управления вниманием, магию и сказочные сюжеты, которые повсюду.

04:30 Программа Information Experience Design в Royal College of Art в Лондоне была основана доктором Кевином Уокером — известным деятелем в области цифровых технологий в музеях, а также поклонником темных искусств и магии. Половина курса состояла из людей, которые попали туда по конкурсу, потому что они невероятно классные, с великолепным портфолио, а вторая половина — это шелупонь вроде меня, которую Кевин насобирал по всему миру.

12:36 Самое главное в «Студии Лебедева» для меня было то, что это не компания, а университет. Когда я там работал, образования в этой сфере еще не было. Графических дизайнеров приходилось переучивать на веб-дизайн, а редакторов — на интерактивную веб-среду. Связи между людьми, которые там возникли, остались и потом. Выпускники студии теперь по всему миру. И достаточно сказать другому выпускнику, что ты из «Студии Лебедева» — тебе помогут.

15:16 Реклама — это насильственная коммуникация. Она всегда пытается тебя отвлечь от твоего занятия. Ты смотришь фильм — бац,  рекламная пауза. Ты едешь по улице — рекламный щит. Заходишь на сайт — баннеры. Рекламщик вкладывает душу, а потом человека выдергивают из того, что он делает, и он думает: «Ну что за говно такое, опять реклама!» Поэтому я ушел в экспириенс-дизайн, который построен на добровольной коммуникации.

19:14 В рекламе важно любить все проявления масскультуры, особенно русской — получать от нее истинное наслаждение. Тогда и продукт будет отличный, и карьера. А непризнанным гениям, которые любят все альтернативное, — лучше в рекламу не ходить.

20:36 Изнутри, когда ты делаешь рекламу, тебе кажется, что это что-то классное, ценное. Потом ты вылезаешь оттуда и видишь, что это был зеркальный пузырь, который свет наружу не выпускает.

20:50 Если посмотреть глубокие исследования эффективности медийной рекламы, можно прийти в ужас — на самом деле, мы не знаем, что работает. Люди — сложные существа. Человек посмотрел рекламу бренда, потом год об этом думал, потом купил продукт другого бренда, потому что та реклама его обидела. И отследить прохождение долгой коммуникации внутри человека очень сложно.

23:42 Основатель Avocado Toast Ден Астахов как-то шел по улице со своей тогдашней женой и придумывал название для будущей компании. Он перебирал слова: мультимедиа, аудио, видео, интерактив… что-то релевантное. На это ему жена говорит: «Нормально делай, нормально будет. А название на это вообще не влияет». В этот момент они проходили мимо кафе, на вывеске которого была надпись «Блюдо дня: авокадо-тост». Так появилось название.

Но когда ты направляешь свои усилия на какое-то дело — пазл начинает собираться. Как раз в то время шла огромная дискуссия, которую начал один австралийский миллиардер по поводу миллениалов: они никогда не смогут заработать себе на жизнь и накопить на пенсию, потому что не умеют откладывать и с утра им обязательно нужно съесть «авокадо-тост» за 20 долларов себестоимостью 5 долларов. Им нужны бесконечные экспириенсы. А наша компания как раз занимается созданием экспириенсов — так что название нам идеально подходит.

43:06 Когда тяжело, непонятно, что делать, со всех сторон наседают и невозможно так жить — есть очень простой инструмент. Достаточно задать себе один вопрос: «А как поступит наш герой в этой ситуации». Этот выход из себя и возможность посмотреть со стороны удивительным образом работают и помогают принимать решения.

46:23 Про культуру британского фидбэка могу рассказать одну историю. В RCA мы с моей албанской однокурсницей создали проект, посвященный тоталитаризму. Сделали твиттер-бота, напечатали 3D-скульптуру, что-то напрограммировали на «Питоне». В день открытия на выставку пришел ректор — очень британский мужчина. Мы ему рассказываем: вот пропаганда, фейк-ньюс, тоталитаризм, по разным хештегам происходит отбор… Он нас внимательно выслушал и говорит: «Fascinating». Мы оба в восторге! У людей из восточного блока любое доброе слово вызывает восторг. Но потом у меня закралось подозрение, и я решил уточнить у нашего тьютора, что такая реакция значит? И он мне объяснил: «”Fascinating” значит — вы, ребята, все очень здорово рассказываете, но я ни черта не понял».

52:25 Искусство — это просто естественная потребность человека перерабатывать свой внутренний опыт и передавать его другим, переносить на внешний носитель.

55:20 Мне кажется, в будущем будет примерно то же самое, только чуть лучше. Я не оптимист — просто тренд такой: уменьшение насилия и увеличение любви друг к другу. А то, что все считают, что мы живем в последние времена, — так это всю историю человечества люди так считали.

Поделиться