Создательница образовательных проектов, в прошлом – директор по стратегии и исследованиям в «Яндексе». Придумала журнал Edutainme и конференцию EdCrunch, была программным директором Московского международного салона образования, cоздала «Яндекс.Учебник» и программу развития учителей «Я учитель». Автор школьного учебника музыки.
О важном в образовательных проектах и учебниках, проблемах обучения в школе, заблуждениях просветителей, о музыке, культе работы и созидания.
04:48 Все дизайнеры образовательных продуктов для детей почему-то считают очень важным все буквы написать разными цветами. Даже у сильных и уважаемых дизайнеров что-то переключается, и они приносят эти разноцветные шрифты. Почему? Некоторые дети любят все черное. Детские продукты — это ювелирная работа, в которой важно в каждый момент очень хорошо понимать, чего ты от ребенка сейчас хочешь. А на практике чаще всего бывают перекосы — либо очень красиво, но ничего не понятно, либо наоборот.
11:37 Я совсем не умела рисовать — в жизни карандаш для рисования в руки не брала. Но на дне рождении у знакомых я встретила Виктора Меламеда. Он сказал: «Если ты не умеешь рисовать, это поправимо. Возьми блокнот, разрисуй его весь и приходи с ним на экзамен». Так я и сделала. И поступила на промдизайн в Британку.
14:23 Делать учебники для детей — это примерно как изобретать лекарства. Очень сложная штука, в которой очень много исследований, данных и подходов, которые все важно учесть. Создание учебников требует очень бережной работы с источниками.
16:42 Все говорят о том, как важно проводить исследование с пользователями. Но почему-то до сих пор люди, которые делают продукты для школ и вузов, не ходят в школы и делают продукты в вакууме.
24:18 Многим учителям не хватает самых базовых знаний и навыков из их профессии — про психологию детей, нейропсихологию, диагностику. Мы сделали курсы — собрали много кейсов про ежедневную рутину российских школ и про то, как там применять всякие прекрасные идеи от Выготского и Лурии до передовых современных практик образования. Когда я уходила из проекта в прошлом году, им пользовались 120 тысяч учителей.
28:21 Дети большую часть времени проводят в школе. Но с ними может не случиться важного опыта, озарений, волшебства. Они могут вообще не получить от этого удовольствия. А все интересное — в дополнительном образовании, после уроков. Мне кажется, это так неправильно! Мне от этого так больно, что я готова сколько угодно работать, чтобы эту проблему решить. 28:10 У меня совершенно нет мотивации починить российскую образовательную систему. Более того, мы стараемся не нанимать людей, которые, как в благотворительности, хотят спасти, исправить несправедливость, все переустроить. В образовательных проектах это очень нехорошая мотивация, потому что нужно быть внимательным к тому, что конкретно ты можешь сделать для других людей.
31:53 Для пользователей такси есть огромные команды, которые думают над тем, как бы сделать удобно и хорошо. Про школу мало кто так думает — хотя там тоже куча процессов, бумажной волокиты, всяких неудобств и глупостей. И все очень некрасиво. Мне кажется, классная мотивация — это когда ты хочешь сделать приятно и удобно людям, которым этого очень не хватает. И они на это откликаются.
36:58 У меня типичный случай «свой среди чужих, чужой среди своих». В Молдавии я была «русскоязычным населением», когда приехала в Москву — стала гастарбайтером. Помню, как нужно было приходить в пять утра куда-то на окраину Москвы. На улице –30°C, ты стоишь в очереди, чтобы подать какую-то бумажку, а окно открывается в 11:00 на полчаса.
46:18 В любом образовательном процессе первым делом важно решить, что ты хочешь получить в конце. На этом вопросе все заваливаются, потому что он очень сложный. Ты учишь человека четыре года, чтобы в конце что произошло? Тут начинаются какие-то пространные разговоры про компетенции, soft и hard skills… Но только когда люди конкретно отвечают на этот вопрос, все остальное становится ясно. И понятно, как измерять результат. А методика, как попасть в нужную точку, — это уже бесконечный эксперимент.
01:12:28 Меня смущает новая этика. Очень многие люди тратят огромное количество ресурсов на рассмотрение под лупой того, что у них происходит внутри. При чем обычно это люди не угнетенные, а те, кто живет в достаточно благополучном мире. Мне не хватает культа труда и созидания. В восточных странах — Корее, Японии — человек видит себя частью общества и что-то в него привносит. И в культурах, которые нам не очень понятны и приятны, — например, в мусульманской — такая взаимопомощь очень развита. Может быть, там содержатся идеи для спасения человечества — когда мы сможем друг другу помогать и не быть настолько сконцентрированными на себе.