Александра Королькова — арт-директор Paratype, шрифтовой и книжный дизайнер, лауреат премии имени Шарля Пеньо, автор статей и книги «Живая типографика», ведущий дизайнер шрифтов PT Sans, PT Serif, Circe, Golos RF и других.
Об обязательных качествах шрифтового дизайнера, русском максимализме, иероглифах, хинди и преимуществах кириллицы.
02:20 В марте 2009 года на каком-то мероприятии ко мне подошел основатель Paratype Владимир Венедиктович Ефимов и сказал: «Знаете, Саша, есть такой проект, который важен для нашей страны. Нужно сделать первый бесплатный шрифт с качественной кириллицей, который будет поддерживать все основные языки народов России». Это было то, о чем можно было только мечтать. Так я попала в Paratype.
11:50 Я горжусь историей с PT Sans, PT Serif, PT Mono. Какое-то время PT Sans входил в десятку самых популярных в мире шрифтов на Google. Когда я приезжаю в какой-нибудь город России, обязательно нахожу где-нибудь на заборе объявление вроде «Продам гараж», набранное этим шрифтом. И я очень радуюсь, когда встречаю его в такой народной, пускай не очень грамотной, типографике. Это значит, что люди сделали усилие и выбрали не тот шрифт, который стоял по умолчанию.
12:51 Выбирая тему дипломной работы, я решила потратить полтора года жизни на что-то, что имеет смысл. Не хотелось делать какую-то штуку, о которой забуду, как только закончу институт. Я решила написать учебник. Так получилась «Живая типографика».
16:03 В 2014–2015 годах я делала здоровенную историю под названием «Архив “Мурзилки”». Я изучала весь архив с 1924 года, выбирала то, что мне казалось интересным для сегодняшних читателей, перекомпоновывала и делала дизайн. Для каждого из пяти томов понадобилось штук по 30 шрифтов, с помощью которых я старалась воспроизвести дух советской типографики.
18:58 В большом проекте для «Сбера» мы начинали с текстовых начертаний под экран. Они появились в «СберБанке Онлайн» за три месяца до официальной презентации, и никто их не заметил. Для текстового шрифта — это успех.
23:00 В России шрифтовые дизайнеры обречены на то, чтобы рассказывать о шрифтах — это важная часть нашей работы. Дизайнеры, которые не прошли шрифтовую школу, часто не знают вещей, которые мне и моим однокурсникам кажутся очевидными. Поэтому, чем больше будет доступной информации, тем лучше.
23:10 Незыблемых правил в шрифтовом дизайне нет. Но если придерживаться определенных принципов, с вероятностью 80% ты получишь нормальный результат. При несоблюдении этих принципов есть вероятность 5%, что ты получишь гениальный результат. Но в 95% случаев получишь фигню. Есть повседневная работа со шрифтом, в которой стоит соблюдать правила, а есть работа где-то впереди и за рамками — там про правила можно не думать.
26:46 Если сделать любую гадость со шрифтом — это никому не повредит. Максимум кто-то утомит глаза. Мы, дизайнеры, не создаем ничего такого, что может радикально помочь или сделать плохо другому человеку. Если вас волнует вопрос глобального благополучия — нужно идти в политику, медицину, транспорт. А дизайнер делает немного приятнее, чуть-чуть комфортнее, может быть капельку заставляет задуматься. Но даже по чуть-чуть влиять на визуальную среду важно. За последние 15 лет в нашей стране с точки зрения шрифтового дизайна все изменилось к лучшему, и мне приятно думать, что в этом есть и моя доля процента.
23:24 Есть одна обязательная черта характера, без которой ты не станешь шрифтовым дизайнером, — усидчивость. Любой кириллический шрифт — минимум 200 знаков. Шрифтовым дизайнером человек становится, пожалуй, после пятого шрифта. Если одолел этот рубеж — это многое говорит о твоем терпении и усидчивости.
43:00 От шрифтового дизайнера требуются усидчивость, очень хорошая память, логическое мышление и специфически работающее воображение. Все эти черты не всегда оставляют место для soft skills. Про себя я знаю, что у меня с навыками милого доброжелательного общения все плохо. Но я учусь и маскируюсь.
45:20 Те, кто ругает кириллицу, просто не умеют ее «готовить». Проблема еще в том, что русский человек чаще всего воспринимает латиницу из Pinterest, где красивые логотипы и надписи. А кириллицу он воспринимает из страшных вывесок на соседнем магазине. Открывая свой компьютер, человек загружает стандартные шрифты и видит там симпатичную латиницу и не симпатичную кириллицу. Исключение составляют лишь Georgia и Verdana, которые создавал гениальный дизайнер Мэтью Картер, который сначала посоветовался с Максимом Георгиевичем Жуковым. Но если капнуть глубже, оказывается, что с кириллическими шрифтами все на самом деле очень хорошо.
54:23 Берем среднего графического дизайнера, просим его написать русский алфавит строчными буквами — теми, что он ежедневно видит на экране телефона, компьютера и в книгах. Человек напишет дикую смесь из прописных и рукописных конструкций. Потому что этому не учат. Последний раз он внимательно смотрел на форму букв, когда учился читать. Нешрифтовые дизайнеры не знают, как выглядят буквы. Так что если хотите, чтобы кириллица была красивой, — нужны внимание и работа над собой.