Содержание
- Как появился Human-centered design
- Принципы HCD
- Отличие HCD от дизайн-мышления и инклюзивного дизайна
- Этапы HCD
- Где будет полезен метод
Human-centered design (HCD) дословно переводится как «человекоцентричный дизайн» или «дизайн, ориентированный на человека». Это метод создания продуктов, который ставит в центр реальных людей и их потребности. Его цель — быть эмпатичным и учитывать желания, болевые точки и предпочтения пользователей на каждом этапе разработки. Это, в свою очередь, помогает создавать более доступные продукты и увеличивает прибыль от них.
Как появился Human-centered design
Дизайн, ориентированный на человека, возник на стыке нескольких областей — инженерии, психологии, антропологии и искусства. Как подход к решению проблем в технических и бизнес-областях он начался с программы дизайна Стэнфордского университета в 1958 году. Тогда профессор Джон Э. Арнольд впервые выдвинул идею о том, что инженерный дизайн должен быть ориентирован на человека. Эта работа совпала с расцветом креативных техник и последующим зарождением методов дизайна в 1960-х годах.
Далее в 1986 году ученый-когнитивист, а в будущем основатель Nielsen Norman Group и вице-президент Apple, Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей» объяснил, почему на первом месте должны быть потребности пользователя, и лишь потом эстетическая сторона продукта.
Постепенно эту методологию расширяли и дорабатывали. В 1991 году Дэвид Келли вместе с Майком Наттоллом и Биллом Могриджем основал дизайн-консалтинговую студию IDEO, где была популяризирована идея человекоцентричности в дизайне.
Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Практика на реальных задачах и кейсах компаний. После окончания курса сможете зарабатывать от 70 000 рублей на позиции Junior.
Принципы HCD
Дон Норман сформулировал три основных принципа человекоориентированного дизайна.
Внимание на людях
Какой бы продукт вы ни разрабатывали, всегда думайте о людях, которые будут им пользоваться. Будь это сайт, платформа, приложение или физический предмет — продукт должен стать инструментом, с помощью которого люди смогут достичь своих целей и решить проблемы.
Начинайте разработку любого продукта с двух главных вопросов: «Для кого мы это делаем?» и «В каких обстоятельствах люди будут пользоваться этим продуктом?» У реальных людей, в отличие от абстрактных пользователей, могут быть разные возможности — физические или психологические. Учитывая это, вы сможете создавать не только востребованные, но и доступные продукты.
Простой пример: если вы создаете приложение вроде трекера для бега, важно учитывать, что на улице людей может слепить солнце, поэтому светлые кнопки не будет видно, а слишком маленькие элементы интерфейса заставят бегунов останавливаться и сбивать ритм.
В определении потребностей пользователей может помочь фреймворк JTBD (Работа, которую нужно выполнить). Он строится по схеме: «Когда…, я хочу…, так что я могу…»
Определение правильной проблемы
Не спешите закрывать все боли пользователя — определите главную и сосредоточьтесь на ней. Дон Норман выделяет два типа проблем: фундаментальные и симптоматические. В первую очередь необходимо решить фундаментальную проблему, потому что так вы уберете причину других проблем и сэкономите силы и время на разработку нужного решения.
Воспринимайте все как систему
Фокусироваться только на одной части взаимодействия пользователя с продуктом не равно улучшить пользовательский опыт в целом. Всегда помните об общей картине пути пользователя и о том результате, который он хочет получить.
Важно распространять этот опыт не только на внешние, но и на внутренние системы. Предположим, что у банковского приложения понятный и удобный пользовательский интерфейс, а у службы поддержки неудобный и сложный. При обращении клиентов в службу поддержки они будут сталкиваться с долгим решением запроса, потому что сотрудникам службы поддержки приходится тратить много времени на работу с неудобным интерфейсом. Таким образом, даже при отличном интерфейсе общий пользовательский опыт будет сильно испорчен.
Отличие HCD от дизайн-мышления и инклюзивного дизайна
Человекоориентированный дизайн во многом перекликается с дизайн-мышлением. Даже возникновение HCD совпало по времени с развитием концепции дизайн-мышления. Нередко эти понятия объединяют в одно, но все же идеологи HCD ставят их на разные уровни. Корректнее будет считать их близкими понятиями, но не объединять. Дизайн-мышление делает акцент на построении более умной разработки продукта, на прикладных методах и моделях. HCD же в центр ставит реальную пользу для человека и изменение его жизни к лучшему. Во многом поэтому человекоориентированный дизайн часто ассоциируют еще и с инклюзивным дизайном.
Однако и тут будет преувеличением ставить равенство между этими понятиями. Инклюзивный дизайн — это набор правил, применение которых необходимо для обеспечения доступности для определенных групп пользователей. Методы инклюзивного дизайна обширны. HCD же не всегда учитывает инклюзивность и отличается от инклюзивного дизайна на уровне внедрения.
Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Сможете зарабатывать от 90 000 ₽ на уровне Junior и быстро вырасти до Middle-дизайнера с доходом от 160 000 ₽.
Этапы HCD
HCD — это не только популярный метод, но и стандартизированный под кодовым номером ISO 9241-210:2019(Е). ISO — это международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Стандарт описывает использование HCD для создания «компьютеризированных интерактивных систем», то есть сайтов, мобильных приложений и других интерфейсов.
Согласно ISO, процесс HCD состоит из пяти этапов.
- Планирование процесса. Выбор команды и действий для каждого этапа. Например, сбор продакт-менеджерами основной информации о продукте.
- Определение условий использования. Сбор информации о целях, задачах, ограничениях и контексте работы пользователей. Здесь будут полезны интервью, дневниковые исследования, карточная сортировка, опросы.
- Определение требований пользователей. Формулировка пользовательских требований к продукту на основе полученных данных.
- Разработка проектных решений. Создание прототипов.
- Оценка. Юзабилити-тестирование прототипов на реальных людях. Если в ходе тестирования обнаруживаются проблемы, необходимо взять макет на доработку.
Где будет полезен метод
HCD помогает создавать продукт для реальных людей и их проблем, а значит, успешнее закрывать потребности пользователей. При правильной организации HCD позволит сократить бюджет и сроки разработки продукта, потому что вся команда изначально видит полный список запросов, а обратная связь на ранних этапах проекта дает возможность быстро доработать прототипы.