Команда «Т-Банка» уже отвечала нам на актуальные вопросы о найме дизайнеров, которые помогут сориентироваться, что ждет от кандидата HR и команда. В этом интервью мы исследуем нетипичный путь в крупную компанию.

Александр Володкович рассказал, как заинтересовать компанию кейсом на Behance, помогут ли в поиске работы дизайн-конкурсы, какой путь развития лучше выбирать начинающему дизайнеру и как попасть в компанию мечты со второй попытки.

Чем ты занимался до дизайна и почему решил пойти в эту сферу?

Я работал мерчандайзером в компании Henkel, занимаясь выкладкой бытовой химии в розничных магазинах, но меня всегда привлекала творческая деятельность: я увлекался граффити, ездил на различные фестивали и занимался оформлением магазинов.

В 2015 году я узнал о фрилансе и загорелся идеей работать удаленно, купил свой первый рабочий ноутбук в кредит и начал изучать Adobe Photoshop и Illustrator с помощью видеоуроков на YouTube. Через месяц заработал свои первые деньги, занимаясь дизайном визиток.

Сначала попробовал себя в фирменном стиле, визитках, различной печатной продукции, но понял, что это не мое. И решил попробовать заниматься сайтами. Проходил онлайн-обучение, смотрел уроки на YouTube и прокачивал свои знания, посещая различные митапы и конференции.

Ты долгое время работал как фрилансер, а потом сделал пару концептов, победил в дизайн-конкурсах и начал искать работу в крупных компаниях. Почему ты решил сосредоточиться на таком пути поиска работы?

Занимаясь дизайном сайтов и SaaS-приложений, я в какой-то момент понял, что мое развитие как дизайнера идет слишком медленно. Да, были постоянные заказчики, но с тех пор, как я зашел на фриланс, практически такой же набор знаний у меня и остался. Годы идут, а развития нет.

Тогда я решил изменить вектор развития и перейти в дизайн мобильных приложений. У меня уже был небольшой опыт в этой области, но хотелось структурировать знания и закрыть в них пробелы. Поэтому я записался на онлайн-курсы по дизайну мобильных приложений.

Раньше я никогда не смотрел в сторону крупных компаний. Было ощущение, что там работают сверхлюди недосягаемого уровня. Но во время курса я понял, что работа в крупных компаниях — вполне достижимая цель.

Этот период был моим первым опытом в создании резюме и прохождении собеседований. Я искал возможности для профессионального роста и старался использовать каждый шанс.

Расскажи подробнее о концепте, который получил много наград. Как появилась идея?

Я захотел создать концепт единого приложения, которое охватывало бы все потребности жильцов: общение между собой, взаимодействие с управляющей компанией, информирование и многое другое. Мне понравилась эта тема, так как я хорошо понимал проблемы жильцов.

Поскольку в большинстве квартир сейчас есть техника с элементами умного дома, я хотел интегрировать эти устройства в концепт. Но, учитывая разнообразие устройств и производителей, задался вопросом совместимости. Я долго изучал форумы и исследовал возможность добавления драйверов. В итоге пришел к выводу, что это возможно. Можно создать список топ-устройств по результатам опроса жильцов, а новые устройства добавлять по коллективному запросу.

Почему ты решил участвовать в дизайн-конкурсах? Какие в этом перспективы для дизайнера?

Желание участвовать в конкурсах возникло от обратного. Я попробовал себя в роли жюри на международных дизайн-конкурсах, и это вдохновило меня. Захотелось подать и свою работу на всеобщее обозрение и оценку.

Быть в жюри конкурса — это, по сути, волонтерство. Если ты обладаешь достаточным опытом, то тебя могут рассмотреть. Для этого нужно заполнить заявку на сайте награды.

В 2023 году я участвовал в разных международных конкурсах: Muse Award, Vega Award, Indigo Design Award, American Digital Design Awards, C-IDEA Design Award, Best Design Award и Online Design Awards.

Насколько участие в конкурсах помогает дизайнеру?

Если конкурсы бесплатные, то почему нет? Если платные, то не всегда это лучшая инвестиция, но участие дает возможность развить личный бренд. Не думаю, что награда как таковая окажет сильное влияние на рекрутера при поиске работы, но при прочих равных с другим кандидатом может сыграть на руку, выделить кандидата или как минимум помочь запомниться.

А вот если стартап хочет выделиться, то награда поможет с публикацией в СМИ. Победа или номинация привлечет внимание к вашему проекту. Для инвесторов это будет плюсик.

За какими конкурсами советуешь следить и какие проекты готовить?

Один из самых престижных и известных конкурсов в области веб-дизайна — это Awwwards. Здесь можно найти множество крутых и вдохновляющих проектов с ярким визуалом и впечатляющими анимациями.

Условия у конкурсов разные, и если для участия в конкурсе принимаются только реализованные проекты, то при заполнении заявки необходимо обязательно указать ссылку на действующий проект. Чтобы понять, какой проект точно подходит, нужно ознакомиться с правилами подачи заявок на конкурс. Если информации о требованиях к проекту нет, можно обратиться к организаторам по электронной почте.

К проекту надо подготовить 5–10 картинок, презентующих работу на английском. Я еще специально подготовил видео. Как член жюри могу сказать, что больше оценивают визуал, конечно. Но можно посмотреть список критериев.

В итоге через Behance на тебя вышли представители «Лаборатории Касперского»! А ведь существует миф, что дизайнеру нет большого смысла собирать там красивые кейсы и лучше сосредоточиться на портфолио. Как у тебя это получилось?

Разместив проект на Behance, я увидел, что он попал в рекомендательную выдачу и привлек внимание. На него стали сыпаться просмотры, лайки и комменты. А в личку начали поступать предложения о создании подобных приложений.

В тот момент я еще не успел разместить свое резюме и не начинал искать работу, как мне в Telegram написала рекрутер из «Лаборатории Касперского» и предложила пройти собеседование на должность продуктового дизайнера.

Позже я узнал, что их дизайн-лид часто просматривает Behance в поисках кандидатов для собеседований.

Мне кажется, что мой кейс привлек внимание благодаря видео, демонстрирующему работу прототипов приложения в реалистичной обстановке. Уже во время интервью большинство задавало уточняющие вопросы, а я рассказывал про кейс: как мыслил, почему пришла такая идея, как ее можно было бы монетизировать, кому она была бы полезна в плане инвестиций и так далее.

Также при отклике я всегда добавлял небольшой файл в Figma, где были не только кейсы, но и тестовые задания, которые я выполнял для других компаний, потому что только по Behance сложно сделать выводы.

С «Лабораторией Касперского» не сложилось, как ты действовал дальше?

Да, собеседование с «Лабораторией Касперского» прошло весело. Не работало все, что могло: камера, микрофон и шаринг экрана. Причиной отказа стало отсутствие релевантного инхаус-опыта, но я получил ценный опыт от прохождения этого интервью.

Я продолжал откликаться, и в какой-то момент ко мне постучалась HR из «Подели». Это сервис, который позволяет покупателям оплачивать товары и услуги по частям без комиссии, что кардинально отличает его от традиционного кредита или рассрочки. Вначале меня не заинтересовал проект, но HR была настойчива и предлагала встречу. В итоге было два этапа: техническое собеседование и тестовое задание. После тестового — еще одна встреча, на которой нужно было рассказать о его выполнении. Но этот этап решили пропустить и мне сразу дали офер.

А потом случился «Т-Банк», где ты сейчас и работаешь. Чем ты занимаешься?

Я отвечаю за продуктовый дизайн кешбэк-раздела. Уверен, что многие из вас знакомы с одним из экранов, над которым я сейчас работаю, — выбор повышенного кешбэка на месяц.


Интересно, что в «Т-Банк» я попал только со второй попытки, ведь я пытался попасть туда еще до офера в «Подели». И это был для меня важный профессиональный опыт.

Мне дали тестовое задание — разработать интерфейс для операторов кол-центра. Я серьезно подошел к задаче и посвятил ей почти неделю. Но в тот раз мне отказали.

Этот отказ стал для меня действительно ценным, так как я получил развернутую обратную связь, в которой указали как сильные, так и слабые стороны моей работы. По моему опыту, далеко не все компании уделяют внимание обратной связи, и часто после выполнения тестового задания не понимаешь, что именно было не так. А я получил рекомендации, которые фокусно указали, что можно было усилить. Письмо завершалось словами: «Будем рады встретиться через годик, удачи!» Эти слова особенно запомнились мне и стали стимулом для дальнейшего развития.

В течение года, работая в «Подели», я активно развивал навыки, приобрел опыт в финтехе и продуктовой команде в целом. В один из дней я наткнулся на пост о вакансии продуктового дизайнера в «Т-Банк» на LinkedIn. Решив попробовать снова, я чувствовал, что теперь лучше подготовлен. Ко второму собеседованию я подошел уверенным и с новыми силами. На этот раз все сложилось удачно, и я с радостью присоединился к команде.

Оглядываясь назад, как бы ты сравнил опыт на фрилансе и в компании?

Я бы не советовал идти на фриланс, если у вас пока мало опыта, потому что развитие будет очень долгим. На фриланс лучше приходить, когда вы уже поработали в компании и набрались опыта, понимаете, как должны выглядеть процессы, и можете их сами организовать.

Мой опыт показывает, что на фрилансе можно зарабатывать деньги, причем даже соизмеримые с деньгами компании, а может быть, даже и больше. Но вот как профессионалу расти сложно.

Необходимо перенимать опыт, а потом делиться им. В компаниях все-таки быстрый рост и большое количество опыта получается за маленькое количество времени. По крайней мере, у меня в компании интересные и достаточно сложные задачи.

Если удалось попасть в компанию даже стажером, то за год-два можно достичь уровня, который на фрилансе, к примеру, у меня занял лет пять.

Какие советы ты можешь дать дизайнерам, у которых нет коммерческого опыта, но которым хочется попасть в классный продукт?

После перехода в продукт я и сам занимался менторством, поэтому другие дизайнеры спрашивали меня, как себя оценить. Я всегда объяснял, что в каждой компании градация сильно отличается. Конечно, есть градация по опыту работы, но это все равно условно. На каждом собеседовании под каждого человека подбирается грейд.

Поэтому я считаю, что идеального кандидата не существует, у всех есть свои плюсы и минусы. Если у вас нет коммерческого опыта, можно закрыть этот пробел хорошими теоретическими знаниями и учебными проектами с аккуратным UI, которые будут демонстрировать понимание процесса работы продуктового дизайнера.





Поделиться