Многие дизайнеры начинают свой путь с фриланса и небольших студий, чтобы набраться опыта и собрать портфолио. Зачастую команда продуктового дизайна состоит из одного дизайнера или, если повезет, еще нескольких человек. Все делается очень быстро: решения, дизайн, разработка. В камерной атмосфере, где все друг друга знают, можно обойтись без лишних согласований и сразу обсудить с коллегами возникающие вопросы.
Но рано или поздно, после десятков или сотен откликов, наступает первый день в корпорации. Гордость и предчувствие новых свершений смешиваются с синдромом самозванца — чувствуешь себя пятиклассником, которого послали за журналом в 10 «Б». Все вокруг — опытные специалисты, перед которыми не хочется ударить в грязь лицом.
Как быть? Мы узнали у Светы Бренер, тимлида дизайн-системы Nectar в «Билайне» и преподавательницы курса «Дизайн-системы». Света прошла путь от младшего дизайнера в маленькой веб-студии до руководителя командой дизайнеров и разработчиков дизайн-системы для веба и мобильных платформ в корпорации.
Не бывает глупых вопросов
Я повторяю это разным людям с завидной регулярностью. То, что кажется очевидным для опытных дизайнеров, может оказаться вовсе не таким и даже поставить в ступор вашего тимлида. А если вы вместе разберетесь, то будут в плюсе все: теперь и вы это знаете, и ваш тимлид.
— Извини за глупый вопрос, а почему в документации так написано? Мне казалось, надо по-другому…
— Действительно странно, сейчас подумаем, как лучше сделать.
А может, ответ на вопрос действительно совсем простой. Если так, то знающему человеку не составит труда объяснить, даже если на его лице написано «ну это же очевидно». Может быть. Зато теперь — это очевидно для обоих.
— Извини за глупый вопрос, а почему в документации так написано? Мне казалось, надо по-другому…
— Смотри, это довольно распространенный паттерн, вот примеры.
В общем, не знаете — спрашивайте. А знаете — тоже спрашивайте, ведь зачастую интересно послушать чужое мнение или поменять свое.
Научитесь проектировать удобные интерфейсы и через 5 месяцев сможете брать первые проекты. Почувствуете себя частью сообщества, найдете партнеров и получите поддержку — профессиональную и личную.
Не цепляйтесь за одного человека
Будь это ваш руководитель или дизайнер из команды, не прячьтесь все время за его спиной. Скорее всего, человек, которому хочется адресовать все свои вопросы и проблемы, — ваш дизайн-директор или ментор. Тот, кто в начале пути знакомит с компанией и работой. С ним спокойнее, комфортнее, ему подсознательно доверяешь и знаешь, что он тебя выручит. Но вечно быть под его опекой не получится: нужно стать самостоятельной единицей и заявить о себе.
Не надо выходить из зоны комфорта, ее нужно расширять.
В процессе вы постепенно начнете узнавать, кто за что отвечает, у кого что можно узнать, с кем что согласовать и так далее. Скорее всего, эти контакты даст вам тот самый первый ментор, так что смело начинайте общаться с ними.
— Привет! Я новый дизайнер на этом продукте. Мне сказали, что ты отвечаешь за дизайн-систему. Есть вот такой вопрос по кнопке, сможешь помочь?
— Привет! Да, это ко мне, сейчас объясню.
Делайте сразу хорошо
Все вокруг вас — пользователи. Разработчики — пользователи, оунеры — пользователи, конечные пользователи — тоже пользователи. Поэтому никаких лорем ипсумов!
Многие привыкают на фрилансе заполнять текст рыбой — пожалуйста, не надо. Как вы преподнесете что-то, так это и будет воспринято. Не заставляйте менеджера или аналитика отвлекаться на рыбный текст. Сделайте так, чтобы они могли сразу воспринимать ваш макет как реальный экран. Даже если наполнение еще не продумано, предложите сами. Мои тексты часто так и попадали в прод и даже получали похвалу от редакторов — это вообще невероятно приятно.
— Я вижу, что текст для этих экранов еще не готов, поэтому предлагаю свой вариант. Потом можем поправить его вместе с редактором.
— Спасибо, так и правда понятнее!
Ну и, конечно, не забывайте о порядке в макетах. От начала и до конца. Не надо оставлять неаккуратно накиданный макет, сделанный в погоне за мимолетной идеей в таком виде. Сначала все причешите, а затем показывайте.
Порадуйте разработчиков корректно собранным макетом. Например, проверьте правильность отступов и все автолейауты, чтобы макет правильно адаптировался. Корректно все сгруппируйте и переименуйте в слоях. И не забудьте проверить, чтобы использовались актуальные компоненты и правильные токены: цвета, шрифты и так далее.
А порадовать менеджеров, аналитиков, других дизайнеров и даже разработчиков можно еще одним способом. Наведите порядок в файле: сгруппируйте макеты по сценариям, подпишите их, нарисуйте стрелочки переходов на следующие макеты (аналитики просто обожают стрелочки!). Соберите в одном месте всю дополнительную информацию: ссылку на задачу, ваше имя и контакт, описание задачи и, может быть, даже историю изменений (чейнджлог).
Все они тоже люди
Как мне было страшно приходить на первые созвоны и защищать свои решения! А как же было страшно выступать на демо даже внутри команды. Я уже не говорю о том, чтобы спорить с заказчиком, ведь это он заказчик и он хочет так.
Но не надо бояться директора или оунера, заказчика или вице-президента только потому, что их позиция выше. Вам не просто так платят деньги, и вы не просто рабочие руки. Вам платят за то, что вы специалист. Даже если вы стажер! Если вы попали в компанию, это значит, что в вас что-то разглядели или у вас есть возможность дать коллегам разглядеть.
— Ты знаешь, я не совсем согласен с тем, что это надо делать так. Я провел исследование, и оно показало…
— Окей, давай попробуем еще покрутить.
Не думайте о том, что все на позицию выше вас. Вы просто люди с разными или похожими взглядами, с разными талантами, с разными способностями, с разным опытом. Но важно то, что вы дизайнер, а дизайнер должен хорошо понимать других людей, их мотивацию, причины, цели и видение. Тогда со временем у вас получится скорректировать свою работу, выступление и подачу под нужные аудитории.
Никто, кроме вас
Я говорила это уже несколько раз и повторю еще — заявляйте о себе! Никто не видит, что пришел новый дизайнер в компанию? Так расскажите о себе. Никто не видит, чем вы занимаетесь, — заведите блог. Никто не видит, что у вас есть блог, — поделитесь им со всеми знакомыми. Никто не видит ваших крутых работ — выложите, соберите демо, презентацию. Никто не видит, что вам есть, что рассказать, — предлагайте идеи, ищите знакомства и рассказывайте. Старайтесь быть активным при любой возможности!
Большая компания — это не страшно. Вы не заметите, как освоитесь, а потом вдруг придет неуверенный джун с горящими глазами и вы увидите в нем прошлого себя.