Содержание
- Что такое UX-исследование
- Виды UX-исследований
- Методы UX-исследований
- Этапы разработки продукта и выбор метода
- Примеры UX-исследований
- Чек-лист для подготовки к исследованию
Что такое UX-исследование
UX расшифровывается как user experience и переводится как «пользовательский опыт». UX-исследование — это изучение опыта и поведения пользователей. Сбор и анализ данных позволяют получить более реалистичную картину того, как люди на самом деле используют сервисы и какие проблемы решают с помощью приложений. В результате дизайнеры принимают продуктовые решения о внедрении новых функций, изменении сценария или запуске проекта.
Этап исследований помогает всем: бизнес не тратит ресурсы на разработку ненужных функций, а пользователь быстрее получает то, что ему нужно.
Чтобы погрузиться в задачу, дизайнеру необходимо хорошо изучить целевую аудиторию продукта, провести интервью с пользователями, изучить конкурентов и проанализировать, что уже есть в текущем продукте.
На этом этапе UX/UI-дизайнеру необходимо разобраться, какие задачи и проблемы пользователей он может решить и каким путем. Он также много общается с заказчиком, чтобы донести до него ценность того или иного решения.
Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Практика на реальных задачах и кейсах компаний и помощь в трудоустройстве.
Виды UX-исследований
Виды исследования различаются в зависимости от стадии разработки. Выделяют два вида исследований: количественные и качественные. Они позволяют ответить на разные группы вопросов.
Качественные исследования
Отвечают на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как именно?» и помогают понять поведение пользователей, их мотивы, причины проблем интерфейса и то, почему пользователи покидают страницы веб-сайта или не используют конкретную кнопку.
Количественные исследования
Отвечают на вопросы «Как много?», «Как часто?», «Как долго?» и помогают определить измеряемые показатели: сколько пользователей приобрели подписку, а сколько покинули страницу, ничего не купив.
Чаще всего подобные метрики позволяют определить наличие проблемы и ее локализацию, но не причины.
Методы UX-исследований
У каждого типа исследований есть группа методов, позволяющих задать правильные вопросы и получить на них ответы. Выбор метода зависит от задачи, этапа и доступных ресурсов проекта. Методов и их комбинаций достаточно много, но есть те, что пользуются большей популярностью.
Интервью
Провести качественное интервью сложно, ведь реальное поведение пользователей и их ответы на вопросы часто не сходятся. Для этого необходимы правильные открытые вопросы, на которые респондент может дать развернутый ответ, а не просто согласиться или опровергнуть утверждение исследователя.
Фокус-группа
Процесс похож на интервью, но проходит внутри группы из 5–10 человек, которая отвечает на вопросы модератора или выполняет небольшие задания. В процессе могут возникать обсуждения или споры, которые позволят получить дополнительную информацию об общем впечатлении или о конкурентах.
Карточная сортировка
Этот способ позволяет выстроить архитектуру сайта благодаря пониманию мышления пользователя. Во время проведения исследования респонденты сортируют по группам виртуальные или реальные карточки и затем дают названия получившимся группам. Этот метод позволяет построить удобную структуру по приоритетам для сложных каталогов или киноподборок.
Обратная связь
Пользователь самостоятельно оставляет отзыв, комментарий или пожелание. Для этого исследователи создают форму для обратной связи с общим вопросом и полем ввода. Такая форма должна быть показана пользователю вскоре после использования продукта.
Опрос
Самый распространенный метод анализа. Благодаря опросам можно получить данные сразу от большой группы пользователей. Также опросы выступают самым бюджетным способом исследования. Широко распространены онлайн-опросы.
Огромным плюсом метода является то, что в достаточно короткие сроки можно получить большое количество мнений потребителей.
Юзабилити-тестирование
После появления первых прототипов важно протестировать их на будущих пользователях с помощью юзабилити-тестирования, чтобы проверить user flow и выявить проблемные места. Исследователь может увидеть реальный путь пользователя, а не опираться на собственные представления о логике работы с интерфейсом. Чаще всего у респондента есть определенное задание от исследователя: оформление заказа или поиск нужной функции.
А/В-тестирование
После запуска следить за показателями можно через А/В-тесты. Принцип работы этого тестирования заключается в том, что пользователей делят на две группы, одной из групп представляют старую версию сайта или приложения, а другой — новую с внесенными изменениями. Показатель — разница поведенческих метрик между одной и другой группой.
Анализ метрик
Для получения метрик используют аналитические инструменты, автоматически собирающие данные, такие как Google Analytics и «Яндекс Метрика». В них представлены данные о том, какие страницы посещал пользователь, сколько раз, сколько провел там времени, а также тепловые карты кликов по странице.
Курс «UX-исследования»
Поймете, как создавать продукты, исходя из потребностей клиентов. Научитесь проверять гипотезы, выявлять ошибки и принимать эффективные решения. Будете проводить исследования на уже существующих сайтах и в приложениях.
Этапы разработки продукта и выбор метода
Выбор подходящего метода исследования помогает получить наиболее важные вводные для работы на конкретном этапе разработки.
Первый этап: концепция
Перед началом работы команда определяет идею будущего продукта: какую пользу и выгоду он будет приносить и для кого. Вырисовывается стратегия развития проекта на основе анализа конкурентов и незакрытых потребностей пользователей.
На данном этапе используют и качественный, и количественный методы исследования, чтобы получить как можно больше оснований для формирования идей.
Второй этап: реализация рабочей версии продукта
Создается MVP — рабочий прототип, который позволяет тестировать гипотезы на живом продукте.
На этом этапе больше пользы приносят качественные исследования — выявляются проблемы в дизайне и работе интерфейса, что помогает избежать серьезного провала. Помогает понять, стоит ли дальнейшая разработка траты ресурсов, или продукт оказался невостребованным.
Третий этап: поддержка существующего продукта
Потребитель получил программу в пользование и уже достаточно хорошо ее знает.
На этой стадии количественные исследования помогают получить данные о точках роста: проанализировать востребованность новых функций в сравнении с конкурирующими проектами или с предыдущей версией программы. Даже успешный продукт может устареть и стать невостребованным, если вовремя не трансформируется под новые обстоятельства.
Примеры UX-исследований
Все учебники о UX-дизайне так или иначе построены на выводах, сформулированных за счет большой статистики. Сложившимся правилом стало делать форму обратной связи простой и короткой, потому что большинство пользователей предпочтут покинуть сайт, если увидят длинную сложную анкету.
Так же и новые сервисы подвергаются тестированию: городские самокаты от «Яндекса» на определенных территориях снижают скорость, что повысило критерий безопасности и улучшило отношение горожан к сервису.
Пример A/B-тестирования. На сайте нет регистраций. Если предположить, что стандартная анкета нового пользователя слишком длинная, вы можете протестировать регистрацию по номеру телефона без дополнительных данных. Если количество регистраций в этой части аудитории увеличится, то короткую анкету можно реализовать для всех пользователей. Примеры A/B-тестов платформы UX-исследований VWO.
Наши курсы — также продукт, который мы постоянно тестируем и улучшаем. Так, в 2023 году на курсе «UX/UI-дизайнер Plus» мы обновили программу на основе исследований рынка и интервью с работодателями. Дополнили новыми блоками лекций и адаптировали ее так, чтобы те знания, которые получают студенты, пригодились на работе в ІТ-компаниях. А после пятого модуля организовали практику на реальных задачах от наших партнеров — Авито, «Самолета», «Райффайзенбанка», Okko и других.
Вебинар «Удобство продуктов: как UX помогает делать востребованные сервисы»
Узнаете о важности эмпатии, о проверке гипотез и о том, как учитывать потребности и особенности восприятия пользователей при создании цифрового продукта.
Чек-лист для подготовки к исследованию
- Определение цели. Что мы хотим узнать в ходе пользовательского исследования, какую проблему решить? Выдвигаются гипотезы на проверку.
- Формулировка задачи. Создается список вопросов, которые помогут достичь поставленной цели, фиксируется техническое задание по исследованию.
- Выбор метода. Он зависит от этапа, на котором находится проект, от свободных ресурсов и важности вопроса.
- Поиск респондентов. Определяется целевая аудитория, нужна ли выборка по полу, возрасту или увлечениям. Для начала можно тестировать друзей или коллег, если они отвечают требованиям.
- Аналитика полученной информации. Для того чтобы информация принесла пользу, после UX-исследования необходимо провести анализ — выявить закономерности, сделать выводы.
Для составления качественных открытых вопросов можно обратиться к книге Роба Фитцпатрика «Спроси маму». А для проведения самостоятельного тестирования могут помочь инструкции из книги Стива Круга «Как сделать сайт удобным».
Заключение
Пользовательские исследования помогают сэкономить ресурсы и ускорить разработку действительно полезного для пользователей продукта. Их результаты могут быть разными и совершенно непредсказуемыми, но нужно быть готовым к необходимости переделать макет, внести изменения или даже совсем отказаться от реализации гипотезы.
UX-исследования необходимы не только для создания новых продуктов, но и поддержания успеха существующих. Они помогают определить реальные потребности людей и то, как они взаимодействуют с продуктом. И не перестают напоминать, что нельзя построить успешный продукт без учета пользовательского опыта.