Александр Пустынский
Александр Пустынский

Вопреки мерзлоте и сложностям с логистикой и бюджетами, кино в Сибири развивается, нередко попадает в международные фестивальные списки и нарабатывает активную аудиторию на местах.

Издание «Мастера Сибири», основываясь на впечатлениях от периодически поступающих в редакцию работ, решило провести фестиваль короткометражного кино Сибири. Так случился первый Makers of Siberia Film Festival.

В конкурсную программу MOSFF из 270 заявок были отобраны 15 фильмов — из них жюри выбрало лучший, автор которого получил грант на съемки следующей картины. А специальные призы вручили партнеры фестиваля: школа дизайна и технологий Bang Bang Education, журнал «Сеанс» и книжный магазин «Порядок слов».

Специальный приз в нашей номинации — место на программе по режиссуре монтажа — получила картина Voda, Zemlya I Provoda, фактически собранная из коротких перформансов автора, музыканта Александра Пустынского, во время которых он занимался синтезом звука окружающей среды со звуком своих музыкальных инструментов.

Александр — режиссер, художник-постановщик, монтажер, звукорежиссер и артист своего кино. Мы поговорили с ним о его пути в профессии, процессе создания первого фильма и о том, почему музыканту сегодня приходится быть не только музыкантом.

Voda Zemlya I Provoda

Вы музыкант? Расскажите о своем пути в профессии

Да, я занимаюсь музыкой сколько себя помню. Звук — это основной род моей деятельности. Сначала я играл в группах на барабанах, затем перешел на синтезаторы и работу с компьютером. Чем больше я погружался в процесс, тем более странная музыка начинала меня интересовать. Эмбиент занимал меня тем, что в нем можно было внимательнее расслышать различные тембры, а то, что называют экспериментальной музыкой, нравится мне своей непредсказуемостью и разными подходами к звукоизвлечению.

Когда мне наскучило выступать с подготовленной программой, я перешел на импровизацию, относительно свободную, но в рамках тональностей. Этот опыт я перенес в студию, где музыка сочинялась как некий поток. Импровизируя, я что-то сочинял на компьютере, а потом добавлял туда «украшательства» из физического мира.


Пройдете все этапы производства видео и получите профессию, которая раскроет ваш творческий потенциал.

Стать режиссером монтажа ✨

Как давно вы начали визуально документировать свою работу с музыкой и звуком, свои перформансы?

Сегодня музыканту, особенно с небольшими связями, приходится быть не только музыкантом, чтобы демонстрировать свое творчество. Вот я и начал потихоньку делать короткие ролики. Но это не было движением из безысходности, скорее еще один инструмент самовыражения. Тяга к видео у меня была довольно давно, просто раньше я не уделял этому достаточно времени.


Voda, Zemlya I Provoda — это собрание коротких перформансов. Вы изначально планировали соединить их однажды в кино, или эта мысль пришла позже?

Этот фильм я смонтировал специально для Makers of Siberia Film Festival. До этого меня спрашивали знакомые и мама, почему я не сделаю из своих роликов более длительный формат, но я как-то ленился.

Работа эта непростая хотя бы потому, что нужно отобрать только те фрагменты, которые складываются в цельную историю.

Некоторые ролики, которые мне очень нравятся, не вошли в фильм, потому что не подходили либо визуально, либо музыкально. Хорошо, что я сохранил все рабочие материалы в свое время. Это позволило мне увеличить хронометраж некоторых эпизодов, местами лучше их склеить.


Режиссер монтажа фильмов: кто это и что делает, вход в профессию, навыки и зарплата монтажера
Какую роль занимает режиссер монтажа в видеопроизводстве? Рассказываем про необходимые ему навыки, софт и о том, как им стать
Читать далее

Как проходила работа над сценарием фильма? Как вы выстраивали драматургию звука и изображения, как соединяли эти две сущности?

Сценария как такового не было. После отбора самых сильных видео я начал перемешивать их между собой и прислушиваться к внутренним ощущениям. Менял их местами, некоторые убирал. Со временем начали появляться силовые узлы — блоки роликов. Их я тоже пробовал ставить в разные места и снова возвращался к ощущениям. Таких операций было около 15. Остановился я в тот момент, когда понял, что ничего менять не нужно. Это, конечно, избыточно трудозатратный метод, но без опыта по-другому никак.


Как вы выбирали локации для фильма? И музыкальные инструменты, конструкции, если можно их так назвать, для каждой локации? Как выстраивали этот диалог между инструментом и окружающей его реальностью?

Тут тоже не было строгого замысла. Я ездил на велосипеде по Красноярску и иногда подмечал места с особым видом и звуком. Какие-то места мне советовали знакомые, я отмечал это все на карте. Параллельно с этим я думал об инструментах, выписал список того, что есть, и того, что собираюсь сделать. Потом сводил эти два списка друг с другом, опираясь на то, как соотносятся громкости инструментов и окружения, а также на то, как они будут смотреться в кадре. Этот список был контент-планом, но достаточно ненадежным, я постоянно его перетасовывал.


Дизайн-библиотека BBE

Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях профессии.

Зайти посмотреть

Жанр вашего фильма как будто меняется на протяжении всей картины. Из серии перформансов он превращается в документальный фильм-концерт, в манифест о взаимодействия человека и природы, в автобиографический портрет. Как вы сами определяете его жанр?

Фильм-концерт — да. Про автопортрет не совсем согласен. Большая часть моей музыки — электронная. Почти все мои идеи воплощаются с помощью компьютера, а этот перформанс был как бы отвлечением от этой практики. Поэтому если это и портрет, то не полный.


Вы режиссер, художник-постановщик, монтажер, звукорежиссер и артист фильма. Было ли вам сложно одному внутри видеопроизводства? Участвовал ли кто-то еще в создании картины?

Почти всю работу я сделал сам. Это не было трудно по нескольким причинам. Во-первых, я не слишком торопился и делал все в том темпе, в котором получалось, а во-вторых, я горел этим делом, мне очень нравился и процесс, и результат.

Под конец сезона со мной ездил товарищ и снимал меня, мы тогда даже думали сделать документальное кино, но не сложилось. А в монтаже мне помогал друг, который в этом хорошо разбирается. Я скидывал ему промежуточные версии, и мы подолгу разговаривали, обсуждали, что можно изменить и как лучше. Он мне очень помог своими советами.


Монтажное мышление: топ-5 эффективных упражнений
Пять практических заданий, которые помогут познакомиться с профессией
Читать далее

Что было самым трудным в процессе создания фильма? И в профессиональном, и в эмоциональном смысле

Проблема была в том, что материал изначально не был предназначен для монтажа фильма. Не хватало подсъемочных кадров, чтобы передать документальность происходящего. Инструменты, локация и музыка каждого ролика неохотно склеивались в осмысленную историю.

Эмоционально было трудно справиться с острой ностальгией по городу, когда подбирал материал. Я уехал из Красноярска и живу сейчас в Грузии.


Были ли вы рады специальному призу от Bang Bang Education? Актуально ли для вас сегодняшнего обучение режиссуре монтажа?

Да, я рад! Это отличная возможность более подробно изучить, как работает видеопроизводство с профессиональной точки зрения, а возможно, даже получить новую профессию.

Профессия «Режиссер монтажа»

Научитесь монтировать рекламу, ролики для YouTube и социальных сетей, музыкальные клипы и короткие метры. Приобретете навыки работы в Adobe Premiere, DaVinci Resolve и Adobe After Effects.

Хочу учиться ⚡️
Поделиться