Полина Варфоломеева — режиссер рекламы и клипов, преподавательница программы по режиссуре монтажа и автор канала dazed and amazed — рассказала, какие практики помогают организовать креативный процесс и придумать клип.
Смысловые ассоциации
- Включите трек. Выпишите или прочитайте слова (если они есть).
- Подумайте, какие ассоциации вызывает текст песни и музыка. Это могут быть прилагательные, существительные, глаголы, имена, события — что угодно.
- Сразу запишите возникшие ассоциации и начните выявлять связи, соединяя слова стрелочками или другими графическими элементами.
В результате получится смысловая карта, или mind map, — большой список ассоциаций, где одно понятие вытекает из другого.
Курс «Создание музыки с помощью компьютера и доступного ПО»
Узнаете, как создавать музыку или саунд-дизайн с помощью компьютера и доступных программ, даже если вы не музыкант. Освоите простые базовые навыки музыкального производства и редактирования звукового материала.
Визуальные ассоциации
Во время прослушивания песни зарисуйте визуальные образы, которые приходят вам в голову, или составьте мудборд из готовых изображений, найденных в сети или офлайн: в Pinterest, Vimeo, среди кадров из фильмов или даже в музеях и на выставках.
Не подвергайте изображения анализу, просто соберите как можно больше образных ассоциаций — предметов, локаций, героев, абстракций, рисунков, цветов, — а затем попробуйте скомпоновать из них целостный мудборд, убрав выбивающиеся идеи.
Развитие идеи и смысла
Если в песне заложено очень яркое сообщение или артист сообщил вам, какое послание он хочет вложить в будущий клип, постарайтесь развить идею и смысл с помощью вопросов:
- Что вы хотите сказать?
- Какое настроение вы хотите передать аудитории? Как вы это сделаете?
- Какова функция этого момента в истории?
- Что мы можем убрать, чтобы оставить только главное?
Если идея сюжетная, развить ее можно с помощью сценарных техник.
Проработайте героя — кто он, откуда, кем работает, о чем мечтает, кто его родители, какая у него любимая игрушка детства:
- Чего хочет герой?
- Что и кто ему мешает?
- Что будет, если он не достигнет своей цели?
- Какие действия приведут его к цели?
- Какой урок он извлекает в конце, что обретает?
Если идея образная:
- Что будет, если заменить этот образ?
- Как еще можно это показать?
- Как сделать образ не таким явным, более завуалированным? Или наоборот — гиперболизированным?
Креативное ограничение
Многим легче создавать из заданных рамок. Придумайте список локаций, героев, предметов (их можно взять из списка ассоциаций), выберите по одному из них и начните развивать только одну сюжетную линию.
Также можно придумывать, отталкиваясь от имеющихся объектов, материалов для монтажа, персонажей для съемки.
Эти четыре способа придумывания — лишь первый этап, мозговой штурм. После того как у вас появится ощутимое количество идей, зацепок, сюжетных линий, нужно выбрать самую крутую и начать приводить ее к сценарной форме.
Присоединяйтесь к программе «Режиссер монтажа», чтобы учиться у Полины.