альманах про историю дизайна от лучших русских дизайнеров и дизайн-студий. 20 объектов, 20 героев и 20 дат. проект создан при поддержке издательства яндекса, программы, направленной на развитие просветительских проектов в цифровой среде. яндекс всегда ищет талантливых дизайнеров. смотрите актуальные вакансии здесь.
фильм «100 лет дизайна» был показан в 6 странах, 40 городах — 50 тысяч просмотров и хит beat film festival 2018. а текстовый курс нелинейная история дизайна станет дополнительным источником вашего собственно исследования.
юрий гордон
Юрий Гордон — основатель студии Леттерхэд, один из самых авторитетных дизайнеров страны. Известен благодаря работам в области графического и шрифтового дизайна, типографики, леттеринга, оформления книг и графики. Много лет делится своими знаниями и мыслями в блогах и на лекциях. Его каноническая книга о красоте кириллицы «От Аа до Яя» выдержала уже три издания. Столетие дизайна Юрий начнет с рассказа о «Баухаусе», принципах Вальтера Гропиуса и иллюстрирующих их шахматах Джозефа Хартвига.
денис башев
Денис Башев руководит дизайн-студией Дилетант и известен работами над большими и маленькими фирменными стилями и логотипами. Работал в «Силе света», студиях «Логвин-дизайн», «Томатдизайн», «Провинция», «Фронтдизайн» и др. Умеет дельно рассказывать про работу дизайнера — как творческую, так и организационную, поэтому учил студентов НИУ ВШЭ и продолжает учить желающих на лекциях по всей стране. Денис увлечен буквами и признается в любви к Фаворскому словом и действием.
linii
Дизайн-группа Линии — компания со здравым и практичным подходом к проектам. Занимаются неймингом, айдентикой, упаковкой и брендингом. На счету компании обновление стиля и упаковки московских кафе «Прайм» и «Кофе-хауз». Один из творческих директоров, Михаил Губергриц, рассказывает о «Линиях» так: «В целом, что могу сказать о нас: мы скучные математики, которые могут гарантированно решать задачи, мы не модные и не супер-трендовые ребята, которые гонятся за модой и хайпом. Мы видим проблему и пытаемся ее решить». «Линии» расскажут о пятилетке дизайна, отмеченной появлением игры «Монополия».
макси шилов, adept
Макси Шилов, дизайнер, арт-директор, режиссер, креативный директор студии Adept. Поклонник эстетики минимализма, простоты и естественности. Разработал дизайн Недели моды «Аврора» и Центра Курехина, сотрудничал с «Ауди», Британским Советом, Эрмитажем, Русским музеем, компаниями «Хайнекен», «Найк» и «Пума». Снял медитативный документальный фильм «Aestetik» про скандинавский дизайн и причины его совершенства. Представляет Алвара Аалто и показывает спроектированную им библиотеку в Выборге.
тим черный, ярость
Ярость — арт-директор Тим Черный и небольшая команда дизайнеров, которые проектируют сайты и интернет-сервисы. Работают со стартапами и большими корпоративными клиентами, делали проекты для банка «Тинькофф», Промсвязьбанка, «Йоты», Минкомсвязи, Московского метро, постоянные дизайнеры «Бэнг Бэнг». Минималистично и яростно расскажут о пропаганде в 1940-х —1945-х годах.
стас аки, readymag
стас аки — дизайнер в readymag (инструмент, который позволяет быстро создавать красивые интерактивные проекты в вебе без программирования). работал графическим дизайнером в студии артемия лебедева, один из основателей проектной группы sila. стас снял наглядное видео о принципах проектирования ле корбюзье и его «модулоре».
shuka design
Дизайн-студия «Щука» — многолетний источник модного леттеринга, интеллигентной верстки и отличных журнальных иллюстраций, к которым недавно добавился раздел скандальных фирменных стилей. Знаменитый логотип мирового шахматного чемпионата 2018 года всколыхнул нешуточный интерес к старой игре. Выпуск «Щуки» посвящен сексуальной революции, журналу «Плейбой» и помаде в вывинчивающемся тюбике.
илья михайлов, яндекс
Илья Михайлов работает в дизайне с 1992 года. В течение 12 лет был арт-директором Студии Лебедева и выпустил более 200 проектов: сайтов, фирменных стилей, промышленного дизайна и дизайна среды. Разработал и преподавал курс «Дизайн в интерактивной среде» в Британской высшей школе дизайна. С 2012 по 2017 год занимал пост арт-директора дизайн-центра «Сбербанк-Технологий». В середине 2017 года стал новым дизайн-директором «Яндекса». Его стараниями два интерактивных помощника разговаривают о Дитере Рамсе, основоположнике знакового дизайна бытовой техники и электроники.
ony
ONY — московское дизайн-агентство с мультидисциплинарным подходом к дизайну. Занимаются всем: от брендинга до разработки мобильных приложений и видеопродакшена. Сотрудничают с крупнейшими российскими и мировыми компаниями и учреждениями. Многократные участники и призеры всевозможных локальных и мировых дизайн-фестивалей. Известны ребрендингом Третьяковской галереи, ребрендингом портала «Рамблер» и полным редизайном его ключевых интерфейсов, а также комплексным проектом умного кольца с «тревожной кнопкой» Nimb. Знаковые символы пятилетки, выбранные ONY, — шрифт «Гельветика», автомобиль «Порш 911», стул Вернера Пантона и манифест ответственного дизайна.
олег пащенко, шд ниу вшэ
Олег Пащенко — легендарный бывший арт-директор Студии Лебедева, медиахудожник, дизайнер и иллюстратор, еще на заре интернета показавший всем, что веб может быть не только функцией, но и искусством. Вел курс «Дизайн в интерактивной среде» в Британской высшей школе дизайна. Преподает в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Рассуждает о философии Делеза и кресле-мешке «Сакко», которое олицетворяет дизайн не предмета, а поведения.
groza design
Александр Васин руководит дизайн-студией Гроза и, совместно с Натальей Вельчинской, фестивалем «Типомания» и массой образовательных проектов: школой «Типомания», Т24, AE24, ID24, Флорентийской школой, Таллинской лабораторией, Балтийской школой, детской дизайн-школой ШУМ. Преподает в Московском государственном университете печати. Команда любит издавать и делать книги, оформляет выставки и культурные мероприятия, работает с музыкантами и художниками. Для столетия дизайна «Гроза» создала три разные истории в одном выпуске: о студии «Пентаграм», капсульном доме Nakagin и дизайнере Михаиле Шварцмане.
илья рудерман
Илья Рудерман — дизайнер-график и дизайнер шрифтов, выпускник Московского государственного университета печати и курса шрифта и типографики в Королевской школе дизайна в Гааге. Курирует курс «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна, с 2011 по 2014 год работал арт-директором агентства РИА Новости. Один из основателей студии шрифтового дизайна CSTM Fonts и проекта type. today, представляющему собой коллекцию актуальных, современных, качественных шрифтов, отобранных экспертами, мечтающими повысить современную графическую и типографическую культуру. Рассказывает о наследии Герба Любалина: типографически ориентированных логотипах, шрифтах и журналах «Эрос», «Факт» и «Авангард».
александр гладких, charmer
студия чармер сделала имя на рынке дизайна онлайн-медиа. в их портфолио — редизайн и дизайн всего того, что миллионы людей ежедневно читают каждый день: «ленты.ру», «медузы», «ведомостей», «новой газеты», дизайн «арзамаса» и «таких дел», сайт «парка горького», «гаража» и «афиши.дейли». студия создала и продолжает развивать новые стандарты для современных онлайн-медиа и мобильных приложений новостных порталов. пятилетка с 80-го до 85-го для них — время киберпанка, персональных компьютеров и особенно «макинтоша 84» с первым графическим интерфейсом.
дмитрий салливан, sulliwan
Дмитрий Салливан — арт-директор, основатель студии Салливан, среди клиентов которой Третьяковка, Еврейский музей, Яндекс и Universal University. Специализируются на диджитал проектах различной сложности и айдентиках. По собственным словам, в работе ценят «смысл, простоту и адекватность». Дмитрий рассказывает о поле рэнде, операционной системе next и машине «делореaн» из второй части фильма «назад в будущее».
just be nice
Студия Джаст би найс основана в 2007 году Игорем Киселевым и Стасом Хрусталевым. За это время команда завершила около двухсот проектов. В числе клиентов — Московский зоопарк, «Кидзания», Парк Горького, «Юникло» и Госфинансы. В соответствии со своим названием, компания старается осознанно подходить к выбору клиентов, хорошо себя вести и не решать неэтичных дизайнерских задач. Первая половина девяностых через призму JBN — это первая версия «Фотошопа», интернет и веб-дизайн, а в графике — Дэвид Карсон, Стефан Загмайстер, уличная мода и бренд Supreme.
Студия Артемия Лебедева
Студия Артемия Лебедева долгое время была первой, единственной и самой крупной российской дизайн-студией страны. Её, как университет, прошла едва ли не половина заметных дизайнеров страны, от нее отпочковалось множество студий, агентств и компаний. Долгое время студия создавала почти всю дизайнерскую повестку в области веб-разработки, задавала тренды и до сих пор тревожит сообщество шумными проектами. В столетии дизайна Артемий Лебедев говорит о находках компании во время «первичного накопления капиталов» в начале эры интернета, а известные «выпускники» вспоминают свои впечатления.
Полную версию этого ролика можно найти здесь.
алексей ивановский
Алексей Ивановский — арт-директор легендарного издания В-О-С, перевернувшего представления о контакте зрителя и материала в интернете. Сумасшедшие игры, тесты, галереи, графика, которую любили и ругали, странные идеи, — все стало образцом для современных молодежных и контркультурных изданий. Из интервью «Лук эти ми»: «Меня не так интересует выбор шрифта, как следующий уровень, на котором все части материала живут, двигаются и взаимодействуют с читателем». Приметы конца девяностых — начала двухтысячных глазами Ивановского — отказ от панковского дизайна, уход в сторону интерфейсов и рациональности, веб 2.0, АБ-тестирование и соцсети, изменившие нашу жизнь.
esh gruppa
Еш группа — московская дизайн-студия, специализирующаяся на броской айдентике и прочих визуальных системах. Делают многостраничные издания, сайты, навигацию, выставочные пространства. Известны фирменным стилем популярной школы компьютерной графики и технологий «Скрим скул», стилем кинофестиваля «Волна», айдентикой театра «Практика». Дмитрий Кавко рассказывает о том, как он стал дизайнером.
white russian studio
В студии Уайт рашен практикуют мультидисциплинарный подход к работе и ежедневно создают дизайн, комбинирующий графику, веб, мобильный интернет, моушен и все, что требуется, чтобы выразить идею. В мире оценили: студия получила 4 награды на Red Dot в категориях «Брендинг», «Сайт» и «Моушен-дизайн». На виду айдентика Московской школы кодинга и парка «Сокольники», иллюстрации для «Эсквайра», брендинг канала «Кино ТВ». Событие периода, о котором рассказывают дизайнеры компании, — переход от сквеморфизма к флэт-дизайну
антон шнайдер
Антон Шнайдер работал ведущим дизайнером и мозгом в Студии Артемия Лебедева, а потом вместе с товарищами основал бюро «Сила». Консультировал других дизайнеров, препарировал дизайн-мышление, учил общественность относиться к работе без занудства. Несколько лет курировал рекламный дизайн «Яндекса», параллельно вместе с женой развивая марку одежды Ksenia Schnaider. Ушел из «Яндекса», чтобы сосредоточиться на набирающем обороты модном бренде. Антон Шнайдер предрекает развитие и распространение брутализма — дизайна без дизайна, который делается инженерами в ответ на потребность людей в скорости, простоте и функциональности.
Дмитрий Барбанель
Дмитрий Барбанель специализируется на графическом дизайне, полиграфии, печатных медиа, книжном дизайне. Сделал поговорку «мастерство через ремесло» девизом для целого поколения молодых дизайнеров, которые мечтали попасть к нему в рабочую Мастерскую и на образовательный «Кампус». Практикует осознанный подход к жизни и работе, много философствует, консультирует и учит других. В альманахе — взаимодействовать с великими, глубоко копать, искать в дизайне жизнь и не копировать тренды, копирующие другие тренды.
текстовый курс нелинейная история дизайна станет дополнительным источником вашего собственного исследования.
Об альманахе на Afisha Daily, Interior, РБК, Meduza.
четыре раза в год мы выбираем одну домашнюю работу, опубликованную в instagram или facebook с хэштегами #студентыbangbang и #100летдизайна, и дарим автору любой курс bang bang education. приятного обучения и удачи!