25 июля 2022 года в продажу поступил первый номер печатного журнала «Правила жизни» — бывший Esquire. В отличие от предшественника, где главную роль в оформлении играли фотографии, новое издание будет ориентировано на иллюстрацию. Журнал «Точка зрения» узнал, как художница Катя Мурысина создала рисунок для обложки и почему арт-директорка Ника Добина обратилась к картинкам, созданным вручную.
Что за сюжеты на обложке
Мне прислали тексты, которые будут в журнале. Там личные истории разных героев. Мне кажется, общая линия и тема картинки самой обложки немного другая, поэтому я все просмотрела и делала уже по темам, которые мне предложила арт-директорка. Придумывала, не опираясь на истории под обложкой.
Арт-директорка Ника прислала мне темы: о том, что произошло с Россией после 24 февраля, как изменилась жизнь и какой стала новая реальность. Нужно было показать бизнесменов без работы, растущий рубль, проблемы с самолетами, очередь в «Икею». Пока я рисовала, из России успели уйти Coca-Cola и Nike, поэтому их я тоже добавила. Меня об этом не просили, но, кажется, для России это важно, и важно для меня, как для любителя найков и кока-колы. (Мнение редакции о приоритизации проблем, с которыми столкнулась Россия, может не совпадать с мнением героинь журнала. — Прим. ред.)
Один из моих любимых сюжетов — чувак, который открывает полы пальто и открывает запрещенку в виде VPN, Instagram и Facebook (Организация Meta признана в России экстремистской — Прим. ред.) Еще мне нравится сюжет, где все пытаются забежать в последний самолет, который увозит подальше от России, а параллельно этот самолет разбирают по частям, и понятно, что он уже никуда не полетит.
Освоите навыки иллюстрации и разовьете свой стиль с помощью рекомендаций ведущих специалистов. Изучите Photoshop, Illustrator и подготовите портфолио из 5 проектов. Сможете повысить ставку и зарабатывать больше.
На какие детали обратить внимание
Даже если меня просят нарисовать то, что мне не нравится, стараюсь сделать это в той интонации, которая будет мне близка. Например, мне сказали включить в обложку сюжет с инсталляцией «Заместим», которая появилась в центре Петербурга. Мне очень не нравится этот объект, потому что я жила в этом городе, а инсталляция была прямо на Малой Конюшенной. Это уродливо, пошло и безвкусно. Поэтому я сделала надпись в виде игрушечных букв, которыми играет ребенок, показав свое отношение к этой прекрасной инсталляции.
В обложке есть мои личные детали. Например, кактус на подоконнике — это кактус из видео Минаева. Раньше мы с мужем всегда смотрели за завтраком ролики, которые он выпускал по четвергам. Там был кактус, который поет песни про наркотики на польском и танцует. В целом я всегда рисую то, что меня трогает, иначе это довольно скучно.
Почему картинка построена вокруг бассейна
Чтобы собрать композицию изометрического города, я попросила Нику прислать фотографии зданий и мест Москвы, которые отражали бы, что действие происходит там. Мне очень понравилась фотография бассейна «Чайка». Я нарисовала его первым, и от него уже строила всю композицию. Обычно изометрические иллюстрации довольно однообразны и состоят из различных домов. А бассейн мне показался интересной фишкой.
Меня попросили изобразить конкретные дома. Образцом для оранжевого дома, где что-то происходит на крыше, послужил «Красный Октябрь». А здание слева, где находится H&M, базируется на похожем здании из Столешникова переулка. Правда, в оригинале оно было зеленым, но мне не подходил этот цвет, поэтому я взяла только архитектуру, упростив ее.
На что ориентировались при создании
Я не подстраивала свой стиль под журнал. Меня попросили нарисовать так же, как я делала до этого. В моих последних коммерческих иллюстрациях — кстати, все проекты, которые были референсами, я рисовала для Bang! Bang! Studio — был примерно такой стиль: изометрические картинки. Основным референсом была черно-белая иллюстрация, которую я делала для ЖК в Москве. Тогда я в первый раз нарисовала изометрию. И после я тоже работала примерно над такими же картинками, потому что всем очень понравился этот стиль.
Как выбирали цвет
Мне прислали раскладку основных и дополнительных цветов, которые будут в финале, и я выбирала из них. С одной стороны, намного проще, когда цвета уже есть, и их нужно просто разобрать так, чтобы они гармонично смотрелись. Но мне было сложно, потому что для меня это было слишком ярко. Обычно я использую серо-грязную гамму, похожую на старые засохшие краски.
Вебинар «Основы рисунка: ищем стиль»
Узнаете, как научиться рисовать с помощью простых линий и форм, из каких этапов состоит создание иллюстрации и какие упражнения помогут развить авторскую манеру рисунка.
Почему эскиз почти не изменился
Я рисовала около недели. Первые четыре-пять дней работала с утра до вечера, потом еще что-то дополняла.
Мои первые скетчи композиционно не особо отличаются от того, что есть сейчас. В целом эскиз не сильно изменился. Сначала я рисовала по массам, описывала, что будет происходить, и присылала вариант с описанием сюжетов. Потом мне пришли комментарии по сюжетам — что понравилось, что не понравилось, что заменить, а что добавить. Затем я уже рисовала поверх этого. Мне кажется, количество итераций сократилось благодаря тому, что я изначально письменно объяснила, что хочу нарисовать.
Я точно не делаю иллюстрации для себя: мне интересно, что подумают зрители. Но я получаю от процесса большое удовольствие. Мне в этот момент очень весело, меня это заряжает и захватывает. Когда так много рисуешь, ты полностью в это погружаешься и находишься на волне, когда постоянно приходит много идей, ты хочешь что-то добавить, дорисовать. Это очень приятное ощущение творческой депривации: вокруг ничего не существует, кроме твоей работы.
Как выбирали художницу
Мы точно знали, что возьмем курс на иллюстрацию. Это давно зрело еще в Esquire. Мы планируем остаться в поле иллюстративных картинок, а техники и подход будут разные. Я делаю новый журнал. Здесь другая сетка, другие шрифты, другой пульс в оформлении. Мы не копируем и не тянем Esquire за собой.
Как только я стала думать об обложке, я поняла, что мне нужна очень детализированная иллюстрация. Как квест-бродилка. Чтобы там было много дополнительных смыслов, уровней считывания. Катя же (помимо того, что она большой мастер и художник) — великолепный придумщик. Бывают иллюстраторы, которые не только понимают твое задание и профессионально его выполняют, что очень ценно, но еще и включают свой ресурс как соавтора. Обложку я придумала, но мне было нужно, чтобы тот, с кем я буду ее делать, додумал ее со мной.
В номере очень много материалов, где мы говорим и про самолеты, и про то, как будет жить кино, и про то, что уходят бренды. Мы прописали эти темы, а потом Катя добавила больше пяти сюжетов. Они очень тонкие и смешные: мне показалось, что заложенное нами менее забавно, чем сделанное Катей. А это суперценно: мне было важно, чтобы в этой картинке была ирония, чтобы мы не на полном миноре все отрисовали.
Какие были технические референсы
Я давала Кате как ориентир картинку, где было очень много деталей, частично смешных. При этом она была выполнена в совершенно другой технике. Я просто сказала: «Хочу этой интенсивности». Чтобы сюжетики были маленькие, чтобы их было много-много, чтобы они взаимодействовали друг с дружкой, но при этом ты путешествовал глазами и читал в каждом из них новый месседж.
Еще один референс я дала из Катиных работ. Я не стала ориентировать ее на кого-то, а пошла в ее портфолио, выбрала несколько работ и сказала, что мы хотим также, только добавить цвета.
Для чего использовали изометрию
Мы решили сделать обложку изометрической, потому что хотелось, чтобы это был город. Чтобы был перспективный рифмующийся ракурс, и чтобы картинка не была сильно запутана: какая-то структура и жесткость все же должны быть. Вся живость и сложность иллюстрации — в персонажах и в том, что они делают. А то, что они находятся на площадках, которые подчинены какой-то геометрии, помогает изображению не рассыпаться в мозаику. Чтобы глаз мог по ним путешествовать и не заблудиться.
На обложке изображена Москва, потому что я сформулировала, что хочу мегаполис. Мне было нужно, чтобы это был не стопроцентно узнаваемый город, но чтобы картинка звучала так же, как Москва. Катя не москвичка, поэтому мы накидали ей лендмарков, но в итоге они не особо участвуют в иллюстрации. Не было задачи нарисовать какое-то суперузнаваемое место из Москвы.
Почему «Правила жизни» выбрали иллюстрацию
Я много лет делаю журналы. Есть правила верстки, которые из головы не уберешь. Когда я выбираю фотографии, я читаю текст, моя голова его переваривает, я даю задачу фотодиректору, и я же потом фильтрую эти изображения. Выбор получается односторонний. Иллюстрации позволяют впустить новых авторов и расширить угол зрения при взгляде на текст. Я не говорю художнику, что рисовать.
Иллюстрация живет. От момента эскиза до результата и у меня, которая что-то ожидает, и у художника движется мысль. Иногда это бывают сюрпризы, и мне очень нравится, что они появляются.
Мы не выбираем одну стилистику, которой будем придерживаться. Мы будем работать с разными художниками, которые рисуют в разных техниках, и для нас это новый пульс. Хочется показать, что мы живые люди, мы производим и создаем, складываем и собираем журнал. И поэтому внутри тоже очень много неровностей: текст ездит вправо-влево, иногда подъезжает к краю страницы и рискует быть отрезанным типографским станком. Вокруг нас все живое, все дышит и перемещается — так же, как в журнале.