Благотворительный фонд «Шалаш» решает проблему трудного поведения, помогая детям и подросткам справляться с агрессией и травлей. Проект существует всего четыре года, но за это время ребятам удалось невозможное — запустить несколько десятков курсов, открыть направление для учителей и родителей, создать отдел исследования и разработать узнаваемую айдентику.
Руководительница направления коммуникаций в «Шалаше» Саша Суворова рассказала нам, с чего начался проект, как организована работа команды, откуда у ребят любовь к дизайну и как поддержать фонд.
Несколько лет назад директор фонда, социальный психолог и педагог Лиля Брайнис решила работать с детьми, прошедшими через детские дома.
У таких детей часто отсутствуют необходимые социальные навыки, и им, и семьям, в которых они живут, очень трудно адаптироваться к новым условиям жизни. Дети, попавшие из системы детских домов в семью, а потом в школу, сталкиваются с сильным стрессом и огромным количеством неизвестного. Поэтому они часто проявляют трудное поведение: могут вести себя агрессивно или, наоборот, замкнуто, могут воровать, стать жертвами или авторами травли, попасть в зависимость.
Трудное поведение проявляют любые дети — и кровные, и приемные, и мальчики, и девочки, из тех семей, которые принято считать благополучными, и наоборот.
Поэтому фонд стал проводить занятия по развитию социальных и учебных навыков для всех детей, которые испытывают трудности с пониманием и выражением эмоций, коммуникацией, общением со сверстниками и взрослыми.
Помимо занятий по развитию учебных и социальных навыков для детей от 7 до 13 лет, у нас есть занятия для старших подростков 14–17 лет — они учатся эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчивости. Эти навыки нужны, чтобы снизить риски саморазрушающего поведения, поскольку старший подростковый возраст связан с огромным количеством изменений и стресса.
За 4 года существования фонда мы провели 1 305 занятий для детей и подростков, а наши курсы прошли 856 детей и подростков. Сейчас у нас 20 курсов, мы выпустили 5 больших исследований, открыли пространство для подростков (сейчас «Шалаш.Спот» в стадии перезапуска), создали курс для родителей и курс для учителей в Яндекс.Учителе, выиграли 6 грантовых конкурсов, а наши материалы посмотрели больше 100 миллионов раз.
Трудное поведение — это не вопрос того, что ребенок чего-то не хочет или осознанно выбирает делать или не делать.
Это в первую очередь проблема того, что дети не могут сами разобраться в том, что с ними происходит, и просто перестать себя так вести.
Взросление — очень трудный и длительный процесс, во время которого человек меняется, узнает себя и учится взаимодействовать с окружающим миром. Никто не рождается со знаниями, как все устроено, поэтому только взрослые могут научить детей безопасной коммуникации и поведению в конфликтных ситуациях. Без этих навыков очень сложно учиться в школе, строить безопасные и близкие отношения, делать выбор, отстаивать себя, пробовать новое и делать выводы из собственных ошибок.
Только взрослые могут помочь детям справиться с трудным поведением, поэтому для системного решения проблемы мы развиваем направление работы с родителями и учителями.
Мы даем понятные и проверенные инструменты всем, кто работает или взаимодействует с детьми.
Помимо этого мы развиваем «Метод» — проект для учителей и других взрослых, в котором мы собираем всю важную и полезную информацию для работы с трудным поведением. В наших соцсетях мы регулярно публикуем простые и понятные карточки и инструкции, собираем их в памятки, делимся нашими знаниями и экспертизой в медиа и партнерских проектах.
Поскольку наша цель — сделать помощь и проекты эффективными и соответствующими современным исследованиям, которые существуют в сфере образования, в нашем фонде есть направление разработок и аналитики. Этот отдел отвечает за создание новых продуктов, собирает статистику, проводит собственные исследования и регулярно изучает, что публикуют специалисты в области педагогики и социальной психологии.
Ведущие и волонтеры — наша основная движущая сила.
Именно они проводят занятия с детьми, ведут дневники, в которых отмечают прогресс каждого ребенка по развитию социальных навыков, выполняют роль безопасного взрослого и применяют наши методики на практике.
За коммуникацию в фонде отвечает отдел маркетинга. У нас работают редактор, менеджер и дизайнер, но некоторые задачи мы заказываем на аутсорсе внештатным подрядчикам или волонтерам. У нас очень компактная команда близких по духу людей, мы все разделяем одни и те же ценности, и для нас очень важна и по-настоящему интересна наша работа.
Мы очень радуемся каждый раз, когда к нам приходят с предложениями совместных проектов.
Это значит, что наша деятельность — близка и понятна большому количеству людей, и нам очень приятно видеть в наших партнерах единомышленников. К сожалению, у нас не получается соглашаться на все проекты в первую очередь из-за размера команды. Поэтому мы принимаем решения, исходя из того, какой проект лучше всего будет работать на достижение наших целей: чтобы рядом с каждым ребенком, проявляющим трудное поведение, был взрослый, который может его поддержать и научить действовать по-другому.
Для нас дизайнер — всегда равноправный член команды.
Он вовлечен во все процессы и обсуждения и является человеком, которому мы доверяем и у которого есть право высказать аргументированное «нет» в вопросах, касающихся его профессиональной ответственности.
Наш визуальный стиль постепенно разрабатывался в течение нескольких лет. Над тем, что вы видите сейчас, поэтапно работали дизайнеры Леша Ивановский и Таня Егошина, а сейчас за нашу айдентику полностью отвечает Аня Чил-Акопова.
То, как выглядит визуальный стиль фонда «Шалаш», связано с тем, что мы работаем на разные аудитории: мы должны быть понятны и детям с подростками, и совершенно разным взрослым.
Благотворительность в России — очень стремительно развивающийся сектор, и, кажется, сегодня уже очень многие люди понимают, что это не только про деньги или физическую помощь.
В нашей работе очень много случаев, когда люди жертвуют свое время, профессиональную экспертизу, знания, помогают контактами, производством или просто советом. Это очень ценно, потому что многие вопросы решаются не деньгами, а личным вкладом неравнодушных людей. Это дает невероятную гибкость в решении задач, а людям позволяет почувствовать себя сопричастными.
Работа с интеллектуальным волонтерством точно так же требует ресурсов фонда, как и любая другая работа с партнерами и проектами. Волонтеров нужно найти, договориться, курировать их работу, управлять взаимодействием с основной командой. У многих фондов просто нет на это сил, времени, и есть другие, «горящие» задачи.
У многих наших сотрудников есть бэкграунд в медиа, рекламе и креативной индустрии.
Поэтому у нас гораздо проще и короче путь до тех, кто может нам помочь, и большой опыт в выстраивании процессов и взаимодействия с ними.
Все предложения о партнерствах, сотрудничестве, волонтерстве и другие вопросы можно отправлять нам на почту join@shalash.academy. Волонтеры могут заполнить форму на главной странице сайта. А еще нас можно поддержать пожертвованиями на сайте фонда, на благотворительном сервисе Мос.ру, платформе «Нужна помощь»* и во ВКонтакте.
Фонд «Шалаш» в социальных сетях: Telegram, ВКонтакте
* Признаны иностранным агентом.