Как получается, что простые, на первый взгляд, предметы становятся иконами дизайна? Декоратор и создательница телеграм-канала «Эстет пищит» Таня Власюк помогает нам ответить на этот вопрос и приводит в пример шесть культовых стульев, которые десятилетиями не сходят со сцены и до сих пор одинаково уместны в особняках аристократов и комнатах студентов.
В конце статьи найдете универсальную формулу для создания своей иконы дизайна!
Stool 60 Алвара Аалто
Stool 60 — один из пионеров модернистской революции в дизайне среды начала века. Воплощение всего, за что мир любит скандинавский дизайн. Самый именитый табурет в мире, трехногий дедушка той самой Frosta из IKEA. Создан в 1933 году специально для библиотеки в Выборге, но оказался так хорош, что покорил весь мир. Автор — кумир архитекторов и дизайнеров Алвар Аалто.
Табурет покорил современников лаконичностью и простотой конструкции задолго до того как IKEA стала мейнстримом. Stool 60 штабелируется, а значит, экономит место в маленьких квартирах. Доступный, простой в сборке и транспортировке: производится из недорогого березового шпона и состоит всего из 13 деталей вместе с шурупами.
Его плавные линии — яркая примета эпохи mid-сentury и напоминание о фирменном почерке автора. Все это вкупе с популярностью Алвара Аалто как архитектора обрекло Stool 60 на успех.
Дизайн-практикум по созданию интерьера
Пройдете все этапы проектирования и познакомитесь с основами планирования пространства. Поймете, как сделать интерьер дома так, чтобы в него хотелось возвращаться даже из отпуска.
Ceska Марселя Бройера
Консольная форма стула виделась модернистам 20-х идеальным решением, чтобы выкинуть на свалку истории традиционные четыре ножки, а стальные трубки оказались подходящим для этого материалом. Чтобы обмануть силу тяжести и перенести вес сидящего человека на передние опоры, требовался запас прочности.
Первым прототип консольного стула представил Март Стам в 1926 году. Суровая, зато прочная конструкция из газовых труб, скрепленных фитингами, вдохновила великого Миса ван дер Роэ, и в том же году он представил свою версию консольного стула — элегантный и упругий MR10, спинка которого будто «висит» в воздухе.
В это же время над мебелью из гнутых стальных трубок успешно работал молодой преподаватель Баухауса Марсель Бройер. Его кресло Wassily к тому моменту уже стало знаменитостью в мире дизайна. В 1928 году Бройер показал и запустил в серийное производство лаконичную и выразительную модель B32, известную нам сегодня как стул Cesca («Ческа») — «пружиняще» комфортный, прочный, устойчивый.
Параллельно у гениев шли судебные разбирательства, чтобы доказать, кто первым поймал идею, носившуюся в воздухе. Бройер проиграл судебный спор за первенство в создании консольного стула, зато завоевал места в наших сердцах.
«Ческа» получился визуально легким за счет воздуха вместо ножек, светопроницаемой спинки и дизайна по принципу непрерывной линии. А еще — уютным и при этом «модернистским» благодаря контрасту теплого ротанга с холодным металлом. Этот же контраст позволяет легко вписывать стул в современные и исторические стили.
Tulip Ээро Сааринена
«Пространство под столом — это уродливый, запутанный мир», — вторил коллегам-модернистам Ээро Сааринен, поэтому решил навести визуальный порядок под столешницей по-своему — убрать у столов и стульев все лишние ножки, оставив необходимый минимум — тонкий пьедестал.
Чтобы сделать единственную литую опору устойчивой и прочной, дизайнер годами экспериментировал со стеклопластиком, но в итоге пришлось усилить конструкцию алюминиевыми вставками.
Стол и стулья Tulip передают дух времени. Они создавались в эпоху покорения космоса, поэтому их футуристические силуэты часто можно встретить на космических станциях или в офисах пришельцев. Например, в «Солярисе» Андрея Тарковского, в «Космической одиссее» Стенли Кубрика или в штаб-квартире «людей в черном».
На Земле «Тулипу» нет равных, когда надо визуально облегчить интерьер. Одна ножка против четырех — весомый аргумент.
Panton Chair Вернера Пантона
А если обойтись совсем без ножек? Получится Panton Chair. Икона поп-культуры и cимвол дизайна 1960-х, включен в список Danish Culture Canon из 108 произведений искусства, официально признанных неотъемлемой частью культурных ценностей Дании.
«Я хочу создать мебель, которая будто бы вырастает из пола; превратить объект в нечто органическое», — объяснял Вернер Пантон свою мысль. Подходящим материалом для воплощения мечты стал пластик. Комфорт и практичность при этом пострадать были не должны, поэтому на воплощение идеи во всем блеске понадобились десятки лет.
Эксперименты начались в конце 50-х, а первые экземпляры сошли с конвейера только в 1967 году. Стул тогда получился тяжелым, сложным в производстве и неоправданно дорогим, но мир уже влюбился в жизнерадостные цвета и формы Panton Chair.
Эксперименты с разными видами полимеров продолжались годами. И только в 90-е технологии догнали полет мысли гения — компания Vitra перезапустила Panton Chair из литого формованного полипропилена, с которым стул стал, наконец, прочным и экологичным.
Tolix «А» Ксавье Пашара
Легендарный символ индустриализации и амбассадор стиля лофт.
Ксавье Пашар разработал стул «А» в 1934 году для трансатлантического лайнера «Нормандия». После первого же рейса стул стал знаменитостью по обе стороны океана. На контрасте с немыслимой роскошью ар-деко внутри лайнера индустриальная новинка на палубах впечатляла сочетанием функциональности, современных форм и комфорта.
Работая на семейном кровельном производстве, Ксавье Пашар с юности искал эффективный способ защитить металл от коррозии и так изобрел метод гальванизации цинком. Ноу-хау он применил в своей компании по производству оцинкованной металлической мебели Tolix. А решая задачи конкретного заказчика, Ксавье Пашар создал идеальный стул для общественных пространств.
Стул Tolix получился устойчивым к разрушительным соленым брызгам и палящему солнцу, увесистым, чтобы не опрокидывался. Перфорированное сиденье не позволяет скапливаться влаге, слегка расставленные ножки нужны для большей устойчивости во время качки, высокая спинка — для удобства. Когда стулья не используются, их легко стопировать.
Особенно оценили стул «А» и его производные владельцы баров и бистро с уличными верандами. Стулья Tolix служат десятилетиями, а если и покрываются с годами ржавчиной, то это только придает им особый шарм и индивидуальность.
Louis Ghost Филиппа Старка
Харизматичный, универсальный и просто красивый.
Louis Ghost — совсем молодое «привидение». Стул создан в 2002 году, но уже признан иконой дизайна. Это главный хит и выразитель идей итальянской компании Kartell, которая исследует и популяризирует пластик с 1949 года. По миру успели разлететься больше 1,5 млн «призраков», реплик — бессчетное количество.
С Louis Ghost Филипп Старк и Kartell нарушили закон маркетинга — запустили дизайнерскую вещь в массовое производство. Теперь поставить дома оригинальное произведение звезды дизайна планетарного масштаба может каждый, кто зарабатывает и обладает здоровой самоиронией. Тиражный люкс и пластмассовое барокко сложно принять без улыбки, поэтому Louis Ghost как никто умеет сбивать пафос с классических интерьеров. При этом мимолетный хрустальный образ растворяется в любом окружении, не утяжеляя его.
Литая конструкция без стыков и зазоров и пластик высшего качества позволяют стулу демонстрировать чудеса прочности. За это его тоже обожают владельцы ресторанов и уличных террас (речь тут идет, конечно, про оригиналы).
У самого знаменитого стула Старка есть еще одно ценное качество — он заряжен смыслами. По признанию автора, Louis Ghost — «выражение коллективной памяти, он напоминает обо всех исторических стульях сразу». За основу взято классическое кресло в стиле Людовика XVI, но вместо дерева — прозрачный пластик, чтобы подчеркнуть всю условность его существования в наши дни.
Продолжать список знаменитостей в мире мебели можно долго, но для формулы успеха, применимой к любому предметному дизайну, уже достаточно.
Итак, если ваш продукт можно назвать емким символом эпохи и выразителем идей поколения, он создан с применением вашего ноу-хау, функционален, красив, безопасен, уместен в любом окружении и обладает вневременным дизайном — уже хорошо! Если же это новое слово в дизайне среды и яркое социальное высказывание — еще лучше. В идеале он должен быть создан гением, на счету которого десятки великолепных произведений, но именно это превратилось в концентрат стиля и фирменного авторского почерка. Плюсом будет эпатажность продукта и яркая рекламная кампания в поддержку.
Если соберете хоть половину слагаемых — ваш шедевр уже обречен на успех и место в музейных коллекциях.