Содержание

Что такое бриф

Бриф для дизайнера — это краткое и четкое описание задачи или проекта. В контексте дизайна и маркетинга бриф является основным инструментом для передачи информации от заказчика к исполнителю. Он содержит ключевые моменты, такие как цели проекта, целевая аудитория, особенности бренда, требования к дизайну и другие важные параметры.

Заполнение брифа — первый шаг к созданию уникального и соответствующего ожиданиям дизайна. Клиент должен понимать, что от предоставленной им информации будет зависеть итоговый результат.

Бриф — это не только инструмент для дизайнера, но и хорошая возможность для клиента лучше определить, что именно он ожидает получить. Детально заполненный бриф снижает вероятность недопонимания и упрощает весь процесс работы над дизайном.


Что должно быть в брифе

  1. Информация о компании:
  • название компании;
  • основная сфера деятельности;
  • описание продуктов или услуг.
  1. Целевая аудитория:
  • демографические характеристики целевой аудитории;
  • интересы и предпочтения.
  1. Сведения о конкурентах.
  2. Фирменный стиль.
  3. Цель дизайна.
  4. Референсы:
  • дизайн-решения, которые нравятся;
  • стили и элементы, которых следует избегать.
  1. Требования к тексту и изображениям:
  • объем текста;
  • качество изображений.
  1. Носители и форматы:
  • площадки использования дизайна;
  • требуемые форматы файлов.
  1. Бюджет и сроки:
  • ресурсы, выделенные на проект;
  • желаемые сроки выполнения.
  1. Дополнительные пожелания.

Рассмотрим каждый пункт, который обсуждается во время брифинга — общения с клиентом и сбора всей необходимой информации о проекте перед началом работы.

Деятельность компании

В этом разделе предоставляется информация о компании, ее деятельности и особенностях предлагаемых продуктов или услуг. Клиенту необходимо выделить ключевые особенности и описать уникальные черты продукции, которые могут повлиять на дизайн.

Целевая аудитория

Понимание целевой аудитории бренда позволит адаптировать дизайн под ожидания клиентов. Вкусы разных целевых аудиторий сильно различаются: то, что визуально отзывается молодому предпринимателю, вряд ли привлечет внимание генерального директора большой компании.

Конкуренты

Заказчик может выделить как прямых конкурентов — компании, которые предоставляют аналогичные продукты или услуги, так и косвенных — организации, предлагающие альтернативные решения для тех же потребностей клиентов.

Попросите прописать в брифе особенности бренда, которые отличают его от конкурентов — уникальное торговое предложение, ценности, миссию и целевую аудиторию. Это позволит лучше понять задачу и создать визуальные элементы, которые выделят бренд на рынке.

Айдентика

Ключевой пункт при разработке дизайна. В это понятие входит логотип, палитра, шрифты и правила использования визуального языка бренда, а также тон коммуникации (tone of voice), миссия, ценности и слоган. Фирменный стиль является комплексным подходом к формированию образа бренда, исходя не только из дизайна, но и из общего восприятия и опыта взаимодействия клиента с компанией.

Если у компании есть брендбук или гайдбук, в котором закреплены правила использования фирменного стиля, то дизайнеру нужно учитывать эти руководства в работе над проектом.

Пример фирменного стиля компании

Цели и задачи

Зачем клиент обращается к дизайнеру? Очень важно обсудить с клиентом, каких целей он хочет достичь и какие задачи важно решить, чтобы добиться желаемого результата. К примеру, чтобы повысить уровень продаж на сайте, нужно решить проблему с непонятным пользователю интерфейсом.

Референсы

Референс — это образец или шаблон, который служит отправной точкой для создания замысла клиента. Это может быть изображение, иллюстрация, фотография, графика, сайт с элементами, которые нравятся заказчику, ключевые слова и стили, описывающие желаемую эстетику, и даже мудборд.

Мудборд: что это, принципы создания и примеры
Рассказываем, что такое мудборд, как его создать, и рассматриваем его пользу с точки зрения работы с заказчиками
Читайте далее

Референс помогает создать полноценное представление о том, каким должен быть будущий проект. Шрифты, архитектурные объекты, диджитал-изображения и даже природные явления могут служить референсами.

Примеры референсов для брифа

Представление заказчика о проекте может не соответствовать целям, которые он ставит. Задача дизайнера — объяснить, какой вариант сработает лучше и почему. А референсы помогут визуализировать результат работы.

Также в брифе можно прописать, чего следует избегать при создании дизайна: к примеру, конкретные цветовые сочетания, стили и даже определенные элементы.

Что такое референс в дизайне, примеры референсов
Зачем дизайнеру референсы, как их выбирать и сделать на их основе хорошую работу
Читайте далее

Текст и изображения

Уточните ожидаемый объем текста для каждого блока, чтобы сократить количество правок. Попросите определить структуру текста и его взаимодействие с изображениями. Обсудите с клиентом возможные варианты размещения текста, чтобы сохранить гармонию, адаптировать дизайн и подчеркнуть ключевые моменты, избежав перегруженности.

Носители

Носителями могут выступать сайт и социальные сети, полиграфическая продукция, мерч, упаковка, деловая документация и многое другое. Уточните у клиента, на каких носителях будет использоваться дизайн, и попросите добавить информацию для каждого из них.

Пример брендинга на разных носителях

Если дизайн нужен для социальных сетей, уточните конкретные платформы. Если для полиграфической продукции — выясните, что это будет: брошюры, листовки, афиши или что-то иное. Добавьте пункт для дополнительных требований: размеров, качества, необходимых элементов.

Бюджет и сроки

Уточните у клиента дедлайн сдачи проекта и бюджет, а также пропишите, какое количество правок включено в стоимость и за что взимается дополнительная плата. Обсудите, как будут производиться платежи.


Типографика в дизайне: что это, основы и правила
Анатомия типографики, основные термины и правила использования в дизайне
Читайте далее

Форматы брифа

Опрос в онлайн-форме

Можно создать онлайн-форму для опроса и предоставить клиенту ссылку на нее. Так он сможет подробно описать все, что поможет вам в создании дизайна.

Пример опроса в онлайн-форме для создания брифа

Электронный документ

Создайте структурированный электронный документ, который клиент сможет заполнить и отправить обратно.

Пример брифа в формате PDF

Страница с брифом на сайте

Создайте специальную страницу на вашем сайте, где клиент может заполнить бриф. На сайте также можно оставить пример с полностью заполненным брифом.

Пример брифа на собственном сайте дизайнера

Выбор формата зависит от предпочтений клиента и удобства взаимодействия.


Пример заполненного брифа

Бриф на разработку дизайна для мастерской «Алые паруса».

Название: «Алые паруса».

Основная деятельность: мастерская цветочного рукодельного мыла.

Описание компании: мастерская «Алые паруса» создает мыла вручную из экологически чистых материалов.

Цели и задачи проекта: разработка дизайна упаковки, которая поможет отстроиться от конкурентов, визуально выделит продукт на полке в офлайн-магазинах экотоваров (ценового сегмента выше среднего) и повысит уровень офлайн-продаж в Москве и Санкт-Петербурге.

Пол и возраст целевой аудитории: женщины 25–40 лет, жительницы мегаполисов с уровнем дохода от 100 000 рублей.

Интересы целевой аудитории: эстетика ручной работы, натуральность состава продуктов, приятный «не химический» запах цветочного мыла.

Фирменный стиль: ссылка на брендбук.

Конкуренты: PREDUBEZHDAI, Zielinski & Rozen.

Референсы: айдентика компании Innula, рукописный шрифт, пастельные оттенки.

Носители дизайна: упаковка для мыла.

Сроки: до 17 июля.

Бюджет: уточняется.

Порядок оплаты: 50% — предоплата, 50% — после утверждения финального дизайна.

Условия доработки: два круга правок входят в стоимость работы, стоимость одного дополнительного круга правок — от 10 000 до 30 000 рублей (в зависимости от объема работы).

Этот пример может служить основой для создания собственного брифа. Его можно стандартизировать, дополнив необходимыми пунктами или исключив неинформативные, сделать какие-то из них обязательными к заполнению, а также ситуативно адаптировать под каждого клиента.


Заключение

В бриф закладываются ключевые моменты, которые помогут дизайнеру понять потребности клиента, а заказчику четко сформулировать свои ожидания. От целей проекта до сроков и бюджета — каждый этап играет важную роль в успешной реализации дизайн-проекта.

Разбор референсов и предпочтений клиента помогает понять, каким образом визуальный язык должен взаимодействовать с целевой аудиторией. Определение количества текста на макете, особенностей использования дизайна на различных носителях и желаемого числа финальных вариантов часто позволяет избежать разногласий на последних этапах работы. Обсуждение сроков, бюджета, порядка оплаты и условий доработки закрывает вопросы финансовой и временной составляющей проекта.

Важно помнить, что бриф — это не жесткие рамки, а инструмент взаимопонимания между клиентом и дизайнером. Открытый диалог, внимание к деталям и эмпатия приведут к результату, который порадует обе стороны.

✨ Подборка курсов по графическому дизайну ✨

Годовая программа «Графический дизайнер». Оформите портфолио и добавите в него 13 работ, сможете брать первые заказы после 6 месяцев обучения на курсе, научитесь презентовать свои идеи и дизайнерские решения и узнаете, как выстраивать работу с заказчиками.

Годовая программа «Графический дизайнер Plus». Научитесь создавать логотипы, фирменный стиль и рекламные материалы, изучите Photoshop, Illustrator, Figma и подготовите портфолио из 16 работ. Пройдете практику под руководством ведущих дизайнеров Ozon и «Самолета», решите брифы для Самоката и «Магнита». Сможете зарабатывать от 80 000 ₽ и быстро вырасти до уровня Middle.

Курс «Типографика: о форме и содержании». За восемь занятий разберете основы верстки и принципы сочетания шрифтов, научитесь использовать мнемонические и выразительные средства типографики. Примените знания на практике. По окончании курса сформируете базовое портфолио.

Курс «Текст: от статей до интерфейса». Научитесь писать статьи, руководства, рассылки, попробуете себя в качестве продуктового редактора и напишете текст для лендинга. Отдельная часть обучения посвящена рабочему пространству: от сбора информации и общения с коллегами до сдачи готовой работы и решения конфликтов.

Курс «Дизайн упаковки для реального мира». Разберете все этапы проектирования упаковки бренда: анализ рынка, изучение потребителей и конкурентов, позиционирование, разработку дизайн-концепций, выбор материалов, подготовку к производству и печати.

Курс «Айдентика: от идеи к визуальному воплощению». Пройдете путь разработки визуального образа — от исследования, анализа рынка и поиска метафоры до презентации готовой системы на конкретных носителях. Узнаете, что такое бренд-стратегия и как позиция, характер и ценности компании отражаются в айдентике.

Поделиться